Попробуйте самостоятельно припаять пластины, однако необходимо помнить, что чрезмерный нагрев может привести к повреждению аккумулятора. Для качественной пайки используйте мощный паяльник, мощностью 100 ватт, и надлежащий припой и флюс. Перед началом пайки обязательно очистите контактные поверхности и место, где будет осуществляться соединение, обработайте флюсом, а затем выполните пайку быстро и аккуратно.
Можно ли восстановить аккумулятор шуруповёрта? 4 метода
Вы можете самостоятельно восстановить аккумулятор шуруповёрта, что позволит вам сэкономить до 30% от общей стоимости инструмента, если следовать данной инструкции.
Это руководство поможет восстановить работоспособность аккумуляторов для различных моделей шуруповёртов (например, 18 вольт, Макита 12 вольт, Макита 14.4, Метабо, Хитачи, iMax B6 и тому подобное), которые используют батареи типов Ni-Cd (никель-кадмиевые), Ni-MH (никель-металлогидридные) и Li-Ion (литий-ионные). Важно тщательно следовать рекомендациям и учитывать особенности различных конструкций электроинструмента.
Что нужно знать, прежде чем начать восстановление аккумулятора шуруповёрта?
1. Большинство элементов питания в электроинструментах имеют схожие конструктивные особенности, которые включают последовательное соединение компактных ячеек.
2. Важно обратить внимание на тип аккумуляторной батареи (Ni-Cd, Ni-MH или Li-Ion) и её ёмкость, измеряемую в миллиампер-часах (мАч).
3. При разборке аккумуляторного блока необходимо тщательно отслеживать полярность (+/-) соединений.
4. Перегрев клеток блока защищён термистором, который имеет припаянный резистор.
5. Восстановление элементов питания типа Li-Ion невозможно, а как определить их исправность, будет описано ниже.
1. Зарядите аккумулятор до полного уровня, затем отключите его от зарядного устройства и разложите для доступа к ячейкам.
2. Используя мультиметр, измерьте напряжение (в режиме постоянного тока, DCV) каждой ячейки.
3. В исправном состоянии никель-кадмиевые и никель-металлогидридные аккумуляторы должны выдавать 1.2-1.4 В, а литий-ионные — 3.6-3.8 В.
4. Соберите аккумулятор обратно и разрядите его, пока не заметите явное замедление вращения шуруповёрта.
5. После этого снова разберите аккумулятор и снова выполните измерения — если напряжение упадёт до уровня 0.4-0.8 В, это говорит о том, что данная ячейка изношена и требует замены.
Распространенные неисправности
Шуруповёрт является удобным и функциональным инструментом, присутствующим в арсенале как домашних, так и профессиональных мастеров. Однако он может подвергаться повреждениям, и ни одна техника не застрахована от поломок. Часто источником проблемы становится неисправный аккумулятор. Давайте разберём некоторые из наиболее часто встречающихся неисправностей, связанных с АКБ данного инструмента.
- Часто наблюдается потеря ёмкости аккумулятора, причём это может касаться не только одного, но и нескольких элементов питания.
- Механические повреждения цепочки самого аккумуляторного блока также достаточно распространены. Обычно такие сложности возникают из-за отрыва пластин, соединяющих банки друг с другом, или соединяющих их с клеммами.
- Неисправность аккумулятора может быть вызвана окислением электролита — это ещё одна распространенная проблема, с которой сталкиваются владельцы шуруповёров.
- При литий-ионных компонентах также возможно разложение лития.
Наиболее распространённым дефектом аккумулятора шуруповёрта является потеря ёмкости. Эта проблема заключается в том, что если хотя бы один элемент теряет ёмкость, остальные не смогут должным образом зарядиться. В результате такой аккумулятор начинает быстро и невозвратно разряжаться (не держит заряд). Данное состояние может быть вызвано эффектом памяти или высыханием электролита в ячейках, что может произойти из-за перегрева во время зарядки или работы в условиях больших нагрузок.
Этот дефект может быть устранён своими силами в аккумуляторах абсолютно любого вида, без обращения к специалистам.
Как определить, возможен ли ремонт?
Если вы заметили, что ваш шуруповерт стал работать неправильно, и выяснили, что виноват аккумулятор, следующим шагом будет определение возможности его ремонта. Для начала вам понадобится разобрать корпус инструмента. Он состоит из двух основных частей, соединённых при помощи винтов или клея (в зависимости от модели).
Если две половины корпуса соединены винтами, у вас не должно возникнуть проблем с разборкой. Просто открутите шурупы и аккуратно разделите корпус. Однако если он склеен, то необходимо очень осторожно вставить нож с острым лезвием в щель между частями корпуса и аккуратно повернуть, чтобы разделить их. Делайте это предельно осторожно, чтобы не повредить важные элементы внутри.
После разборки корпуса вы увидите аккумуляторные банки, которые соединены между собой последовательно. Из-за такого соединения, даже если одна из ячеек вышла из строя, это повлияет на работу всего аккумулятора. Вам предстоит найти слабое звено в этой цепочке. Достань ячейки из корпуса и разложите их на столе, чтобы получить доступ ко всем контактам. Далее воспользуйтесь мультиметром, чтобы измерить напряжение каждого элемента. Для удобства записывайте данные на отдельном листе бумаги или прямо на корпусе — делайте так, как вам удобнее.
Напряжение на никель-кадмиевом элементе должно составлять 1,2-1,4 В. Если же речь идёт о литий-ионном, то здесь значение должно быть в пределах 3,6-3,8 В. Проведя измерения, аккуратно установите ячейки на место в корпус. Затем включите шуруповерт и воспользуйтесь им, пока не заметите значительного падения мощности. После этого снова разберите акумулятор и ещё раз запишите напряжение. Если ячейки покажут значительно низкое напряжение после полной зарядки, это может указывать на их скорое прекращение работы. Если разница в напряжении составляет 0,5-0,7 В, это существенное значение, и такие элементы вскоре могут полностью выйти из строя, поэтому их необходимо заменить.
При наличии 12-вольтового инструмента можно воспользоваться более простым методом для диагностики — избежать второй разборки и сборки. Сначала измерьте напряжение всех заряженных банок и запишите результаты. Затем подключите к банкам нагрузку в виде 12-вольтовой лампочки, чтобы разрядить аккумулятор. После этого снова измерьте напряжение. Место, где наблюдается наибольшее падение напряжения, укажет на проблемный элемент.
Замена банок полная или частичная
Если восстановить аккумулятор шуруповёрта сразу не удалось, вам потребуется произвести замену элементов. Каждая аккумуляторная батарея шуруповёрта состоит из цепочки последовательно соединённых аккумуляторных банок. В такой схеме, при выходе из строя одного элемента, вся батарея будет иметь пониженное напряжение и быстро разрядится. Характеристики аккумулятора будут ухудшаться в зависимости от состояния самой неисправной ячейки.
Восстановление аккумулятора возможно двумя способами. Первое — это конкретная замена вышедших из строя ячеек. Второй вариант — замена всех элементов одновременно. Второй вариант хотя и требует большего вложения денег, но в итоге оказывается более долговечным. При первом способе остальные исправные банки вскоре также рискуют выйти из строя, и вы снова окажетесь в ситуации ремонта. Поэтому желательно остановиться на втором варианте.
Как разобрать аккумулятор шуруповерта
Вообще, аккумуляторные батареи большинства электроинструментов имеют схожую конструкцию. Они различаются по вольтажу и току зарядки, а сам механизм остаётся универсальным. В пластиковом коробе содержатся аккумуляторные банки, которые скрепляются несколькими шурупами, с дополнительно установленными пластиковыми защёлками.
После того как вы выкрутите винты (может потребоваться использование специализированных отверток), сам аккумулятор не развалится. Он держится на защёлках. Осмотрите устройство, чтобы определить их расположение. Заметив защёлки, аккуратно придавите пластиковую часть в этом месте и потяните вторую половину на себя. Применяйте умеренные усилия, так как защёлки пластиковые и могут сломаться.
Как восстановить аккумулятор шуруповерта: что в корпусе
Некоторые корпуса шуруповёртов могут быть неразъёмными, соединёнными силиконом или склеенными. В таком случае аккуратно удалите склеивающий материал, а затем выполните действия по разъединению корпуса. Восстановлённый аккумулятор можно снова склеить или зафиксировать с помощью изоленты.
Переделка шуруповерта на литий
Владельцы шуруповертов с никель-кадмиевыми батареями зачастую заменяют их на литий-ионные, когда старые элементы питания теряют свою работоспособность. Переделка шуруповерта на литий-ионные аккумуляторы формата 18650 не составляет значительных трудностей. Необходимо лишь приобрести необходимые компоненты: литиевые аккумуляторы в нужном количестве и плату управления зарядом BMS (Battery Management System — система управления батареей). Все необходимые детали можно найти на различных китайских сайтах.
BMS предназначена для контроля процесса зарядки и разрядки элементов отдельно, а также для контроля уровня потребляемого тока и температуры. Кроме того, BMS выполняет балансировку аккумуляторов. Подбор данного контроллера зависит от количества ячеек, которые требуется заряжать.
Например, обозначение BMS 5S указывает на то, что контроллер создан для работы с 5 элементами.
Обозначение “18650” обозначает размеры аккумулятора: его диаметр составляет 18 мм, а длина — 65 мм. Эти размеры делают такие батареи подходящими для размещения в корпусе блока питания шуруповерта.
Рассмотрим пример перехода шуруповерта с Ni-Cd аккумуляторов на четыре литий-ионные батареи. В данном случае плата BMS будет рассчитана на 4 элемента. Ниже приведена схема подключения BMS к аккумуляторам.
Далее необходимо соединить батареи, спаивая их последовательно согласно схеме, после чего подключить к плате контроллера.
Все компоненты помещаются в корпус аккумуляторного блока. На этом этапе переделка АКБ шуруповерта завершается.
В процессе эксплуатации шуруповерта контроллер следит за напряжением на каждой конкретной банке. Если напряжение на каком-либо элементе опускается ниже 3 В, разрядка отключается. Аналогично происходит и с зарядкой: если уровень напряжения повышается до 4,2 В, процесс зарядки останавливается.
Таким образом, контроллер обеспечивает защиту батареи от полного разряда и чрезмерной зарядки, что является критически важным для литий-ионных аккумуляторов.
Неисправности и ремонт зарядного устройства для АКБ
Чтобы выполнить ремонт зарядного устройства, необходимы даже минимальные знания в области радиодела, а также устройство для «прозвонки» радиодеталей, как, например, тестер. Все зарядные устройства для шуруповёров имеют схожие параметры и состоят из следующих узлов:
- низковольтной части, содержащей выпрямитель преобразователя и схему, обеспечивающую подачу питания для зарядки аккумуляторов;
- понижающего инвертора;
- сетевого выпрямителя.
Сетевые выпрямители можно считать наиболее надежными элементами зарядных устройств, если их правильно эксплуатировать. Однако если зарядное устройство предназначено для работы от сети 120-130 В и произошло сгорание предохранителя при подключении через преобразователь, ищите неисправность в выпрямителе. В устройствах, работающих от 220 В, часто выходят из строя высоковольтные транзисторы инвертора. В то же время, остальная электроника зарядного устройства и выпрямитель инвертора повреждаются крайне редко. Также причиной неполадок зарядного устройства могут быть вздутые или пробитые конденсаторы.
Перед началом поиска неисправности следует аккуратно разобрать корпус зарядного устройства, так как большинство из них соединены буквально одним винтом и защёлками, которые легко ломаются.
Все компоненты электронной схемы зарядного устройства необходимо проверять тестером. Чаще всего ломается конденсатор выпрямителя. Даже если при визуальном осмотре вы заметите вздутые электролиты, их следует поменять на рабочие аналоги. Установив предохранитель с нужным номиналом, проверьте работоспособность платы в режиме зарядки аккумуляторов. Если проблем нет, а ток и напряжение находятся в норме, можно установить плату обратно в корпус.
Если плата всё равно не работает, а зарядка аккумулятора не происходит, стоит углубиться в поиск неисправностей. Если предохранитель исправен и на конденсаторе есть напряжение, то неисправность следует искать в инверторе. Диагностика инвертора является сложной задачей и требует наличия определённого опыта, а также специализированного оборудования — осциллографа. Если у вас нет опыта и оборудования, попытку ремонта можно провести, последовательно проверяя все радиодетали, меняя транзисторы и микросхемы преобразователя и в каждом случае проверяя плату на работоспособность.
Также при визуальном осмотре могут быть заметны пробитые диоды, которые будут иметь желтоватый оттенок из-за перегрева. Если хотя бы один диод из диодного моста пробит, он коротит трансформатор, что приводит к перегреву остальных диодов и может вызвать межвитковое замыкание обмоток трансформатора. Поэтому проверьте тестером все подозрительные диоды и обе обмотки трансформатора. Обычный тест показывает обрыв на первичной обмотке.
Важно помнить, что почти во всех трансформаторах такого типа присутствует тепловая защита, срабатывающая при температуре 130°С. Обычно этот датчик расположен под верхними слоями изоляции трансформатора. Если у вас нет запасного датчика, на свой риск можете просто перепаять ножки датчика, исключив обрыв. Затем следует вернуть изоляцию на место и проверить работоспособность зарядного устройства. В большинстве случаев, такая неисправность трансформатора устраняется достаточно просто.
Замена никель-кадмиевых батарей: пошаговая инструкция
Первый шаг: сперва необходимо определиться с количеством литий-ионных банок и их характеристиками. Например, для стандартного шуруповерта с напряжением около 14 В рекомендовано использовать четыре аккумулятора, которые задействуют совместное напряжение около 16 В. Учитывайте, что со временем после начала использования напряжение может упасть, достигая стандартного значения. Если вы хотите увеличить мощность аккумулятора вдвое, то следует выбрать восемь таких банок.
Количество банок следует выбирать на свое усмотрение
Второй шаг: теперь необходимо выбрать плату контроллера, которая должна соответствовать общему напряжению всех элементов в цепочке. В среднем такие платы могут работать под током до 14 А.
Плата, предназначенная для четырех источников питания
Третий шаг: теперь нужно разобрать пластиковый корпус аккумулятора и достать все старые элементы. Цепь потребуется разрезать, так как необходимо оставить только верхние контакты для подключения. Также следует удалить терморезистор, поскольку теперь процесс перегрева будет контролировать плата управления.
От прежнего аккумулятора оставляют только контакты, чтобы подключить новый источник питания к инструменту
Четвёртый шаг: далее, с помощью паяльника необходимо сформировать единую цепочку из банок, соблюдая последовательность.
Пятый шаг: сейчас полученную батарею надо расположить в горизонтальном положении в пластиковом корпусе.
Так выглядит расположение литий-ионных банок в коробе
Шестой шаг: затем закройте крышку корпуса и установите контакты от старого аккумулятора.
Имейте в виду! Некоторые инструменты перестают заряжаться от прежних устройств после такой адаптации, поэтому лучше заранее установить новый разъем.
Видео – Замена никель-кадмиевых батарей
Особенности хранения источников питания шуруповерта
Для надлежащего хранения аккумулятора шуруповорта необходимо следовать определённым правилам, особенно если инструмент используется не так часто.
Как обсуждалось ранее, никель-кадмиевые и никель-металлогидридные источники питания подвержены эффекту памяти, если зарядка завершена не полностью, таким образом, хранить их следует лишь в разряженном состоянии.
К хранению аккумуляторов следует относиться ответственно
Ключевой момент! Литий-ионные аккумуляторы следует хранить с зарядом на уровне 45-50%, что требует регулярной подзарядки.