Граммофон, коллекционное значение, история шедевра

Подключение подобных устройств, как правило, осуществляется к радиоприемникам, оснащенным усилительными электронными лампами и громкоговорителями. Таким образом, звук воспроизводится в весьма громком и чистом режиме, что позволяет насладиться музыкой в высоком качестве.

Граммофон: история шедевра

Граммофон – это уникальный антикварный музыкальный инструмент, способный хранить интонации и звучание прошедших эпох. Его часто называют «колыбелью звукозаписи» из-за его значительного вклада в музыкальную культуру. Этот инструмент воспроизводит музыкальные дорожки, в которых заключена не только культура своего времени, но и настоящая жизнь народа. Ретро-проигрыватели известны своим неповторимым чистым звучанием и впечатляющими отчетливыми интонациями, которые до сих пор очаровывают сердца настоящих ценителей музыки и антиквариата.

Прародителем граммофона считается фонограф, изобретенный Томасом Эдисоном в 1877 году. Эдисон создал устройство, способное воспроизводить звук, вдохновляясь обычным рабочим процессом. В один из дней, когда он занимался ремонтом телефона и напевал свою любимую песню, он случайно заметил, что металлическая пластина реагирует на его голос. Удивленный, он повредил палец, когда игла попала в него. В тот момент у Эдисона возникла идея о том, что можно записать колебания иглы и воспроизвести их. Тем не менее, первый механизм был далеким от совершенства: звуки были искажены и неразборчивы.

фонограф

Дальнейшие шаги в развитии устройства сделал Эмиль Берлинер, вдохновленный статьей французского ученого. Он решил создать новое записывающее устройство, доработал недостатки фонографа и запатентовал граммофон. Благодаря его постоянным улучшениям этот прототип был превращен в качественный проигрыватель, который мгновенно завоевал популярность благодаря высокой четкости звука и громкому воспроизведению с минимальными искажениями. На этом устройстве начали использовать старинные грампластинки, которые стали массово производиться по всему миру. Пик популярности граммофона пришелся на 1902 год, когда пластины с репертуаром знаменитого итальянского певца Энрико Карузо стали настоящим хитом. Раритетные грампластинки обеспечили успех не только исполнителю, но и значительно увеличили спрос на сами граммофоны. После этого все музыкальные исполнители начали записывать свои композиции на грампластинки. Эмиля Берлинера стали считать не только создателем граммофона, но и основоположником всей музыкальной индустрии, так как он предложил выплачивать гонорары исполнителям за их записи.

граммофон

С этого времени граммофоны получили всемирное признание. Производители начали выпускать как недорогие модели для массового потребления, так и уникальные редкие экземпляры для состоятельных клиентов. Наиболее ценные граммофоны изготавливались из красного дерева, покрытых золотом и серебром, их часто инкрустировали резьбой и драгоценными камнями. Многие антикварные шедевры сохранились до наших дней и хранятся как в музеях, так и в частных коллекциях.

Эволюция граммофона

Основой для создания граммофона послужил фонограф Т. Эдисона, который представлял собой довольно громоздкое устройство с цилиндрическим валиком, сделанным из олова, где громкость звука обеспечивалась трубой. В узкой части раструба размещалась мембрана и игла, которая оставляла отчетливые бороздки на валике. Колебания иглы активировали механизм, и основная часть устройства обеспечивала соответствующие звуковые воспроизведения. Оловянный цилиндр был связан с ручкой, которую необходимо было вращать для поддержания движения.

Эдисона не устраивала чувствительность устройства, и он постоянно работал над его усовершенствованием. Он решил заменить олово на воск, так как воск лучше улавливает вибрации и передает их. К тому же с воскoм было проще работать: достаточно было разровнять его, и можно заново записывать новую мелодию. Модернизированным стали как игла, так и мембрана, благодаря чему продолжительность звучания увеличилась до трех минут.

Далее Эдисон установил маховик, который сгладил неравномерность вращения ручки. Позднее, вместо ручного вращения началось использование пружин, затем и электрического тока для вращения.

Эмиль Берлинер продолжил развивать граммофон, усовершенствовав и сам метод записи пластинок. Он отказался от фотохимического способа, выбрав вместо него метод травления кислотой, что значительно ускоряло процесс создания записей и улучшало громкость воспроизведения. Когда Берлинер создал метод штамповки, производственный процесс стал массовым. Пластинки начали производить из эбонита, а позднее из шеллака.

Практически идеальная конструкция граммофона обеспечила ему мировую популярность. В Европе и Америке стали открываться фабрики, производившие музыкальные проигрыватели. Каждый производитель стремился сделать свой товар уникальным и захватить большую долю рынка. Так, в рамках конкурентной борьбы во Франции была разработана миниатюрная копия граммофона — патефон.

С 1960-х годов для создания грампластинок начал использоваться винил, а продолжительность звучания увеличилась до 40 минут. Записи начали производить с обеих сторон пластинки, тем самым суммарное время звучания составляло до 80 минут. Использование ламповых усилителей значительно улучшило качество работы аппаратов. Антикварные граммофоны были усовершенствованы с помощью установки звукоснимателей и электропроигрывателей. К сожалению, эра граммофонов была недолгой: громоздкие старинные аппараты были вытеснены более компактными магнитофонами и портативными плеерами.

граммофоны

История граммофона

В 1877 году Томас Эдисон продемонстрировал своё первое устройство, которое могло воспроизводить звук — фонограф. Идея создания этого устройства возникла у него во время работы над телефонным аппаратом, когда он напевал и одновременно производил некоторые улучшения. В то время он держал в руке мембрану с иглой. Когда металлическая пластина откликнулась на его голос, игла уколола его палец, что и вдохновило Эдисона на запись колебаний иглы и воспроизведение звука.

Статья по теме:  Шредер – что это и для чего он предназначен

Ф1: Томас Эдисон в 1877 году. Старинный фонограф.

Механизм фонографа, сделанный Эдисоном, был далек от совершенства: огромные искажения звука делали его трудным для восприятия. На его основе был создан старинный граммофон, предназначенный исключительно для прослушивания музыки.

В это же время Эмиль Берлинер, вдохновленный статьей французского ученого Шарля Кро, решил создать свое собственное записывающее устройство. Он успешно провел лабораторные исследования и запатентовал граммофон в 1887 году. Эмиль Берлинеру удалось устранить недостатки фонографа: его граммофон был способен воспроизводить звук четко и громко, минимизируя искажения.

Ф2: Эмиль Берлинер в 1887 году. Модель первого граммофона.

Граммофон, качество звука которого значительно улучшилось, стал настоящей мировой сенсацией. Началась эра старинных грампластинок. Пик популярности граммофона пришелся на 1902 год, когда на прилавках магазинов появилась грампластинка с десятью песнями итальянского певца Энрико Карузо, который пользовался большой популярностью в то время. Эта антикварная грампластинка обеспечила успех не только певцу, но и само устройство граммофона. Спрос на него резко возрос, и многие исполнители начали записывать свои произведения.

Эмиль Берлинер стал не только создателем граммофона, но и одним из основателей современной музыкальной индустрии, предложив выгодные контракты и гонорары для исполнителей, согласившихся записывать свои композиции.

Граммофон приобрел массовую популярность, началось производство недорогих моделей для повседневного пользования, а также роскошных аппаратов для состоятельных клиентов. Наиболее ценные устройства изготавливались из высококачественных материалов: красного дерева, серебра и золота, а иногда инкрустировались драгоценными камнями. Эти антикварные изделия сохранились в частных коллекциях и музеях до наших дней.

Эволюция устройства граммофона

Фонограф, изобретенный Томасом Эдисоном, стал прототипом современного граммофона. Это было довольно громоздкое устройство с цилиндрическим валиком из олова и трубой, усиливающей звуковые волны. В месте, где труба сужалась, находилась мембрана с иглой, которая оставляла следы на валике. Эти следы зависели от колебаний, передаваемых на механизм. Цилиндр соединялся с ручкой для создания движения.

Скорость работы устройства была низкой, и Эдисон стремился к его постоянному улучшению. Он заменил олово воском, что обеспечивало более качественную передачу звуковых колебаний. Воск можно было легко разравнивать, чтобы начинать записывать новые звуки. Были модернизированы игла и мембрана, что позволило увеличить длину звучания до трех минут.

Чтобы сгладить неровности вращения ручки, был установлен маховик, а позднее механическая передача была заменена пружинами и электрическим током.

Шарль Кро, вдохновивший Эмиля Берлинера, опубликовал свою статью о палеофоне в 1877 году. Это устройство было схоже на фонограф, но игла перемещалась горизонтально по поверхности стеклянного диска, покрытого сажей. У Эдисона же игла оставляла следы вертикально. Когда комбинация звуков была записана, она впоследствии копировалась на пластину из хрома, отличающуюся высокой светочувствительностью. К сожалению, проект Кро не получил финансовой поддержки и остался лишь на бумаге.

: Антикварный граммофон Эмиля Берлинера.

Эмиль Берлинер доработал не только само устройство, но и процесс изготовления пластинок. Он заменил фотохимический метод на травление кислотой, что ускоряло выпуск записей и повышало громкость звучания. Массовое производство запустилось параллельно с внедрением метода штамповки. В качестве материала для пластинок сначала использовали эбонит, но вскоре его заменили на шеллак.

Усовершенствованная конструкция и технологические методы сделали граммофон популярным по всему миру. На территории Европы и Америки стали открываться фабрики, производившие музыкальные аппараты. Каждый производитель стремился выделить свой товар, чтобы охватить большей долей рынка. В результате в рамках конкурентной борьбы во Франции был разработан миниатюрный вариант граммофона, названный патефон.

В 1960-х годах грампластинки начали выделываться из винила, а продолжительность звучания увеличилась до 40 минут. Процесс записи с обеих сторон пластинки обеспечивал суммарное время звучания до 80 минут. Качество звука значительно улучшилось благодаря внедрению ламповых усилителей. Антикварные модели также были доработаны с установкой звукоснимателей и электропроигрывателей.

К сожалению, эра граммофонов подошла к концу, и тяжелые аппараты были вытеснены более компактными магнитофонами и плеерами.

Устройство и принцип работы

Граммофон состоит из нескольких ключевых элементов, которые функционируют независимо друг от друга.

Привод

Основная задача привода – преобразовать энергию пружины в равномерное вращение диска. Количество пружин в разных моделях может варьироваться от одной до трех. Для обеспечения одностороннего вращения применяется храповой механизм. Энергия передается с помощью зубчатых передач.

Для поддержания постоянной скорости вращения используется центробежный регулятор.

Принцип его работы таков.

Статья по теме:  Почему принтер печатает бледно. Почему принтер плохо печатает.

Регулятор получает вращение от барабана с пружиной. На оси барабана расположены две втулки: одна свободно перемещается, а другая является приводной. Эти втулки соединены через пружины, на которых установлены свинцовые грузики.

Когда грузики начинают вращаться, они стремятся удалиться от оси, но этому мешают пружины, создавая силу трения, которая позволяет контролировать скорость вращения.

Для изменения частоты вращения в граммофон встроена ручная регулировка, которая позволяет установить скорость на уровне 78 оборотов в минуту (для механических моделей).

Мембрана, или звуковая коробка

Внутри звуковой коробки расположена пластина толщиной 0,25 мм, которая обычно изготавливается из слюды. С одной стороны к пластине крепится игла звукоснимателя, а с другой стороны располагается раструб или рупор.

Важно, чтобы между гранями пластин и стенками коробки не было зазоров, так как это может привести к искажению звука. Для уплотнения используются резиновые кольца.

Игла может быть выполнена из алмаза или прочной стали, последнее считается более бюджетным вариантом. Игла надежно закреплена на мембране через иглодержатель. В некоторых случаях для повышения качества звука используется система рычагов.

Игла скользит по звуковой дорожке пластинки, передавая колебания на мембрану, которая преобразует их в звук.

Тонарм служит для перемещения звуковой коробки по пластинке, обеспечивая равномерное давление и качественное воспроизведение звука.

Рупор

Рупор служит для усиления громкости звука. Его эффективность зависит от его формы и материала изготовления. Гравировки на рупоре не допускаются, а материал должен хорошо отражать звук.

В ранних моделях граммофонов рупор выглядел как большая изогнутая труба. В более поздних версиях он стал интегрированным в звуковую коробку, при этом громкость оставалась на высоком уровне.

Корпус

Корпус граммофона служит основой для установки всех ключевых элементов устройства. Он выполнен в виде ящика, сконструированного из дерева и металла. Поначалу корпус имел прямоугольную форму, но потом были разработаны круглые и многогранные варианты.

В дорогих моделях корпуса окрашиваются, покрываются лаком и полируются. Благодаря этому устройство выглядит весьма презентабельно.

На корпусе расположены заводная рукоятка, элементы управления и интерфейсы. Также на нем устанавливается табличка с указанием марки, модели, года выпуска и других технических характеристик.

Дополнительное оборудование может включать в себя автостоп, автоматическую смену пластинок, регуляторы громкости и тембра (в электрических моделях) и другие устройства.

Несмотря на схожесть в внутреннем строении, граммофоны могут существенно различаться между собой.

Какими бывают?

Граммофоны подразделяются на несколько типов в зависимости от их конструктивных особенностей.

По типу привода

  • Механические. Эти граммофоны используют мощную стальную пружину в качестве двигателя. Преимуществом является то, что они не требуют подключения к электрической сети. Однако в них может быть низкое качество звука, а срок службы пластинок оказывается ограниченным.
  • Электрические. Их обычно называют патефонами. Простота использования является одним из преимуществ, но есть и недостатки, такие как необходимость подключения к электрической сети и высокая конкуренция со стороны других аудиоустройств.

По варианту установки

  • Настольный. Этот более компактный и переносной вариант. Некоторые модели, выпущенные в СССР, имели корпус в виде чемодана с ручкой, что добавляло удобства.
  • На ножках. Стационарный вариант. Такие модели отличаются более привлекательным внешним видом, но их габариты ограничивают мобильность.

Чем граммофон отличается от патефона

Существует распространенное мнение, что граммофон отличается от патефона тем, что первый имеет трубу, а второй – нет. Однако это мнение ошибочно. Основные отличия заключаются в конструкции и методах воспроизведения звука. Эмиль Берлинер запатентовал поперечный способ записи, в то время как у братьев Пате используется глубинный метод формирования звуковой канавки, что отразилось и на самом носителе. Если на грампластинке для граммофона дорожка оформлена шероховато, то на пластинке патефона линия будет гладкой, так как шероховатости уходят глубже в материал. В начале игла патефона двигалась от центра к краю, но это оказалось неэффективным, и движение было изменено.

Внешний вид граммофонов и патефонов с наружной трубой и внутренним рупором

Тем не менее, каждый из этих музыкальных аппаратов может выпускать звук как из громоздкой трубы, так и из рупора, интегрированного в корпус. Однако в патефонах мембрана располагается перпендикулярно оси тонарма, в то время как в граммофонах – параллельно. Поэтому проигрывать грампластинки на патефоне и наоборот невозможно, так как они не являются взаимозаменяемыми. Система звукозаписи Берлинера обеспечивает более высокое качество по сравнению с разработками братьев Пате, что стало причиной, по которой последние в 1920-х годах начали экспортировать в Америку и на Британские острова свои граммофоны. Однако к тому времени в Советской России за компактными граммофонами без трубы уже укоренилось название «патефон».

Распространение граммофонов в Российской империи

Первое появление граммофона в Российской империи считается продажа, зафиксированная в 1895 году мануфактурой купца Гусева. Вначале звучащие механизмы привлекали к себе внимание общества. Например, всего через два года после этого прогуливающиеся по Невскому проспекту могли наслаждаться звуками граммофонов, доносившимися из ателье. А богатые рестораны стремились заполучить новинку за любые деньги, ведь количество посетителей, желающих услышать романсы или народные песни, исполняемые с использованием нового устройства, было значительно велико. Вместе с проигрывателями также завозились и рекордеры. Технологию производства записей россияне осваивали быстро, и к концу XIX века на рынке появились пластинки российского производства.

Статья по теме:  Светосила объектива. Светосила объектива что это.

Тумбовый граммофон Пишущий Амур, Российская империя, 1900-1910 гг.

Граммофоны Берлинера часто ломались, и их владельцы искали опытных механиков для ремонта. Мастера, разобрав иностранные механизмы, быстро поняли, что устройство вовсе не такое сложное. Артели начали производить проигрыватели, не выплачивая Берлинеру ни копейки. Поняв, что это бизнес принесет прибыль, к производству приступили и мануфактуры. Интересы Berliner Gramophone перекликались с отечественным производителем в Риге, где также выпускались грампластинки и сами аппараты на фабрике Зонофонъ (International Zonophone). Судебная тяжба завершилась победой Берлинера, который к тому моменту открыл в Риге свою мануфактуру «Пишущий Амур» для производства пластинок. Не закрыв Зонофонъ, Берлинер стал ставить на ней в производство пластинки исполнителей популярной музыки второго эшелона.

Однако Россия имела не только воспроизводить, но и создавать. Под руководством инженера Василия Ивановича Ребикова началась работа фирмы «Товарищество В.И. Ребиков и К°.», которая представила устройство под названием натурофон. Это новшество отличалось наклонным диском, уникальной конструкцией мембраны, скоростью 82–90 об/мин и притупленным кончиком иглы (стандартная быстро теряла остроту, что влияло на качество звука). Не обошлось и без создания собственной музыкальной коллекции. На выставках меломанам демонстрировали чистое звучание произведений на их пластинках, но массовое производство с таким же качеством сначала не удавалось. Ребиков быстро справился с техническими проблемами, но столкнулся с маркетинговыми: инвесторы хотели люксовые устройства для максимальной прибыли, в то время как Ребиков мечтал о доступной цене для каждого. В результате его компания обанкротилась. Параллельно с этим попробовала выйти на рынок и фирма Рихарда Якоба, ставшая первой в России, которая начала выпускать пластинки с двумя сторонами. Однако их рекордеры оказались низкого качества, а исполнители не спешили к ним записаться, что привело к закономерной гибели компании.

Портативный патефон фирмы Pathé

Компания Pathé появилась в России в 1903 году, однако была сильно разочарована тем, что рынок уже переполнен и аппаратами, и пластинками. Решив применить хитрый прием, Pathé начала рассылать записи на цилиндрах, которые к тому времени становились постепенно устаревшими в западном мире (хотя цилиндры стали основой для первых диктофонов, чьим предшественником был фонограф). Однако местные слушатели не проявили интереса к записям иностранных певцов. Четыре года страданий не помогли решить проблемы, и французы открыли собственную фабрику, которая быстро наладила производство музыки и аппаратов, ставших популярными благодаря износостойким сапфировым шарикам звукоснимателя. Фабрика просуществовала до Октябрьской революции, после чего её национализировали, и производство патефонов в России перестало приносить прибыль братьям Пате.

Какие бывают граммофоны?

Граммофоны бывают разных видов, которые различаются конструктивными особенностями. В таблице ниже представлены характеристики различных типов граммофонов:

Детали Виды
Тип привода · Механические. Двигателем служит мощная стальная пружина. Преимущества: нет необходимости в электроснабжении. Недостатки: быстро приходят в негодность, качество звука уступает;
· Электрические. Эти устройства известны как патефоны. Преимущества: простота эксплуатации. Недостатки: требуется подключение к электрической сети, высокая конкуренция на рынке.
Установка · Настольные: компактные перемещаемые варианты. Некоторые модели из СССР имели корпус, выполненный в виде чемодана с ручкой.
· На ножках: стационарные варианты, обладающие более привлекательным внешним видом, но непрактичные для перемещения.
Применение · Уличные: используются на открытом воздухе, имеют компактное и прочное строение.
· Стереофонические: воспроизводят два звуковых канала (правый и левый). Они используют двухдорожечные пластинки и звукозбросник сдвоенного типа. Включают две иглы.

Интересные факты

современный патефон

Существует множество увлекательных фактов о граммофонах. Рассмотрим три захватывающие истории:

  1. Во время работы над граммофоном Т. Эдисон начал петь, что привело к колебанию мембраны с иглой, из-за чего он сам себя уколол. Это и стало началом его идей о добавлении звуковой коробки;
  2. Эмиль Берлинер непрерывно совершенствовал свои разработки, в конечном итоге добившись того, что диск стал вращаться с помощью электродвигателя;
  3. Берлинер выплачивал денежное вознаграждение музыкантам, согласным записывать свои песни для грампластинок.

Компания Ретро мир занимается скупкой антиквариата и с удовольствием приобретет старинные раритетные вещи по разумным ценам. Выплата денежных средств производится сразу после покупки. Мы также выкупаем целые квартиры с обстановкой. Всегда открыты для нового сотрудничества!

Оцените статью
РемСтройХолд
Добавить комментарий