Реечные домкраты были изобретены в начале 20 века и использовались для подъема поездов. Сегодня такие устройства в основном используются для подъема автомобилей с дороги. Это незаменимое оборудование, которое не подведет вас при любых погодных условиях.
Как пользоваться реечным домкратом: принцип работы и ремонт устройства
Многие из нас так или иначе сталкивались с необходимостью поднимать тяжелые предметы. Существует множество инструментов для этой работы, но когда обстоятельства требуют закрепить груз на большой высоте, не все типы конструкций подходят для этой задачи. Реечные лебедки — это небольшая, но очень популярная группа механических подъемных инструментов, используемых в различных отраслях промышленности. В этой статье мы кратко и пошагово объясним, какие существуют типы реечных лебедок, рассмотрим принцип их работы и объясним, как их использовать. Наконец, мы обсудим общие компоненты домкратных подставок и представим процедуры ремонта при распространенных поломках.
Типы реечных домкратов
Классификация огромного разнообразия подъемных устройств основана на главном отличительном признаке, который характерен только для определенных типов систем. Подтипы зубчатых и редукторных домкратов (рычажные и шестеренчатые) имеют существенные различия, но классифицируются в одной группе, поскольку имеют схожий принцип действия. Эти устройства используются для подъема грузов с помощью токарных станков, но их возможности, области применения и даже внешний вид принципиально различны. Для наглядности приведем некоторые факты, фотографии и краткую информацию о каждом из представителей.
Рычажные
Самый высокий тип подъемника, он пользуется большой, заслуженной популярностью среди любителей бездорожья. Он очень надежен, нетребователен в обслуживании и может использоваться в самых неблагоприятных условиях. Помимо подъема автомобиля с высокой подвеской, его иногда используют по дому для мелких работ. Например, с помощью этого приспособления можно легко вытащить старые столбы забора или выкорчевать небольшое дерево.
Технические характеристики высоких штабелеров позволяют поднимать предметы с расстояния 13 см от земли на высоту более 1,4 метра. Существуют также версии, расположенные ближе к земле, с максимальной высотой подъема до 60 см. Грузоподъемность устройства весьма умеренная — 3,5 тонны. Этого достаточно для внедорожников, но поднять более тяжелые и легкие автомобили практически невозможно.
Зубчатые (редукторные)
Уникальное подъемное устройство с вращающимся механизмом и двумя фиксированными точками. Практически никогда не используется на бездорожье, так как в закрытой системе направляющая легко переносит грязь. Обслуживание домкрата требует снятия крышки, извлечения шестеренок, промывки, сушки и повторной смазки (не сложно, но трудоемко). Эти приспособления широко используются в железнодорожных операциях, строительстве и производстве.
Средний рабочий ход реечной шестерни составляет 300 мм, высота подъема нижнего упора — около 90 мм, верхнего — около 750 мм. Таким образом, реечный домкрат может поднимать объект на высоту до 390 мм на нижнем упоре и 1050 мм на верхнем упоре. По сравнению с реечными домкратами, реечный домкрат обладает отличной грузоподъемностью — до 25 тонн. Механизм и принцип работы этого типа зубчатых домкратов подробно описаны ниже.
Как работает реечный домкрат
Установив поверхностные различия между редукторными устройствами по техническим характеристикам, внешнему виду и областям применения, можно переходить к более глубокому анализу принципа работы каждого устройства. Несмотря на общую основу в виде реечных моделей, подъемный механизм рычажных и реечных моделей принципиально отличается. Для того чтобы полностью понять обе системы, давайте объясним, как работает каждый тип реечного домкрата. Начнем с высокого домкрата.
В основе реечного домкрата лежит рейка с отверстиями, по которой ходит механизм с упором и рукояткой. Поднимаемый груз фиксируется подпружиненными стальными штифтами, которые во время подъема немного смещаются и входят в отверстия сверху. По принципу действия и форме идентичен защелке дверной ручки. Когда ручка опускается, она упирается в нижний штифт и поднимает верхний штифт на одно отверстие, сдвигая его назад. Когда ручка поднимается, нагрузка уже приходится на верхний болт, а нижний болт свободно притягивается к нему пружиной. При каждом повторении цикла механизм поднимается на одно отверстие.
Спуск осуществляется идентичным движением рычага, но задействован дополнительный элемент — металлическая деталь с пружиной, которая снимает пальцы со штифтов. Груз размещается на штифтах поочередно. Когда рычаг опускается, пластина отсоединяется от верхней части, которая при поднятии плавно перемещается в отверстие внизу. Когда рычаг полностью поднят, нижний штифт приходит в движение и постепенно отодвигается от верхнего. Вся сложность механизма основана на подвижных упорах и пружинах.
Реечный домкрат стандартной версии приводится в действие вращательным движением. В основе конструкции лежит зубчатая рейка, к которой прикреплен подъемный механизм, состоящий из двух шестерен. Обороты шестерни передаются на малое зубчатое колесо, которое передает их на большое зубчатое колесо, а затем на стойку. Благодаря разнице в размерах сила, действующая на первый элемент, увеличивается в десять раз, что позволяет поднимать предметы весом в несколько тонн.
Храповик с винтовыми зубьями, на который опирается штифт, фиксирует груз и не дает механизму повернуться в обратном направлении. Чтобы опустить ограждение, храповой штифт откидывается назад, чтобы кривошип мог двигаться против часовой стрелки. При опускании вес груза проталкивает кривошип через механизм и требует усилия, чтобы он продолжал вращаться в обратную сторону.
Существуют модели, которые вообще не предназначены для опускания. Конструкция такого подъемника с зубчатым колесом ограничивается подъемом и закреплением груза на опорах. Помимо поворотных механизмов, существуют также домкраты с рычажными передачами, с одной передачей и с храповым механизмом. Работа этих домкратов аналогична работе домкрата, но с большим натяжением и меньшим давлением на рукоятку.
С хай-джеком и.
Ручная лебедка, которая состоит из домкрата с шестерней, является простым устройством. Это устройство состоит из:
- главной цепи;
- соединительных звеньев;
- цепных укоротителей;
- шаклов;
- текстильного стропа.
Если вы хотите участвовать в соревнованиях, вы можете собрать комплект для использования домкрата вместо лебедки. Цепь предпочтительно покупать у компаний, которые продают жгуты проводов, а не в магазине «Сделай сам». Ее рабочая нагрузка должна составлять 4-5 тонн. Рабочая нагрузка крюка и мотыги должна составлять 1,5 тонны.
Дайте мне точку опоры!
Архимед уже говорил, что может сдвинуть землю, если ему дать точку опоры. Чтобы использовать шкив вместо лебедки, нужно прикрепить его к какому-нибудь якорю в земле. На практике это обычно ствол дерева, но это может быть и камень, плита или бетонный блок, который неизвестно как оказался у вас на пути.
Если нет деревьев, пней или камней, вас спасет брусчатка. Ее можно закрепить на неровной поверхности (например, в яме или на холме со старыми корнями), а лучше всего на каких-нибудь кустах (разумеется, не занесенных в Красную книгу). Самое главное, чтобы крепление выдерживало вес автомобиля и тяговое усилие домкрата. В этих кустах можно закрепить запасное колесо с отверстиями в поддоне, и дерево готово к замене.
Якорь нужен не только кораблю
Не забудьте закрепить автомобиль, чтобы он не упал назад, пока вы используете домкрат в качестве лебедки, и облегчить путь вперед, вернее, туда, куда вы хотите его тянуть. Для этого, по возможности, подложите под колеса какие-нибудь доски, ветки или кирпичи (не шипованные). Это следует делать как при запуске лебедки с помощью лебедки, так и после вытаскивания автомобиля. Кронштейн устанавливается под задние колеса. Вы также можете подложить его под передние колеса, если это не мешает продолжать движение во время демонтажа. Все это значительно облегчает использование домкрата в качестве лебедки. Эти меры следует выполнять не только в начале процесса, но и по мере его продвижения. Кроме того, нередко машину с помощью лебедки приходится тянуть вверх и в сторону или даже назад, а не вперед. В таких случаях подставка машины должна быть приспособлена к ситуации.
Установите машину, как описано в инструкции. Затем прикрепите ее к дереву с помощью ремня и цепи на машине. Обратный вариант также возможен при жестком креплении. Следите за тем, чтобы конструкция была плотной и не провисала. Это относится как к ремню, так и к цепи. Начните с рычага, как и в случае с домкратом. Держатель перемещается, и автомобиль возвращается к активной жизни. Очень хорошо, если за рулем сидит компаньон, аккуратно пользующийся акселератором. Если вашего железного коня сзади подталкивает кто-то из компаньонов, это тоже хорошо, но в грязи такой возможности обычно нет, и вы не должны забывать, куда толкаете машину. Действуйте в зависимости от ситуации.
Область применения
Трансмиссионный домкрат — это многофункциональное устройство, так как автомобиль можно поднимать четырьмя способами. Его также можно использовать вместо лебедки, струбцины и даже пресса. Давайте подробнее рассмотрим все возможные варианты использования этого инструмента.
Подъём машины за силовые части
Перед подъемом автомобиля установите домкрат на твердую поверхность
Подъем автомобиля с усиленными выступающими частями, такими как пороги и бамперы, является, безусловно, самым очевидным способом использования пары стоек. Это может быть использовано для подъема автомобиля из глубокой и грязной колеи или для поднятия передней части автомобиля, чтобы облегчить его подъем с помощью лебедки.
Подъём за колесо
Если ваш автомобиль не оборудован усиленной конструкцией, то вытащить его из любого препятствия поможет специальное приспособление под названием Lift Mate, которое часто идет в комплекте с подъемником. Это приспособление устанавливается на «клюв» подъемника и зацепляется за обод крюками, свисающими с брезентовых ремней. Затем машина поднимается.
Для подъема машины с колеса используются специальные ремни.
Полезный совет: Если Lift Mate изначально не входил в комплект домкрата, его можно приобрести отдельно. Предпочтение следует отдавать приспособлениям с крюками с резиновыми зацепами.
Поддомкрачивание за бампер
Аксессуар подходит практически ко всем металлическим бамперам, под которые не пролезает «клюв» домкрата.
Бывают ситуации, когда автомобиль приходится поднимать с бампера, чтобы поменять поврежденное колесо. Но что делать, если это не выдержит веса автомобиля? В этом случае может помочь еще один дополнительный инструмент — подъемник бампера. Это устройство представляет собой цепной строп с креплением к «клюву» домкрата и прочным крюком, который позволяет захватить элементы привода под бампером (раму, оси и т.д.).
Полезный совет: при покупке домкрата обратите внимание на его максимальную грузоподъемность.
Домкрат как замена лебёдки
Как уже упоминалось ранее, применение этого приспособления не ограничивается подъемом автомобилей и других тяжелых грузов. Домкрат Hi Jack также можно использовать в качестве ручной лебедки. Чтобы освободить своего «железного коня» от снега или грязи, иногда приходится сдвинуть его менее чем на полметра. Для решения таких задач вполне достаточно домкрата с редуктором. Более того, домкрат можно установить в наиболее удобном положении, спереди или сзади автомобиля, и тогда вы сможете толкать или тянуть автомобиль в нужном направлении.
Устройство реечного домкрата
Более длинный домкрат Hi Jack имеет длину 1,5 м.
В случае поломки пружины болты автоматически не входят в отверстия в крыльях
Когда ручка не используется, она удерживается на штанге с помощью специального фиксатора
Чтобы понять, как работает подъемник, сначала нужно рассмотреть его конструкцию. Hi Jack состоит из следующих компонентов:
- Верхняя скоба.
- Болт верхней скобы.
- Дырчатая рейка.
- Переключатель.
- Фиксатор ручки.
- Болт переключателя (с шайбой и гайкой).
- Металлическая ручка (рычаг).
- Держатель ручки.
- Ось шатуна.
- Шатун.
- Болт с гайкой.
- Большая подъёмная площадка с «клювом».
- Возвратная пружина.
- Возвратная планка.
- Перекрёстный палец.
- Подъёмный палец.
- Пружина подъёмного пальца.
- Малая площадка.
- Болт шатуна.
- Пятка со шплинтом.
Принцип действия
Работа зубчатого домкрата основана на постепенном перемещении груза между малой и большой платформами, установленными на зубчатом колесе. Давление передается через шатун.
Таким образом, в начале процесса подъема рычаг находится в вертикальном положении, и весь груз передается на высокую платформу. Когда рычаг опускается, кривошип начинает давить на малую платформу, которая, в свою очередь, передает подъемную нагрузку на верхний упор до тех пор, пока штифт не достигнет следующего отверстия в рельсе. В этот момент давление на малую платформу прекращается. Затем рычаг снова поднимается, а вместе с ним и нижний упор (ровно на одно отверстие). Так выглядит цикл подъема груза.
При опускании груза это делается в обратном порядке, т.е. циклическим подъемом рычага. Когда рукоятка находится в горизонтальном положении, малая платформа принимает на себя весь груз. При подъеме большая платформа опускается до тех пор, пока болт не войдет в соседнее нижнее отверстие. Соответственно, при каждом опускании рычага малая платформа опускается на одно отверстие.
Видео: обзор топового инструмента Hi Lift
Разновидности реечных подъемников
Одним из самых популярных козловых кранов в мире является американский Hi-Lift, который в нашей стране выпускается в двух вариантах:
Схема домкрата с зубчатым колесом и зубчатым колесом.
Обе модели идеально подходят для подъема автомобилей весом до 1,5 тонн на высоту, равную длине зубчатого механизма.
Российский рынок автозапчастей также предлагает отечественную продукцию, а именно домкрат производства компании «Сорокин Инструмент». Другим распространенным устройством для подъема автомобилей является китайский домкрат FarmJack. Глядя на эти два устройства, отличить их практически невозможно, оба имеют много общего с продукцией Hi-Lift. Единственное отличие — цвет: американское устройство винно-красного и темно-красного цвета, российское — светло-красного, а китайское — желтого.
Последние два подъемника стоит покупать только в том случае, если вы будете редко пользоваться устройством. Они хорошо выполняют свою работу, но цикл их использования явно ограничен. Если вы увлекаетесь ездой по бездорожью, рекомендуется приобрести оригинальный блок Hi-Lift. Несмотря на высокую цену, оно обладает отличным запасом прочности и прослужит несколько десятилетий.
Как пользоваться реечным домкратом для внедорожников?
Если вы приобрели реечный домкрат, не храните его в багажнике и не крепите к рейлингам. Сначала нужно опробовать новый домкрат и понять, как им пользоваться.
Домкраты для багажника Hi-Lift могут поднимать до 1,5 тонн.
В первую очередь необходимо найти ровную поверхность, припарковать автомобиль в стороне от дороги, затянуть стояночный тормоз и зафиксировать рулевую колонку. Под колеса автомобиля следует подложить специальные клинья. Если их нет, можно использовать кирпичи или куски доски.
Затем домкрат подкладывается либо под бампер, либо под порог двери для усиления. Нижнюю часть домкрата следует слегка сдвинуть внутрь, чтобы создать небольшой наклон. Во время подъема приспособление будет балансировать само. Если домкрат установлен перпендикулярно земле, существует риск, что кузов внедорожника будет смят вбок. Поэтому при подъеме автомобиля необходимо обращать особое внимание на наклон домкрата.
После установки трансмиссионного домкрата в соответствии с инструкциями можно перевести регулятор функции в верхнее положение до звукового сигнала. Для этого может потребоваться некоторое физическое усилие. Возьмитесь за рукоятку и потяните ее вверх. Как только рукоятка достигнет нижней части порога, можно начинать процесс подъема.
Это делается с левой стороны домкрата. Возьмитесь за ручку правой рукой, а за стойку — левой. Помните, что большой палец левой руки должен быть прижат к боковой стороне стойки. Если большие пальцы будут прижаты к боковой стороне стойки, существует риск получения травмы, так как домкрат не сможет обеспечить безопасность при неправильном использовании.
Однако не следует забывать, что рукоятка домкрата представляет такую же опасность. Если ручка соскользнет или оторвется во время подъема, она может ударить по любой части тела. По этой причине рекомендуется соблюдать меры предосторожности и держать голову подальше от инструмента.
При подъеме внедорожников подъемник устанавливается под бампером или под порогом двери.
Убедившись, что все сделано правильно, крепко возьмитесь за ручку и начните перемещать ее вверх и вниз. Расстояние между движениями следует определять по отчетливому щелчку кнопок.
При подъеме автомобиля с дороги необходимо обратить внимание на положение домкрата: Он не должен быть наклонен. Когда он поднят на нужную высоту, ручка должна быть зафиксирована в сложенном положении. Не забывайте проверять устойчивость автомобиля, перемещая его вперед-назад легким движением руки.
При замене колеса не стойте сбоку от подъемника, так как если он упадет, то упадет именно в этом направлении. Это может привести к тяжелым последствиям для человека.
После замены колеса внедорожник необходимо опустить, и этот процесс не менее сложен и опасен, чем подъем. Выпустив ручку из держателя, необходимо начать опускание и одновременно перевести рычаг управления в положение «вниз». Иногда этот процесс затруднен, поэтому нужно слегка постучать по фиксатору, если он не реагирует на простое нажатие.
Разновидности использования реечного домкрата на бездорожье
Опытным любителям бездорожья знакома ситуация, когда автомобиль застревает на разделительной рампе. Освободить его из этой ситуации можно с помощью домкрата с шестеренками. Для этого необходимо приподнять автомобиль из рельефа местности до тех пор, пока колесо не сойдет с колеи. Затем нужно толкнуть автомобиль сбоку так, чтобы он упал с домкрата. Внедорожник сходит с дороги, и средняя часть полосы движения освобождается.
Высокий домкрат — незаменимый инструмент, если внедорожник застрял в болоте. Для того чтобы ручной домкрат просунуть под колеса, автомобиль должен быть приподнят. Известно, что ручной домкрат работает в любых условиях, поэтому он справится с задачей без особых проблем.
Подъемное устройство.
Нередко внедорожник приходится поднимать из болотистой местности с помощью лебедки. В таких случаях колеса или панели кузова могут запутаться в массивных валунах или других препятствиях, которые не могут быть извлечены человеческими силами. В такой ситуации может помочь реечный домкрат.
Реечные домкраты — это многофункциональные устройства. При должном умении можно отвлечь вес автомобиля от дороги, чтобы снять обод шины с диска колеса. Это особенно полезно в ситуациях, когда нет возможности доехать до ближайшего гаража, чтобы восстановить балансировку колес.
Домкрат можно использовать при серьезных авариях, когда кузов автомобиля имеет вмятины. Собрав съемную переднюю часть и сняв кронштейн в основании домкрата, можно без особых усилий снять все типы кузовных панелей.
Существует специальная модель реечного домкрата от Hi-Lift, называемая внедорожным комплектом, который включает в себя дополнительные функции (цепь с крюками, кронштейны и крышки). С помощью этих аксессуаров обычный домкрат можно превратить в полноценную ручную лебедку.
В дополнение к вышеперечисленным модификаторам некоторые домкраты оснащены специальным устройством под названием Lift-Mate, которое используется для подъема внедорожника, не оборудованного силовым агрегатом. Транспортное средство, поднятое таким образом, ограничено следующими действиями.
- замена колеса;
- перестановка внедорожника со сдвигом межколейки;
- возможность тронуться с места в поднятом положении.
Автомобиль может быть поднят из зазора с помощью домкрата.
Этот вид подъема может использоваться только для установки вспомогательного оборудования под колесо.
Для внедорожников, оснащенных домкратом, существуют специальные модификаторы, называемые подъемником бампера. Это позволяет поднимать автомобиль с помощью домкрата, имеющего передачу спереди или сзади. Если подъем должен осуществляться на мягком грунте (песок, глина). Рельефное основание — небольшая пластиковая пластина, подкладываемая под основание домкрата, — является важным аксессуаром.
Принцип действия
Работа зубчатого домкрата основана на постепенном перемещении груза между малой и большой платформами, установленными на зубчатом колесе. Давление передается через шатун.
Таким образом, в начале процесса подъема рычаг находится в вертикальном положении, и весь груз передается на высокую платформу. Когда рычаг опускается, кривошип начинает давить на малую платформу, которая, в свою очередь, передает подъемную нагрузку на верхний упор до тех пор, пока штифт не достигнет следующего отверстия в рельсе. В этот момент давление на малую платформу прекращается. Затем рычаг снова поднимается, а вместе с ним и нижний упор (ровно на одно отверстие). Так выглядит цикл подъема груза.
При опускании груза это делается в обратном порядке, т.е. циклическим подъемом рычага. Когда рукоятка находится в горизонтальном положении, малая платформа принимает на себя весь груз. При подъеме большая платформа опускается до тех пор, пока болт не войдет в соседнее нижнее отверстие. Соответственно, при каждом опускании рычага малая платформа опускается на одно отверстие.
Видео: обзор топового инструмента Hi Lift
Схема работы
Если вы хотите купить домкрат с шестерней для собственного использования или для мастерской, то сначала нужно определиться с различными вариантами, которых всего два.
- Зубчатый. Имеют рукоятку и шестеренки, которые приводятся в движение с ее помощью.
- Рычажный. Такие модели осуществляют поднятие и опускание грузов при помощи давления, оказываемого на рычаг устройства.
Различают также ручные и электрические домкраты, которые приводятся в действие либо шестеренкой, либо рычагом. Ручные рычажные инструменты просты — ими пользуются в основном обычные автомобилисты, которым они нужны не так часто. Электрический привод, напротив, подходит для специализированных мастерских, где нужно поднимать как можно быстрее и без особых усилий.
Какой выбрать
При покупке следует сначала определиться с маркой и размером приспособления. Какое приспособление выбрать? Существует множество производителей реечных домкратов. Однако если вы хотите приобрести действительно качественное и надежное устройство, то лучшего, чем оригинальная американская компания Hi Lift, вам не найти. Эта компания производит реечные и зубчатые домкраты уже более ста лет, и их продукцией пользуются самые заядлые джиггеры.
«Домкраты Hi Lift» выпускаются только в двух цветах — черном и красном. Они изготовлены из высокопрочного чугуна и состоят из нескольких стальных деталей. Эти домкраты считаются эталоном надежности и качества. Они стоят немного дороже, чем модели других производителей, но их цена абсолютно оправдана. По крайней мере, модификации, длина которых превышает 150 см, не гнутся, в отличие от устройств китайских производителей. Длину можно определить по названию модели. Так, домкрат HL-485 Hi-Lift имеет длину 48,5 дюймов (120 сантиметров), а HL-605 — 60,5 дюймов (150 сантиметров). Эти модели наиболее популярны среди любителей бездорожья.
Важно. Покупая домкрат, подумайте о том, как вы будете его транспортировать, ведь полутораметровый инструмент поместится не в каждый багажник. Поэтому, скорее всего, вам придется оснастить свой автомобиль специальным внешним кронштейном.