Киноплёнки для любительской фотосъёмки

Agfa Scala — это наиболее известная позитивная черно-белая пленка. В настоящее время ее производство приостановлено, однако фирма ADOX приобрела мастер-роллы от Agfa и теперь производит пленку под брендом ADOX Scala. Позитивная пленка играет свою особенную роль в процессе сканирования: она обеспечивает больший диапазон полутонов и градаций света, что особенно важно для получения качественных изображений.

Что нужно знать о фотопленке

Павел Косенко, фотограф, автор книг о пленочной фотографии, проводит фототуры в Териберку Мурманской области, месте съемок фильма «Левиафан». По воскресеньям он обучает любителей проявлению фотопленок в своей лаборатории в Москве, известной как «Среда».

На прошлой неделе он прочитал семичасовую лекцию о пленочной фотографии в Екатеринбурге. Я посетила это мероприятие и сделала подробный конспект, который стал полезным руководством для тех, кто только начинает заниматься съемкой на пленку или желает сделать свои фотографии более продуманными и осознанными.

Плёнка больше не умирает

После более чем 30-летнего затишья, отношение к аналоговым технологиям претерпело значительные изменения. В 2015 году мы увидели резкий рост продаж виниловых пластинок — этому способствовали появления на рынке недорогих проигрывателей, оснащенных Bluetooth и подключением к iPhone.

Моментальные камеры Инстакс приносят компании Fujifilm больше прибыли, чем цифровые фотоаппараты. В 2016 году компания планировала продать 5 миллионов таких камер. Кроме того, месяц назад легендарная компания Leica представила свою мгновенную камеру Sofort.

Продажи профессиональных пленок Kodak растут с 2013 года и увеличились уже на 5%. В 2015 году сеть английских аптек Boots начала продавать черно-белую пленку Ilford в 450 своих магазинах, что также свидетельствует о возрождающемся интересе к аналоговой фотографии.

В 2015 году, благодаря Квентину Тарантино и его фильму «Омерзительная восьмерка», в США было восстановлено 50 кинотеатров для показа фильмов на широкой пленке. При съемках своего фильма Тарантино не использовал никакие цифровые технологии и работал с пленкой, созданной по технологии 1958 года. Даже титры были вырезаны ножницами по трафарету. Сегодня многие самые дорогие и качественные фильмы продолжают снимать на пленку.

Существует мнение, что пленку производят только два гиганта — Kodak и Fujifilm, тогда как остальные производители ушли с рынка. Однако новые компании открываются. В 2008 году фирма Impossible приобрела фабрику по производству кассет Polaroid. В 2012 году два итальянских предпринимателя выкупили почти разрушенный завод Ferrania и уже выпустили первые образцы черно-белой пленки. В том же году американская компания Cinestill запатентовала технологию удаления сажевого слоя с кинопленки, что ранее мешало ее проявлению в обычных машинах.

В России также есть любители пленочной фотографии. В 2016 году Денис Кораблев начал производство фотопленки под названием «Тип Д». С каждой новой партией он вносит коррективы в состав эмульсии.

Виды киноплёнок

Все кинопленки можно условно разделить на несколько категорий:

Каждая из этих категорий обладает определенной светочувствительностью и цветовой температурой. Например:

  • для натурных съемок — E.I. (Exposure Index) 50 (64), 5600°K (дневной свет, включая свет фотовспышки)
  • для съемок в павильонах — E.I. 250, 500, 3200°K (искусственный свет)

Что такое цветовая температура и какую роль она играет в фотографии, можно ознакомиться в специальных источниках.

E.I. — это индекс экспозиции (Exposure Index), который представляет собой рекомендуемое значение чувствительности пленки, предлагаемое производителем для установки на экспонометре во время съемки. Интересно отметить, что E.I. может отличаться от фактической чувствительности пленки по ISO. В конечном счете, кто как замеряет свет и какую чувствительность выбирает — это зависит от оператора камеры, который использует результаты своих тестов. В нашем контексте мы можем рассматривать E.I. как аналог ISO. Например, пленки с E.I. 50 могут использоваться с настройкой ISO 50. В дальнейшем можно производить корректировки в зависимости от полученных результатов. В данной статье будет использоваться термин «ISO», и любые возможные корректировки вы должны вносить на основе собственных тестов.

Хотя это может показаться несколько иным по сравнению с обычными фотопленками, где указана только чувствительность по ISO (100, 200, 400), все пленки также сбалансированы под определенное освещение. Например, некоторые пленки с низкой чувствительностью адаптированы для дневного света, такие как Kodak ColorPlus 200 и Fuji C200. В то же время существуют универсальные пленки, на которые можно снимать как при дневном свете, так и в помещении под искусственным освещением, а также со вспышкой. Примером таких пленок являются Kodak Ultramax 400 и Fuji Superia X-TRA 400. Частой ошибкой людей, снимающих на пленку, является использование пленки для дневного света в помещении, что может привести к нежелательной желтизне на снимках, даже с учетом автоматических коррекций сканеров при оцифровке.

Статья по теме:  Что такое медиаплеер для телевизора, зачем нужен и как его выбрать. Для чего нужен медиаплеер.

Для получения относительно корректных цветов необходимо применять каждую пленку в условиях, для которых она была разработана. Игнорируя этот принцип, можно увидеть значительные отклонения в цветах. Исправить это на этапе постобработки будет сложнее, но совершить такие исправления вполне возможно, если вы обладаете соответствующими навыками.

❤️ Этот блог существует без рекламы и поддерживается пожертвованиями читателей. Если вам нравится содержание, будет здорово, если вы поддержите меня.

Коррекция оптическими фильтрами

Чтобы использовать пленку, предназначенную для дневного света, при освещении ламп накаливания, или наоборот — пленку, предназначенную для искусственного освещения, на улице, потребуется установить на объектив специальные корректирующие конверсионные фильтры. Однако стоит помнить, что фильтры также уменьшают количество света, проходящего через них, поэтому для правильной экспозиции потребуется увеличить количество света, поступающего на пленку. Объем компенсации зависит от конкретного фильтра, и инструкции по его применению находятся в соответствующей документации к фильтру. Так как потери света могут быть значительными, рекомендуется использовать фильтры только с новыми пленками Kodak. Пленки Fuji, как правило, уже утратили слишком много чувствительности, поэтому лучше обходиться без фильтров и делать коррекцию на этапе постобработки.

Также важно учитывать, что, если вы работаете с просроченной пленкой, например, с Fujifilm (которая на данный момент недоступна), то в этом случае использование фильтров поможет лишь частично, и разбалансированные цвета всё равно могут возникнуть. Конечно, используя пленку, мы не стремимся к идеальному цвету, как бы это ни звучало, скорее наоборот, мы ищем особенные оттенки, что делает картину более напоминающей ломбографию.

Другой вариант — протянуть на пленку без фильтров и корректировать уже на этапе постобработки. Или же не корректировать и оставить все как есть — это также приемлемый вариант для некоторых авторов.

Что потребуется

Бачок

Потребуется специальный светонепроницаемый бачок, в котором пленка размещается на спирали. Можно поискать также старый бабушкин, но я бы посоветовал приобрести новый (например, производства JOBO или AP) — он гораздо надежнее в плане защиты от света, плюс работа с ним более комфортна.

Бачок AP mini compact — универсальный для проявки фотопленок, односпиральный

Проявитель

Для начала рекомендуем использовать готовый жидкий проявитель Rodinal или уже готовый D-76. На самом деле, разновидностей проявителей очень много, и опытные фотографы подбирают свои решения в зависимости от задач и характеристик пленки.

Проявитель D-76 (SFL) готовый, 1 литр, для обработки шести-осеми черно-белых фотопленок

Фиксаж

Предпочтительнее использовать уже готовый фиксатор. На первом этапе предпочтительнее кислый фиксатор, так как он обеспечивает более быстрое и надежное закрепление изображений.

Фиксаж ФК-2 (SFL) готовый, 1 литр, для обработки черно-белых фотоматериалов

Дистиллят

После проявки и промывки фотопленки рекомендуется на минуту-полторы замочить ее в дистиллированной воде, чтобы избежать появления высыхающих разводов. Такие разводы появляются из-за присутствия в проточной воде извести и солей, которые оседают на пленке после высыхания.

Мелочи

Дополнительно потребуется термометр (лучше всего с возможностью измерения температуры в воде), точностью +/- один градус, а также кухонные весы с точностью до одного грамма.

Как все устроено

Готовим катушку

Перед тем, как зарядить пленку в бачок, важно извлечь из нее язычок пленки, что можно сделать с помощью специального экстрактора.

Экстрактор фотопленки (FILM PICKER) от AP

Не имея экстрактора, можно разломать катушку пленки руками или аккуратно вскрыть ее ножницами — выполнять эту процедуру необходимо в полной темноте.

Заряжаем пленку

Пленку в спираль бачка также загружают в полной темноте. Лучше всего проводить эту процедуру в ванной или туалете, выключив при этом свет. Обратите внимание на щель под дверью — лучше всего заклеить её полотенцем, чтобы избежать случайного засвечивания пленки во время проявки.

Просто уложите пленку в начале спирали, затем, вращая, заправьте пленку в бачок. Просмотрите простую инструкцию о том, как это сделать верно.

Скорее всего, первая пленка будет загружаться в бачок с определенными сложностями, по этой причине не рекомендую проявлять катушку, которая вам очень дорога. Наилучший вариант — использовать ненужную катушку для практической тренировки.

После завершения процесса загрузки спираль необходимо поместить в бачок и плотно закрыть крышку. Теперь можно проявлять пленку на свету, так как бачок светонепроницаем.

Готовим раствор

Для каждой фотопленки и каждого проявителя существуют свои параметры, включая степень разведения, температуру и время проявки. Я обращаюсь к бесплатной базе знаний для получения этой информации.

Статья по теме:  Почему зависает цифровое телевидение с приставкой и как это исправить

В таблице я узнала, что для черно-белой пленки Ilford HP5+, отснятой на 400 ISO, и проявителя Rodinal с разбавлением 1:25 время обработки составит шесть минут, а температура раствора должна быть 20 градусов.

На дне бачка указывают, сколько готового раствора необходимо для проявки пленки. Обычно я готовлю раствор на 600 миллилитров воды, так как уже привыкла готовить такой объем и могу определять температуру и объем воды на глаз.

Чем точнее вы подготавливаете раствор, тем выше вероятность получить ожидаемый результат проявки. Практический опыт показывает, что температуру воды можно измерять точно, исходя из одного градуса, а объем раствора варьировать с точностью до пяти-десяти миллилитров. Концентрированный проявитель лучше отмеривать с точностью до одного миллилитра.

Проявляем

Запускаем секундомер на телефоне и заливаем раствор в бачок. После полного засыпки закройте крышку бачка и аккуратно перемешайте содержимое, вращая бачок в руках в течение примерно полуминуты. Далее рекомендуется предупредить, поставив бачок на стол с небольшим хлопком, чтобы легкий удар способствовал отталкиванию пузырьков воздуха от пленки.

Затем вращайте бачок несколько секунд раз в минуту — этот процесс называется агитацией. Это помогает омывать пленку растворённым составом и улучшить качество проявки.

Промываем

Как только подойдет время проявки, вылейте проявитель в раковину. Он может изменить цвет и стать фиолетовым или синим, что является нормальным явлением. После этого поставьте бачок под струю прохладной воды на одну-две минуты, регулярно выливая воду каждые 20-30 секунд.

Фиксируем

После промывки пленки вылейте воду и заполните фиксатором. Оставьте пленку в фиксирующем растворе примерно на пять минут. Агитация в фиксаторе не является обязательной. Обычно фиксирующий раствор многоразовый, и его целесообразно слить обратно в упаковку после использования.

Промываем

После фиксации еще раз промойте пленку в течение двух минут, затем замочите её на половину минуты в дистиллированной воде и произведите легкую агитацию.

Заряжаем пленку в камеру

Ура! Мы определились не только с камерой, но и с пленкой — теперь смело можно выходить фотографировать! Но подождите, необходимо правильно соединить пленку и камеру. Этот процесс, хоть и несложный, требует определенной практики. Возможно, вам придется выбросить не одну испорченную катушку пленки, прежде чем вы наберетесь достаточной уверенности. Лучше всего показать этот процесс на видео:

После установки пленки не забудьте проверить, что:

  • зубчики внутри камеры точно попали в перфорацию пленки и надежно удерживают ее;
  • кадровая пленка прокручена;
  • на пленку не попал мелкий мусор и пыль.

Не забывайте также вращать колесо фокусировки!

Возможно, вам показалось, что все это слишком трудно. Не волнуйтесь, во-первых, это легче, чем кажется. Во-вторых, пока вы учитесь обращаться с настоящим пленочным фотоаппаратом, вы всегда можете накладывать эффект аналоговой фотографии на цифровые снимки. Для этого вы можете воспользоваться любительскими фоторедакторами, такими как Movavi Picverse. Данная программа имеет довольно удобный, интуитивно понятный интерфейс и множество эффективных инструментов для редактирования.

Она позволяет настраивать яркость, контрастность, корректировать цвета, удалять лишние объекты на изображениях — в общем, доводить снимки до совершенства. Кроме того, если у вас нет времени разбираться с этими настройками, вы можете доверить улучшение снимков искусственному интеллекту: программа сама подправит необходимые параметры, и вам останется лишь выбрать степень улучшения. Потом можно наложить один из фильтров, имитирующих пленочную фотографию или световые эффекты — результат будет выглядеть очень естественно и гармонично. хотите попробовать? Используя специальный промокод BLOGPICVERSE для читателей блога, вы получите скидку 20%!

Настройки камеры

Возвращаемся к пленочной фотографии и разбираемся, как работать с камерой. Принцип выставления экспозиции аналогичен тому, что применяется в цифровых камерах. Нужно работать с тремя основными параметрами: ISO, выдержкой и диафрагмой.

Диафрагма — это механизм, расположенный внутри объектива камеры. Она отвечает за количество света, попадающего на пленку. Часто ее работу сравнивают с изменением зрачка человеческого глаза в зависимости от освещенности: при ярком солнечном свете зрачок сужается, в темноте — расширяется. Диафрагма работает аналогично: когда света слишком много, она не должна открываться широко.

Чтобы изменить значение диафрагмы, достаточно повернуть соответствующее кольцо на объективе. Стандартные значения диафрагмы: f:1/1.4 – f:1/2.8 – f:1/4 – f:1/5.6 – f:1/8 – f:1/16 – f:1/22 – f:1/32 – f:1/64. Чем больше дробная часть числа (иногда на объективе отображается только эта часть), тем меньше открытие диафрагмы.

Чтобы лучше понять этот механизм и привыкнуть к нему, поверните кольцо диафрагмы, наблюдая за открытием и закрытием лепестков устройства через окуляр.

Статья по теме:  Браузер для телевизора LG: возможности, настройка, обновление

От диафрагмы (как и от фокусного расстояния объектива) зависит глубина резкости изображения. Чем меньше открыта диафрагма, тем больше глубина резкости: при f/2 задние планы будут более размытыми, чем при f/16.

Выдержка — это время, в течение которого затвор остается открытым. Чем больше выдержка, тем дольше камера будет удерживать снимок. Если диафрагма контролирует, сколько света попадает на пленку, то выдержка отвечает за длительность его воздействия на пленку. Обычно камеры снимают с выдержкой от 1/1000 секунды до 1 секунды.

Чем дольше открыт затвор, тем больше света попадает на светочувствительный слой пленки. Однако при слишком долгой выдержке движущиеся объекты могут оказаться размытыми. Вот пример фотографии, где данный эффект был использован в качестве художественного приема:

Четкиеlijnen получились на недвижимых объектах — зданиях, остановках, фонарях. Тем временем, машины размазаны по кадру, оставив за собой лишь световые тропы фар. Без использования длинной выдержки этот снимок был бы невозможен.

Так, чем меньше выдержка, тем четче кадр. Чем больше выдержка — тем светлее изображение. При этом движущиеся объекты могут быть плохо прояснены.

Значения выдержки обозначаются в долях секунды. На колесе, ответственном за данный параметр, часто указаны только дробные значения. Чем выше дробь, тем меньше выдержка. Таким образом, при съемке в ярких условиях число должно быть увеличенным.

Примечание: существует также режим В, который обозначает ручную выдержку. Пока вы удерживаете кнопку затвора, шторки механизма остаются открытыми, и свет попадает на пленку.

ISO — это параметр, который мы уже рассмотрели ранее. В аналоговой фотографии этот параметр определяется на этапе выбора пленки. В некоторых фотоаппаратах значения ISO необходимо выставлять вручную, в других — это значение устанавливается автоматически.

Очевидно, все эти параметры взаимосвязаны. Так как в пленочном фотоаппарате значение ISO остается постоянным на протяжении как минимум десяти кадров, разумнее всего выбирать его в качестве основного ориентировщика. Я рекомендую протестировать следующие комбинации для начинающих:

При ISO 200

Условия съемки Диафрагма Выдержка
Яркий свет/солнечный день 1/8–1/16 200–500
Пасмурная погода днем 1/2.8–1/5.6 60–125
Вечер/закатное время максимально открытая 15–60

Silberra Color160

Плюсы: Как отмечают фотографы, совокупность всех факторов делает эту пленку по цветовой гамме схожей с Kodak Portra и Kodak Gold200. Снимки о получаются теплыми, мягкими, с умеренным контрастом и хорошей детализацией.

Недостатки: Color160 выпускается в виде тонкого грунтового слоя и со специальной эмульсией. Компания указывает, что это связано с риском размытия первых двух изображений, поэтому при установке пленки в камеру следует действовать с особой осторожностью: лучше всего делать это в фотолаборатории.

Фото: Lomography.com / Пользователь: aciano

Фотопленка после проявки как называется 3

Фото: Lomography.com / Пользователь: solairerove

Фотопленка после проявки как называется 4

Фото: Lomography.com / Пользователь: plugdesigner

Фотопленка после проявки как называется 5

ТИП Д

Фотопленка после проявки как называется 6

Это новая пленка, созданная энтузиастами-фотографами из Москвы при поддержке фотолаборатории Foqus в Санкт-Петербурге. Она производится полностью в России, включая процесс полива эмульсии. Не секрет, что некоторые российские производители пленки передают этот этап на аутсорсинг в Европу.

С одной стороны, такое российское производство обеспечивает пленке «Тип Д» стабильную репутацию доступного продукта, на который всегда можно полагаться. С другой стороны, это связано с определенными ограничениями, и пленка все еще слишком молода, чтобы успешно конкурировать с крупными мировыми игроками рынка.

Тип пленки: черно-белая. ISO: 200. Процесс: D-76. Зерно: заметное. Контрастность: высокая.

Преимущества: Низкая цена пленки. Изображения показывают хороший тональный диапазон. В правильных условиях можно получать высококонтрастные графические изображения с хорошими бликами и тенями.

Недостатки: Первое — использование тонкого базового материала, как это делается во многих пленках для домашнего применения. Такого рода материал требует аккуратного обращения. Второе — производитель указывает, что эмульсия не всегда равномерно распределяется по пленке в процессе производства. Это может приводить к появлению ненужных точек на снимках. Это не всегда происходит, но работа над решением этой проблемы ведется. Третьей недостаток заключается в особенностях пленки: то, что она слишком плотная и обладает выраженным зерном, делает «Тип Д» определенно не универсальным инструментом для всех видов съемки.

Фото: Lomography.com / Пользователь: oleman

Фотопленка после проявки как называется 7

Фотопленка после проявки как называется 8

Эта пленка возникла благодаря усилиям фотографов-энтузиастов из Москвы с поддержкой фотолаборатории Foqus в Санкт-Петербурге. Она полностью произведена в России, включая процесс полива эмульсии, что является важным аспектом, поскольку некоторые отечественные фотопроизводители передают этот этап на аутсорсинг в другие страны.

Фотопленка после проявки как называется 9

Фотопленка после проявки как называется 10

Данная пленка была создана фотографами-энтузиастами в Москве с поддержкой фотолаборатории Foqus в Санкт-Петербурге, весь процесс производится в России, включая полив эмульсии, что важно, поскольку некоторые производители заранее передают этот процесс в другие страны.

Оцените статью
РемСтройХолд
Добавить комментарий