Иногда старый крепеж не только покрывается ржавчиной и теряет форму, но и теряет гайку из-за механических повреждений или неосторожной попытки его снятия. Наилучшим решением в такой ситуации будет применение сварки, что позволит создать новую гайку и открутить болт.
Как выкрутить обломанный болт: 10 способов
В данной статье мы рассмотрим, почему болты ломаются и срываются, и предложим полезные инструкции по извлечению поврежденных метизов.
Каждый крепежный болт создан для того, чтобы выдерживать многократные циклы закручивания и раскручивания. Однако возникновение ситуации, когда затянутый болт застревает намертво, является распространенной проблемой. В этой статье мы подробнее разберемся в причинах таких ситуаций и расскажем, как можно снять сорванный болт, даже если это представляется затруднительным.
Все о выкручивании проблемных болтов
Существуют различные причины, по которым может происходить срыв метизов, среди которых несколько возникают наиболее часто.
- Чрезмерные нагрузки. Если резьбовое соединение подвергается значительным динамическим нагрузкам, оно может смещаться и заклинивать. Увеличенная нагрузка может привести к механическим повреждениям.
- Ржавчина. Частицы корродирующего металла могут склеивать резьбовые элементы, и отделить их становится крайне сложно. Чем дольше ржавчина оказывает влияние на элементы, тем труднее их разделить позже.
- Неаккуратное закручивание. Если болт закручивается инструментом, у которого диаметр больше необходимого, его грани могут подвергаться чрезмерному износу. В практике это называется «слизыванием» метиза. В дальнейшем открутить его крайне затруднительно.
- Эффект диффузии. Это явление возникает в плотно закрученном соединении, которое не раскручивается длительное время. Атомы металла из метиза постепенно проникают в молекулы окружающих конструкций, что приводит к их сращиванию. Таким образом, удалить крепеж, который находился в установке долгое время, становится сложной задачей.
В какую сторону крутить
Перед тем как приступать к выкручиванию шурупа, важно удостовериться в правильном направлении его вращения. Обычно болты и шурупы закручиваются по часовой стрелке и откручиваются — против. Но бывают исключения. Левую резьбу можно встретить, например, в подвижных элементах механизмов, чтобы предотвратить их случайное откручивание. Некоторые производители техники и мебели также применяют левую резьбу для того, чтобы уменьшить риск подделок.
Отвертка с рычагом
В самом простом варианте для выкручивания болта или шурупа можно использовать большее усилие. Для этого рекомендуется создать рычаг, зажмурив ручку отвертки большим гаечным или трубным ключом.
Действенные способы откручивания
Существует множество методов воздействия на болтовое соединение с сорванной резьбой.
Раскол гайки
В этом случае акцент делается на использовании механической силы. Данный прием позволяет значительно изменить диаметр резьбового крепления, в результате чего происходит его полное деформирование. Для этого используют зубило, которое прикладывается к любой грани гайки (или обломанного болта). Одновременно по деталь ударяют молотком так, чтобы образовалась глубокая насечка.
Создать насечку можно также с помощью пневмозубила или гайкокола. Суть этого метода заключается в деформации крепежа, который происходит за счет увеличения диаметра гайки, что позволяет в дальнейшем легко снять ее с помощью торцевого ключа или трещотки. Этот метод также рекомендуем для креплений, находящихся в труднодоступных местах.
Удар молотком
Для выполнения данной процедуры самостоятельно потребуются вороток и торцевая головка, подходящие по размеру. Шляпка болта фиксируется, а затем по ней несколько раз ударяют молотком. Кроме того, стоит простукивать участок конструкции, которое поддерживается крепежом, находящимся рядом со стержнем метиза.
В результате вибрационных ударов демонтируемый узел становится более подвижным. Вороток нужно поворачивать в сгибе. Если болт не заржавел, он обычно легко укручивается. Однако стоит отметить, что данный способ не подходит для всех крепежей, так как он не рекомендуется для мелких и тонких болтов (они могут разрушиться), а также для узких мест конструкции.
Напрессовка шляпки
При поврежденной резьбе, когда резьбовая часть болта и гайка сточены, можно воспользоваться помощью 12-гранной торцевой головки. Предпочтительно выбирать насадку меньшего размера по сравнению с диаметром крепежа. Молотком насадку напрессовывают на крепеж.
Важно помнить, что насадка должна стать плотной частью с гайкой. Затем нужно использовать трещотку для откручивания болта. Поскольку при этом методе есть риск повреждения торцевой головки, лучше заранее приобрести недорогую насадку.
Нарезка других граней
Этот метод довольно прост, так как все действия выполняются с помощью напильника. С его помощью необходимо сделать новые грани на гайке. Для облегчения демонтажа достаточно сделать лишь 2–3 грани напильником, чтобы ключ легко захватил проблемный болт.
Перед началом работ важно очистить болт от ржавчины и накипи с помощью металлической щетки. После чего нужно взять подходящий по размеру ключ для захвата метиза, который должен без проблем открутиться, если внутри не обнаружены сильные признаки коррозии.
Если же крепление извне повреждено, то напилить новые грани будет невозможно. Поэтому перед началом работ крепеж желательно тщательно осмотреть.
Способ с клещами и разводным ключом
При начале рабочего процесса нужно подготовить переставные клещи с острыми зубьями или разводной ключ. Эти инструменты отлично захватывают болтовой крепеж. Используя их, важно двигаться вдоль резьбы метиза. Зажимай гайку не до конца, а только кончиками — этого вполне достаточно, чтобы открутить болт, особенно если предварительно использовалось средство WD-40 для растворения ржавчины.
Для более эффективного откручивания также стоит использовать удары молотком. Ключ нужно набить на болт, а затем ударить по его головке под углом — это поможет быстрее сорвать гайку. Нужно учитывать, что данный способ не подходит для узких мест креплений и для сильно сглаженных граней.
Формирование пропила для биты или отвертки
Этот метод считается одним из самых эффективных, по мнению многих мастеров. Он подходит как для мелких, так и для крупных метизов. Метод идеально показал себя на ржавом крепеже, который перед этим нуждается в замачивании и нанесении химических составов, проникающих в поры металлической детали.
Нюансы работы
В процессе работы с сорванным болтовым крепежом необходимо учитывать несколько важных моментов. Начинать работу своими руками желательно заранее, предупреждая стачивание, а не устраняя последствия. Для этого рекомендуется заранее подготовиться к монтажу креплений:
- Внимательно осмотреть поверхность болта и убедиться, что резьба и грани шляпки целы (на ней не должно быть видимых признаков коррозии);
- Правильно подобрать элементы (гайку и шайбу) для резьбовой части стержня;
- Использовать исправный инструмент с подходящим крутящим моментом для головки нужного диаметра;
- Контролировать процесс затяжки, избегая чрезмерного усилия;
- При монтаже важных узлов использовать только новые детали;
- Своевременно заменять старые крепления новыми;
- В процессе закручивания и выкручивания крепежа использовать средство WD-40 (смазка), а также по возможности на время замачивать старые болты для минимизации риска срыва метизов.
Компания РусМетизГрупп предлагает к продаже болты в комплекте с гайками и шайбами, изготовленными в строгом соответствии со стандартами ГОСТ. В каталоге сайта представлен разнообразный ассортимент типоразмеров болтов с соответствующей маркировкой.
Изготовленные из высоколегированной стали, дополнительно покрытой оцинковкой, эти компоненты не подвержены коррозии. Метизы от РусМетизГрупп обеспечивают надежный крепеж, который легко затягивается и вынимается без повреждения резьбы.
Softcore
Используйте ударный инструмент. Ударные действия помогают разрушить ржавчину, что способствует снятию крепежа, особенно если перед этим была применена проникающая смазка. Увеличивать момент, добавляя больше рычага, не так эффективно, как использование удара. На изображении ниже показан компактный пневматический гайковерт для легкого откручивания закисших болтов и гаек:
Используйте инструмент с профилем superlock. Недостатком стандартного шестигранника является то, что, при наличии небольшого зазора, инструмент прикладывает усилие только к углам головки. Профиль superlock, напротив, прогибает зажимающую поверхность ближе к центру граней, тем самым значительно снижая вероятность срыва граней.
Используйте срывной ключ. В комментариях пользователь qawsed90 посоветовал специализированный срывной ключ (или прокачной). При помощи болта в конструкции, такой ключ плотно обхватывает гайку, что эффективно при работе с тормозными системами.
Тепловой шок. Если кратковременно нагреть болт или гайку до красного каления, то после остывания их становится гораздо проще отвернуть (особенно если побрызгать на остывающую резьбу проникающей смазкой). Нагревать можно как газовыми горелками, так и токами высокой частоты. Однако следует помнить, что нагрев и охлаждение изменяют внутреннюю структуру металла, что приводит к отпуску; таким образом, твердость снижается. Этот метод неприемлем, если деталь, в которую вкручивается крепеж, не выдерживает высоких температур.
Также нагрев важен, если крепеж был завернут с фиксатором резьбы. Для этой цели токами высокой частоты существуют специализированные нагреватели:
Такое решение предпочтительнее для регулярного использования, так как не требует открытого пламени и не создает необходимости в хранении емкостей с газом, что обеспечивает большую пожаробезопасность.
Увеличиваем трение.
Многие знакомы с способом отворачивания сломанных винтов с помощью резинки — между битой и шлицем зажимается тонкий слой резины (воздушный шарик, резинка для денег, кусок велосипедной камеры, бинт Мартенса и т.д.). Резина увеличивает трение, благодаря чему биту из шлица выдавливает значительно меньше. Плюс данного способа заключается в его простоте и отсутствии следов на поверхности. Однако стоит отметить, что данный метод срабатывает весьма редко.
Более мощным вариантом будет применение специальной пасты (Anti cam-out fluid). Она содержит частицы абразива, которые тверже, чем как метиз, так и материал биты, что обеспечивает отличную передачу крутящего момента. На рынке представлено много таких паст — SCREW GRAB, Schrauben doktor, Liqui Moly Schrauben-Grip и отечественная Фикс. В самом крайнем случае можно также использовать притирочную пасту для клапанов. Плюс этого метода в том, что он иногда работает, особенно с поврежденным крепежом, находящимся в углублениях. Минус заключается в том, что он портит биту.
Похожий метод — применение клея: бита (или отвертка) приклеивается к тому, что осталось от шлица с помощью капли эпоксидного клея, что позволяет передать крутящий момент через остатки выступов. Важно предварительно обезжирить поверхность перед склейкой и использовать клей с низкой текучестью, чтобы избежать случайного приклеивания лишних деталей (я предпочитаю использовать клей с консистенцией poxipol). Следует учитывать, что полное высыхание и набор прочности клея могут занять до суток. Способ работает крайне редко и требует много времени, однако он может помочь, например, в случае шлица keyrex.
Hardcore. Вгрызаемся
Если позволяет пространство, можно попытаться ухватиться за головку болта с помощью раздвижных клещей или газового ключа. (либо иного подобного инструмента) Зубцы на инструменте обычно имеют направленность, поэтому откручивать нужно с конкретной стороны. В отличие от плоскогубцев, усилие при использовании клещей гораздо больше, а зубчики вгрызаются, снимая реальную стружку. Газовый ключ предназначен для работы с круглыми трубами.
Для маленьких болтов существуют специальные screw pliers, например, японские Engineer Neji-saurus RX PZ-59″ — это плоскогубцы с насечками, которые облегчают захват головки винта. Чем точнее и острее будет инструмент, тем выше шанс открутить болт. Модели Pz-56 и Pz-55 отличаются миниатюрными размерами, а Pz-57 предназначены для совсем маленьких головок. Также имеется подобный инструмент под торговой маркой Vampliers. Если найдете что-то похожее на AliExpress, не забудьте поделиться ссылками в комментариях.
Гайколом (или гайкокол, гайкорез, гайкоруб). Этот инструмент использует винт и клиновидный нож для разрезания гайки по радиусу. Его удобно применять в труднодоступных местах. Существуют как простые механизмы, где нож движется при вращении винта, так и гидравлические, которые могут раскалывать гайки с легкостью.
Специальные головки для поврежденного крепежа (bolt extractor). Благодаря уникальным канавкам с левым вращением, такая головка при откручивании болта внедряется в оставшийся металл и позволяет выворачивать крепеж. Данные устройства отлично подходят для использования в труднодоступных местах и углублениях.
Экстракторы. Обычно изготавливаются из закаленной стали и имеют коническую левую резьбу. Болт изначально засверливается, после чего вводится экстрактор. Его резьба вгрызается в материал болта, позволяя тем самым выкрутить его. Чаще всего такие экстракторы предназначены для крепежа размером от М4, однако у японских производителей также имеются варианты для М2.5 (например, можно найти на сайте http://www.koyo-industries.jp/product/anex/Broken_Screw_Extractor.html). Существуют как длинные экстракторы, которые проникают в тело болта, так и короткие, предназначенные специально для болтов с внутренним шестигранником. Также имеются прямые экстракторы (https://www.irwin.com/tools/browse/screw-bolt-extractors/straight-flute-screw-extractors), которые могут быть использованы в крайних случаях. Например, если необходимо просверлить винт и забить в него переточенный метчик или головку torx, чтобы вращать тело. Однако, если у вас не жалко времени, лучше сразу приобрести специализированный инструмент.
Нарезание шлица. Ранее для этой цели использовалась специальная пила без разводки зубьев, но сейчас большинство используют диски от болгарки или дремеля для создания шлица. Нарезание шлица — простой и эффективный метод, хотя существует риск ломки головки пополам. Используйте плоскую отвертку точного размера и желательно с заточкой, чтобы снизить риск повреждения.
Сварка. Идея данного метода проста — приварить гайку к сорванному крепежу и затем открутить его. Этот способ эффективен, если имеется достаточно свободного пространства вокруг и крепеж сделан из сплава, который легко сваривается. Перед сваркой рекомендуется подложить шайбу под деталь для ее защиты.
Причины срыва резьбы
Проблемы с крепежными элементами обычно возникают в результате низкокачественного технического обслуживания. Шурупы часто не имеют антикоррозионного покрытия, и со временем их поверхность начинает ржаветь, что приводит к нарушению резьбы. В итоге использование обычной отвертки становится затруднительным.
Проблемы с резьбой могут возникнуть из-за следующих факторов:
- Прикипание – потеря целостности крепежа из-за воздействия высоких температур;
- Низкое качество самого изделия – в таком случае деформация может происходить даже в процессе вкручивания болта;
- Естественное изнашивание — происходит при длительной эксплуатации или чрезмерных нагрузках;
- Использование неподходящего инструмента для закручивания и выкручивания.
Как открутить болт с сорванной резьбой
Существует множество способов извлечения испорченного крепежного элемента – от простейших ручных до применения электроинструментов. В некоторых случаях скругленный болт застревает намертво внутри изделия, в таких ситуациях часто требуется использовать несколько методов одновременно.
Постукивание молотком
Этот метод довольно эффективно работает с колесными болтами и потому широко распространен среди автомехаников. Удары создают вибрацию, что облегчает извлечение болтов из соединения.
Во время работы берут вороток и торцевую головку, точно соответствующую размерам крепежа, а затем устанавливают конструкцию и несколько раз ударяют молотком по месту сгиба воротка. Периодически между ударами проворачивают инструмент. Накипь и ржавчина быстро разрушаются, в итоге болт выворачивается.
Важно! Этот способ не подходит для маленьких крепежных элементов и мест с ограниченным доступом.
Нанесение растворителя
Для избавления от проблемного крепежа часто применяются уайт-спирит, другие растворители и специальные составы (например, WD-40 в аэрозольном формате). Эти средства особенно эффективны, если проблема с резьбой возникла из-за сильной коррозии.
Растворитель быстро проникает в микропоры и зазоры, растворяя грязь, сажу и ржавчину. Если упомянутые средства недоступны, можно использовать керосин или тормозную жидкость.
Клещи или разводной ключ
Крепежный элемент можно зажать клещами с острыми зубчиками и начать крутить их в направлении резьбы, как будто его закручивают обычным ключом. Чаще всего этого достаточно, чтобы извлечь болт, так как качественные клещи хорошо сцепляются даже с гладким металлом.
Можно также воспользоваться разводным ключом. Гайку зажимаем только кончиками губок, затем хорошо затягиваем винт на рабочей части элемента. Используем молоток для нажатия на ключ, а затем резко бьем по рукоятке в сторону, чтобы дернуть гайку.
Важно! Следите, чтобы ключ не соскользнул, иначе резьба может сорваться еще больше.
Термическое воздействие
Воздействие высоких температур помогает быстро освободить металл от ржавчины и накипи, что делает процесс извлечения дефектного болта более простым. Для удобства рекомендуется использовать газовую горелку.
Направьте огонь прямо на болт и нагревайте в течение около трех минут, после чего откройте его рожковым ключом или отверткой. Не следует применять этот метод для соединений, находящихся вблизи проводов или других легковоспламеняющихся материалов.
Пропил для отвертки (биты)
Если у крепежа сточены грани, его можно попытаться вывести с помощью создания пропила. Для этого берется ножовка по металлу, и аккуратно в центре болта проделывается борозда, под размер отвертки или биты.