В то же время коронная шестерня продолжит находиться в зацеплении с сателлитами, расположенными на второй ступени, при этом она выйдет из фиксирующих пазов редуктора. Это даст ей возможность свободно вращаться.
Как отремонтировать шуруповерт
Дрель-шуруповерт — это один из самых востребованных компактных электроинструментов, который чаще всего используется в домашнем хозяйстве. С его помощью удобно собирать мебель, выполнять различные мелкие ремонты и другие работы. Для выполнения различных задач применяются сменные насадки. Независимо от качества и производителя, этот инструмент может выйти из строя в любой момент. Не всем понятно, как провести ремонт шуруповерта своими руками, но с желанием и усилиями это можно освоить.
Место | Модель | ||
1. | Metabo PowerMaxx BS Basic 600080500 | Цены | Обзор |
2. | Makita DF333DWYE 12 В | Цены | Обзор |
3. | Bort BAB-12-P | Цены | Обзор |
4. | Makita DF333DWAE | Цены | Обзор |
5. | BOSCH GSR 120-LI 601.9G8.000 | Цены | Обзор |
6. | Makita DF0300, 320 Вт | Цены | Обзор |
7. | BOSCH GSR 180-LI 601.9F8.123 | Цены | Обзор |
8. | DeWALT DCD701D2 | Цены | Обзор |
9. | Zitrek Green 12 063-4071 | Цены | Обзор |
10. | Metabo PowerMaxx BS Basic 600984000 | Цены | Обзор |
Основные причины неисправностей
Перед тем как приступить к ремонту шуруповерта, следует выяснить причину поломки. Все инструменты, такие как Бош GSR (Bosch), Макита, Метабо, Спарк, Винзор, Вихрь, Vega professional, Sturm (Штурм), Калибр, имеют схожую конструкцию и, как правило, делятся на стандартные неисправности.
Наиболее распространенными и потенциальными поломками являются:
- неисправность кнопки включения;
- отсутствие реакции аппарата на включение и выключение;
- поломка патрона;
- износ щеток;
- неисправная работа аккумуляторной батареи.
При проблемах со щетками, коллектором или якорем, аппарат может сильно искрить. Если он самопроизвольно включает, искать проблему следует в пусковой кнопке. Транзистор и кнопка отвечают за остановку двигателя. Искривление вала редуктора может также привести к основным проблемам, включая биение патрона.
Трещотка может не функционировать из-за:
- поломки пружины или штифтов;
- износа лепестков блокировщика.
Если в процессе работы слышен внезапный треск и происходит прокручивание переключателя, стоит искать причину в редукторе. Если инструмент прокручивается с треском в режимах, где ранее работал нормально, возможно, что:
- в редукторе недостаточно консистентной смазки;
- наблюдается износ рабочих пластин пластиковых шестерен, искривление редукционного вала;
- сателлит или его фиксационный штифт повреждены или сломаны;
- вышли из строя подшипники.
Шуруповерт может прокручиваться из-за ненадежной фиксации биты в патроне, связанной с износом кулачков.
Неисправности шуруповерта Макита
Частыми предпосылками поломок шуруповерта от компании Макита являются:
- Не включается шуруповерт. Здесь много не нужно объяснять. Проверьте аккумулятор, а также соединения и проводку. Мультиметр поможет провести проверку.
- Не функционирует кнопка реверса. Это ведет к невозможности либо закручивать, либо выкручивать шурупы и болты. Нужно проверить мультиметром сопротивление кнопки, прикоснувшись щупами к входным и выходным проводам кнопки.
- Регулятор оборотов не работает. В данном случае обороты могут быть либо заниженными, либо постоянно завышенными. Здесь может быть проблема с регулирующим транзистором или щетками. Необходимо провести визуальный осмотр составляющих.
Ремонт шуруповерта Макита
Ремонт кнопки шуруповерта Макита
Кнопка, которая включает и выключает устройство, является сложным электронным механизмом. Она состоит из нескольких важных составляющих:
- кнопка пуска;
- кнопка реверса;
- кнопка переключения числа оборотов;
- кнопка плавного старта двигателя.
При ремонте кнопки сначала нужно разобрать ее, открутив крепящие винты корпуса и отсоединив аккумулятор. Следующим этапом будет проверка соединений и контактов на наличие загрязнений с их последующим очищением. Если простая чистка не решит проблему, придется заменить кнопку целиком.
Ремонт зарядного устройства шуруповерта Макита
Ремонт зарядного устройства начинается с откручивания винтов, которые скрепляют крышки корпуса. Внутри находится печатная плата с контактами. В первую очередь стоит проверить трансформатор с помощью тестера, измерив напряжение на выходе. Затем необходимо проверить кабель, чтобы исключить его обрыв. Также проверяются первичная и вторичная обмотки трансформатора и предохранитель. Сборка осуществляется в обратном порядке.
Ремонт аккумулятора шуруповерта Макита
Ремонт аккумулятора начинается с удаления винтов, скрепляющих корпус. Внутри можно увидеть несколько банок, которые необходимо визуально проверить на предмет изменения формы, например, наличие вздутия. Каждую банку проверяют с помощью мультиметра на наличие остаточного заряда. Если банка разряжена, ее заменяют на новую.
Ремонт редуктора шуруповерта Макита (схема)
Чтобы снять редуктор, необходимо разобрать корпус, открутив винты с помощью крестовой отвертки. Следующим шагом будет извлечение кнопки пуска, кнопки переключения реверса и отсоединение болтов крепления двигателя к редуктору. Затем пора вынимать содержимое редуктора (разные шестерни) и шайбу переключателя скоростей. При осмотре пустого редуктора следует уделить особое внимание зубьям, расположенным по окружности корпуса редуктора. Если они истерты, редуктор не сможет выполнять задания, а переключатель скоростей будет работать неправильно. Для восстановления зубьев возможно использование небольших болтов, которые вставляются на место оригинальных пластиковых элементов. Сборка редуктора осуществляется в обратной последовательности. Схему редуктора можно увидеть на рисунке ниже.
Схема 2
Диагностика и устранение неисправностей электрической части шуруповерта
Если у вас аккумуляторный инструмент, то первым делом следует проверить батареи в аккумуляторном блоке, разобрав его. Существует два типа батарей: разборные и неразборные. Во втором случае стоит аккуратно воспользоваться отверткой, чтобы вставить её в место склеивания стенок блока, и медленно разделить части.
Затем нужно измерить напряжение на всех банках. Номинальные значения напряжения указаны на корпусе каждой батареи. Напряжение должно быть немного ниже указанного, но одинаковым на всех исправных аккумуляторах. Неисправные батареи будут иметь значительно отличающееся значение, и их бесполезно оставлять; их нужно заменить. Приобрести новые можно через интернет.
Важно правильно их спаять, то есть по принципу последовательного соединения: плюс одной батареи соединяется с минусом другой, а плюс второй — с минусом следующей и так далее.
Если вы являетесь владельцем сетевого шуруповерта, то процесс проверки немного отличается. В первую очередь необходимо раскрутить корпус устройства и снять одну половину. Возьмите тестер и «прозвоните» провод питания на наличие обрывов. Если шнур целый, проверьте кнопку пуска. При нажатии кнопки должна быть цепь на выходных контактах. В случае неисправности кнопки её нужно будет заменить или отремонтировать. В следующем разделе будет рассмотрено, как это осуществить. Если кнопка исправна, причины могут быть в электрощетках или двигателе.
Ремонт кнопки
Ниже представлена электрическая схема аккумуляторного шуруповерта.
По схеме видно, что к кнопке подходят 2 провода от аккумулятора, а от кнопки отходят 2 провода к двигателю. Также к кнопке подключены 3 провода от транзистора, который регулирует скорость оборотов. Для понимания устройства кнопки важно её разобрать. Отпаивать все провода, идущие к этой детали, не обязательно, так как они не будут мешать разборке.
Сначала снимите нажимной механизм (красного цвета) с его места. Это нужно делать аккуратно, с помощью вращательных движений, одновременно вытягивая элемент в сторону, противоположную кнопке, следя за тем, чтобы не сломать механизм.
Далее снимите крышку кнопки. В местах, отмеченных стрелками на изображении, при помощи ножа и отвертки необходимо поддеть и высвободить защелки, после чего крышку можно будет снять.
После снятия крышки вам станет виден отсек реверса, но механизм кнопки будет все еще недоступен. С помощью паяльника следует аккуратно разъединить 2 элемента (стрелка указывает на нужный элемент на следующем рисунке).
После этого аккуратно извлеките элемент под номером 1 и снимите крышку, которая закрывает секцию с механизмом включения устройства.
Удерживая возвратную пружину, аккуратно достаньте механизм из корпуса.
Устранение механических поломок
К механическим поломкам шуруповерта можно отнести неисправности трещотки, редуктора и патрона устройства.
Ремонт трещотки
Если трещотка не работает, её необходимо отсоединить от редуктора для выявления неисправностей. Иногда в муфте устанавливают специальные штоки для регулировки усилия, а в некоторых моделях вместо штоков располагается по 2 шарика в каждом отверстии. Они прижимаются пружиной, которая при закручивании регулировочного кольца оказывает давление на шарики.
В большинстве случаев ремонт трещотки сводится к очистке её компонентов от загрязнений и нанесению новой смазки.
Ремонт редуктора шуруповерта
Если в редукторе возникают шумы, отсутствующие в обычном режиме работы, или шпиндель вращается с рывками и проскальзыванием, причина может заключаться в выходе из строя шестерен механизма или сточенных зубцах на корпусе редуктора.
Шестерни чаще всего ломаются, если они выполнены из пластика, что происходит в дешевых моделях. В таком случае их придется заменить.
На следующем изображении можно увидеть устройство редуктора.
Если шпиндель не вращается, несмотря на работающий двигатель, это может быть вызвано износом пластиковых зубьев внутри редуктора.
Чтобы восстановить работоспособность механизма, необходимо разобрать редуктор. Рекомендуется фотографировать процесс, чтобы не запутаться при сборке, и на место изношенных зубьев вкрутить небольшие болтики, сточенные до нужного размера. Место, куда будет установлен болт, нужно предварительно накернить. Оно должно находиться строго напротив пластикового зуба, встроенного в внутреннюю часть корпуса.
Необходимо сделать такую разметку и с обратной стороны корпуса, напротив первой точки.
Далее, просверлите размеченные места.
Закрутите в эти отверстия болтики нужной длины, предварительно сточив их так, чтобы они находились на одном уровне с остальными пластиковыми зубьями. После подгонки болтов можно собрать редуктор, добавив на шестерни необходимое количество смазки. На этом ремонт редуктора можно считать завершённым.
Ремонт быстрозажимного патрона
Для начала ремонта данного узла необходимо сначала снять патрон с шуруповерта. Полная разборка устройства для этого не требуется. Процесс снятия быстрозажимного патрона был описан ранее.
К числу распространенных неисправностей патрона относится неполный выход одного из кулачков, как видно на следующем изображении.
Причиной данной проблемы может быть износ резьбы на гайке, зажимаюющей кулачки, или истертые зубья на самих кулачках. Для проверки этого потребуется разобрать патрон.
Двигатель
Двигатель является наиболее сложной деталью как электрической, так и механической части. Совсем не обязательно, чтобы при неисправном двигателе шуруповерт не включался. Он может работать с посторонними звуками и выше или ниже мощности при реверсе.
Проверка электрической части
Если есть уверенность, что аккумулятор работает исправно, стоит проверить износ щеток (это актуально для щеточных моторов, часто встречающихся в бюджетных моделях) — щетки являются расходным материалом и требуют иногда самостоятельной замены.
Если контактные группы, пусковая кнопка и пайка сохранились, необходимо проанализировать сам двигатель, особенно извлечь якорь. Замыкание обмоток сразу можно заметить визуально. При необходимости выполнить прозванивание мотора мультиметром. Якорь нельзя ремонтировать; требуется его замена.
Схожим образом проверяется статор. Возможна перемотка обмоток в специализированных мастерских.
Проверка механической части
Основным элементом является редуктор. В бытовых шуруповертах редуктора часто изготавливают из пластика.
Если зубья сточены, характерное проскальзывание патрона происходит уже на начальных оборотах регулятора усилия. Даже незначительное неплотное соединение может представить серьезную проблему при затяжке.
Также могут произойти:
- искривление оси вала;
- износ подшипников.
Чтобы определить состояние редуктора шуруповерта, требуется внимательный визуальный осмотр. Рекомендуется производить замену изношенных элементов исключительно в специализированных мастерских.
Почему греется двигатель
Причины могут скрываться в дефектах и неисправностях как механической, так и электрической части.
- Загрязнение коллектора. При взаимодействии щеток с вращающимися контактами может возникать искра, что приводит к перегреву коллектора. Это нормальное состояние инструмента. Если работы проводить в условиях повышенного пылеобразования (например, при штроблении), пыль осаждается на горячих контактах, образуя нагар, который добавляет дополнительное трение. Ситуация только ухудшается. Аналогичное действие оказывается накоплением графитовой пыли, образуемой самими щетками.
- Межвитковое замыкание обмоток якоря или статора. Со временем, из-за повышенного нагрева, лак, покрывающий обмотки, может треснуть и оплавиться, что приводит к межвитковым замыканиям.
- Перегрев транзистора в системе регулирования оборотов. В этом случае стоит просто сделать паузу и дать инструменту «отдохнуть».
- Проблемы с вентиляционными просветами корпуса, которые забиваются пылью. Регулярно необходимо проводить осмотр и чистку этих просветов.
- Недостаток смазки в редукторе либо ее загустение, вызванное смешиванием с пылью, мелкими механическими частицами, а также износом шестерен.
Регулярная профилактика и осмотр редуктора на предмет перечисленных проблем позволят избежать многих неприятностей.
Назначение, конструкции, особенности адаптеров
Назначение данного устройства состоит в передаче вращения с электроинструмента на ледобур. Многие промышленные адаптеры идут с ручкой, чтобы надежно удерживать инструмент в процессе работы. Конструкции переходников могут быть разными. Простейший переходник является металлической втулкой, закрепляемой одним концом на шнеке ледобура и имеющей шестигранный хвостовик для фиксации в патроне электроинструмента. С подобной конструкцией часто используется предохранительная шайба (или пластина), которая не позволяет шнековой части бура уйти под лед, если хвостовик вдруг выскользнет из патрона.
Сложный адаптер для ледобура под шуруповерт, например, модель АШ-400, предназначенная для буров Тонар, фактически представляет собой тот же простейший переходник. Одна его сторона крепится к шнековой части бура, а другая — имеет шестигранник для крепления в патроне шуруповёрта. Отметим, что данная модель имеет ручку, которая не только облегчает удержание конструкции при сверлении, но и выступает ограничительным элементом, не позволяющим потерять шнек при неожиданном выскальзывании шестигранника. Стоимость этого адаптера составляет 900–1000 рублей.
Использование описанного устройства предполагает выполнение нескольких простых шагов:
- Открутите болт, соединяющий две части бура.
- Вместо верхней части бура с рукоятками установите адаптер на шнек.
- Зажмите шестигранный хвостовик в патроне шуруповерта (или гайковёрта).
После этих шагов ледобур с электрическим приводом будет готов к работе. После использования или при необходимости вернуться к ручному бурению, демонтаж адаптера производится в обратной последовательности. Для ледобуров Тонар также выпускается адаптер АШ-800, основное отличие которого заключается в возможности регулировки глубины бурения, что может быть полезно в северных регионах, где толщина льда зачастую больше, чем шнековая часть ледобура. Цена этой модели почти совпадает с ценой адаптера АШ-400. Для ледобуров серии Iceberg производится переходник АШ-05, который отличается только диаметром выходного вала, равным 22 мм.
Редуктор для ледобура своими руками — это незамедлительная необходимость в арсенале рыболова, когда стоит задача автоматизировать обычный шнековый механизм. Следует отметить, что первоначальные ледобуры имели разнообразные сверлильные устройства, но в итоге конкуренцию выдержали только шнеки.
Эти механизмы прекрасно выполняют две основные задачи — эффективно сверлят отверстия в льду и выводят ледяную крошку наружу. Режущий элемент состоит из пары лезвий, кромки которых направлены в разные стороны, и установлены под определенным углом.
Чем и как смазать?
Во время сборки каждую деталь следует смазывать синтетической (или полусинтетической) либо минеральной смазочной пастой. Эти вещества отличаются вязкостью и устойчивостью. Чем меньше вязкость, тем чаще детали придется смазывать повторно. После разборки редуктора рекомендуют обрабатывать каждую деталь отдельно, постепенно собирая узел воедино. Смазку наносят с помощью кисти, распределяя по всей поверхности каждой детали.
Другой вариант — использование специализированного редукторного масла. Масла обладают жидкой консистенцией и могут применяться как смазка, или иногда заливаются в редуктор без разбора, если в конструкции шуруповерта имеется специальное отверстие для этого.
Таким образом, разобравшись в строении редуктора электрического шуруповерта, извлечь его из инструмента, проверить детали и, при необходимости, заменить на смазку сможет даже начинающий мастер. Если проводить эту операцию регулярно 1-2 раза в год, риск поломки шуруповерта будет минимальным.