Совет для путешественников: заверните пленку в несколько плотных вещей и располагаете ее подальше от стенок чемодана или сумки. В аэропортах работают высокопроизводительные сканеры, способные негативно повлиять на пленку, что может привести к потере изображений.
Пленочная Фотокамера
Пользовались ли вы когда-нибудь пленочными фотоаппаратами? Если вам уже исполнилось 20 лет, то, вероятно, у вас был опыт работы с ними. В ваше детство было время, когда у вас была возможность снимать родителей, домашних животных или просто «пощелкать пустоту». Это был простой и увлекательный процесс, но с течением времени эти устройства стали редкостью.
С тех пор, как время пленочной фотографии прошло, современные цифровые камеры (как зеркальные, так и беззеркальные) захватили рынок. Однако, Перемещение многих новых владельцев фотоаппаратов по старинным комодам приводит к обнаружению заветных пленочных аппаратов. На этом этапе у вас могут возникнуть следующие вопросы: «Как мне использовать это устройство? Оно по-прежнему работает? И где можно купить пленку? Какова его стоимость на вторичном рынке?»
Если вам не удалось расширить свои знания о пленке и ее использовании после этих вопросов, то это настоящая упущенная возможность — ощутить процесс съемки хотя бы на одной катушке пленки, даже если там всего 24 кадра.
Пленка
Вот что нам говорит Википедия: Фотопленка — это фотоматериал, имеет гибкую прозрачную основу, состоящую из листа пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы), на который нанесена фотоэмульсия, содержащая галогениды серебра. Эти частицы приводят к формированию светочувствительности, контрастности и оптическому разрешению самой пленки. Когда пленка подвергается световому воздействию, на ней формируется скрытое изображение, а затем с помощью различных химических реакций это изображение становится видимым.
Иными словами: это светочувствительная лента с заданным динамическим диапазоном (ISO).
Из собственного опыта работы с пленкой, я могу выделить ее достоинства и недостатки.
Плюсы:
- Цвет. Пленочные фотографии отличаются удивительно живыми и насыщенными цветами, что бывает трудно воспроизвести с помощью цифровых камер.
- Атмосфера. Плёночные снимки несут уникальную атмосферу, они выглядят по-настоящему живыми и часто не требуют редактирования.
- Качество. Если фокусировка выполнена правильно, то при сканировании изображения можно получить разрешение, в два-три раза превышающее качество, получаемое на цифровой камере, сохраняя самые мельчайшие детали!
- Более обдуманные сюжеты. Пленка — отличный учитель; в катушке будет всего 12-36 кадров, поэтому вы будете делать меньше случайных снимков и серьезней относиться к выбору композиции. Пользуясь пленкой, вы можете взять с собой несколько запасных катушек на случай, если потребуется больше кадров.
- Процесс. Осознание того, что вы работаете с полностью механической ретро-камерой и контролируете весь процесс съемки без автоматизации, добавить много удовольствия и удовлетворения от творческого процесса!
Минусы:
- Цена. Хотя пленка может стоить от 130 до 200 рублей за 36 кадров (для 35-мм пленки), вспомогательные услуги, такие как печать и сканирование, могут значительно увеличить ваши затраты. Поэтому, если вы планируете заниматься фотографией надолго, стоит подумать о покупке собственного сканера.
- Хрупкость. С более современными пленочными камерами такой проблемы встречается меньше, однако у моделей середины ХХ века пленка может легко повреждаться, что может сильно расстроить вас после нескольких пустых съемок.
- Время. Ожидание проявления пленки и просмотра снимков может занять значительно больше времени, чем при цифровой фотографии.
- Отсутствие автоматики. Работа с совершенно ручной камерой может быть увлекательной, но с отсутствием автофокуса или автоматической диафрагмы при съемке динамичных сцен вам может не хватать времени на правильную настройку.
- Неизвестность. Вопросы, связанные с надежностью пленки, такие как возможность подвода пленки, светопрозрачность, работа затвора, правильная настройка выдержки и фокусировка, могут смущать фотографа. Это может звучать нелепо, но это реальная проблема для многих.
Классификация пленки по размерам и формату кадра, а также количеству кадров
35 мм перфорированная пленка 24×36 мм
Традиционно использование пленки такого формата называется малоформатной или узкопленочной фотографией и еще известна как тип 135. Она производятся разной длины на катушках и в кассетах, обычно на 12, 24 и 36 кадров. Изначально пленка была разработана для кинематографа, а массовое производство и отлаженная технология обработки способствовали созданию популярных пленочных фотоаппаратов.
Помимо формата 24×36 мм, выпускаются полуформатные камеры с кадром 18×24 мм (например, Агат-18, ФЭД-Микрон, Чайка) и 24×24 мм.
Кассеты для таких фотоаппаратов имеют цилиндрическую форму, и их можно разделить на три основные категории:
- Наиболее распространённые пластиковые и металлические кассеты, где пленка намотана на катушку и выходит через щель, окруженную черным бархатом. Современные кассеты предназначены для удобства использования в автоматических камерах, а также обеспечивают простоту обработки благодаря контактному коду на корпусе.
- Двухцилиндровые металлические кассеты, которые открываются при закрытии крышки фотоаппарата (использовались в дальномерных моделях Leica). Они имеют наименьший риск повреждения пленки и оптимальны для зарядки сверхчувствительных пленок. Пленка в кассете наматывается на катушку и по окончании съемки сматывается обратно.
- Рапид-картриджи представляют собой пластиковые и металлические кассеты, где пленка расположена в рулоне, и ее ручное перемещение невозможно.
61.5 мм неперфорированная пленка 6×4.5, 6×6, 6×7, 6×9 см
Это традиционное название пленки Kodak — типов 120 и 220. Эти типы пленки различаются наличием и отсутствием бумажного защитного ракорда, а также количеством кадров (в 220 больше).
24 мм пленка
Смотри 16 мм неперфорированная пленка.
В Советском Союзе под данный вид пленки производились панорамные фотоаппараты.
Эти аппараты с их уникальной конструкцией позволяли сделать снимок с аспектом, превышающим 3:1 и широко открытым углом зрения (с более чем 100° по длинной стороне кадра). Экспонируемая пленка располагалась не на плоскости, а по поверхности цилиндра, а затвором служила щель, которая двигалась вместе с вращающимся объективом. В СССР производились модели ФТ-1 и ФТ-2. Сегодня на КМЗ есть модели стереоаппаратов.
Классификация по устройству видоискателя и основному способу фокусировки
Видоискатель в фотоаппарате может отсутствовать, а оптическая схема зависит от назначения и применения специализированного оборудования. Обсудим только фотоаппараты общего назначения.
- Первоначально такое название применялось к простым фотоаппаратам ящичной конструкции, которые обычно содержали отсек для запасных кассет с пленкой.
- Позднее этим термином стали называть шкальные фотоаппараты с простой конструкцией, например, Школьник и Этюд.
- Также можно встретить это название для аппаратов, спроектированных специально для подводной съемки и работы в сложных условиях. К ним можно отнести фотоаппараты с боксовым корпусом.
Ящичные аппараты и карданные камеры
Это исторически самый ранний тип камеры. Они не имеют видоискателя. Кадрирование и фокусировка происходят через матовое стекло, которое ставится вместо кассеты со светочувствительным материалом, обычно пленкой или пластинкой. Характерной чертой является обязательное использование шкальных фотоаппаратов.
Шкальные аппараты имеют очень простой оптический видоискатель, а наведение на резкость выполняется по шкале расстояний. Большинство из них оснащается простейшими затворами (либо совмещенными затвором и диафрагмой, как, например, в Агате-18). Параметры съемки устанавливаются вручную. Типичным примером являются фотоаппараты с фиксированным фокусом.
Эти камеры имеют механически связанный фокусировочный механизм объектива и камеры Leica.
Однообъективные зеркальные фотоаппараты (SLR)
Они отличаются от других типов аппаратов:
- Отсутствием двубъективных зеркальных систем (TLR).
В зависимости от конструкции видоискателя, как правило, он включает отдельный объектив, обычно с большей светосилой по сравнению с основным, неподвижное зеркало и матовое стекло. Съемочный объект и видоискатель связаны механически, обеспечивая резкое изображение на матовом стекле при фиксации резкости.
Разберитесь в основных функциях
Прежде чем погрузиться в фотографию на старую полнокадровую камеру, полезно изучить её основные характеристики и базовые принципы съемки. Понять, что такое диафрагма и правило третей, а также как работает фокусировка. Важно разобраться в возможностях вашего объектива и понять, как функционирует затвор камеры.
Выберите пленку
Не стоит излишне углубляться и загружать себя огромным количеством информации о разных свойствах пленки – она действительно бывает очень разнообразной, и запутаться не составляет труда. Позвольте себе получить советы в специализированных магазинах, где вам почти наверняка бесплатно объяснят, что стоит купить.
Общий совет, который подходит всем: для первых снимков используйте черно-белую пленку, которая поможет вам освоиться с компоновкой объектов и контрастом между яркими и темными участками. Для уличной съемки (особенно осенью или зимой) подходящей будет пленка с ISO 200 (она более экономичная), но лучше обратить внимание на 400. В закрытых помещениях старайтесь не опускаться ниже 400 ISO (только для экспериментов).
▍ Так с чего же начать?
Какой-нибудь поздний Зенит, например, модель 122, будет отличным выбором для начинающих. Важно удостовериться, что камера функционирует исправно. Возьмите фонарик и посветите им на шторки: если они светят, такой аппарат лучше не покупать. Проверьте выдержки — они должны различаться. Вы можете также использовать фонарик для их проверки — на разных выдержках затвор будет открываться по-разному. Осмотрите корпус камеры на наличие видимых повреждений. Этот алгоритм подходит для любых моделей.
Как правило, стоит избегать первых моделей ФЭД и Зоркый, так как они довольно стары. Эти камеры являются копиями Leica III, производившейся с 1930-х годов. Технология, использованная в этих устройствах, устарела почти на девяносто лет. Безусловно, если такая камера была обслужена, тогда это может стать отличным экземпляром для коллекции — однако новичку очень сложно работать с аппаратом, где дальномер для фокусировки не совпадает с видоискателем, и пленка должна быть значительно обрезана перед использованием.
Если же ваш бюджет позволяет, рассмотрите возможность покупки Nikon F3 или другого известного японского бренда. Если вы ищете более экономичный вариант и не против слегка более современного дизайна, обратите внимание на Canon EOS 50e или подобные модели — они предлагают автофокус, пусть и не слишком быстрый, но тем не менее присутствующий.
Если у вас есть желание работать с компактом, убедитесь, что у мыльницы есть активный автофокус: с обеих сторон от видоискателя должны находиться два заметных датчика. В свою очередь, моя рекомендация — обратите внимание на модели Samsung, которые имеют большие и четкие видоискатели. Модель Samsung Fino 35 — это вполне уместный вариант. Не спешите за топовыми компактными решениями, такими как Olympus mju II — попробуйте начать с чего-то более доступного.
В общем, не растрачивайте своё время на дорогостоящие покупки в самом начале. Конечно, если вы наткнетесь на зеркалку от Pentax или другого известного японского бренда по очень низкой цене — обязательно берите, но не забудьте проверить ее состояние перед покупкой! Хороший видеоролик о проверке пленочных камер снял Роман Наседкин, который также занимается съемкой на пленку. В ролике отлично показан процесс проверки как зеркальных, так и компактных моделей.
Отдельное внимание хочу уделить процессу проявки и сканирования пленки. Стандартную 35-мм катушку, вне зависимости от количества кадров, можно проявить и отсканировать примерно за 500 рублей. Я часто использую московскую лабораторию «Коммуна» для этих целей. Это довольно модное место, расположенное рядом с баром, винтажным магазином и даже баптистской церковью. Название лаборатории оправдывает себя — здесь немного клиентов, и многих из них помнят по именам.
В сопредельной «Перспективе» атмосферу можно охарактеризовать так же — лаборатория регулярно проводит мастер-классы и лекции по фотографии, устраивает кинопоказы и имеет уютное кафе.
Однако наилучший вариант — это самостоятельное сканирование пленки. Профессиональные сканеры для пленки стоят недешево, но окупаются, если у вас есть множество пленок на обработку. Конечно, доступны и бюджетные варианты — старые модели Epson Perfection с CCD-сенсорами. Новые сканеры из этой серии, как Epson Perfection V600, стоят около 50 тысяч рублей. На вторичном рынке аналогично можно найти профессиональные Nikon Coolscan. Лучшие качественные варианты, такие как Epson Perfection V850 Pro, стоят более 150 тысяч рублей.
Несмотря на недоступность пленок в наше время (недавно я видел, как Kodak Portra 400 стоит 4000 рублей за катушку), существуют бюджетные варианты пленок и самих камер. Сообщество любителей плёнки продолжает активное существование: камеры восстановливаются, модифицируются, а производители стараются предлагать новые пленки на рынок. Например, компания Lomography недавно выпустила пленку LomoChrome Color ’92, которая дает снимки, выглядящие так, как если бы они пришли из журналов 80-х и 90-х годов. Также немецкая компания ORWO в прошлом году вновь запустила цветную пленку Wolfen NC500 после долгого перерыва. А Ricoh, теперь владеет Pentax, в конце прошлого года анонсировала создание новой пленочной камеры. По сути, это напоминает историю начала — первая зеркалка была создана именно Pentax. Я рекомендую посмотреть серию роликов, где команда, работающая над новой камерой, делится своими переживаниями и опытом. Эти люди полны энтузиазма дать возможность фотографам вновь использовать новое устройство для съемки на пленку!
Где купить и проявить пленку
Приобрести пленku можно в фотолабораториях, на маркетплейсах или на Авито. Рекомендуем начинать с фотолабораторий — там вы обязательно получите полезные консультации о пленке.
Если вы из России и собираетесь в путешествие, настоятельно рекомендуется купить пленку в вашем городе и взять её с собой. Это обойдется значительно дешевле, чем покупка пленки в других странах.
Проявить пленку можно только в фотолабораториях. Обычно срок проявления составляет от двух до пяти дней. Сканированные изображения отправляються вам на электронную почту в виде ссылки на загрузку.
Перед проявкой у вас спросят, нужны ли вам негативы. Негативы — это ваши отснятые пленки. Их хранят в лаборатории около недели, в течение которых вы можете забрать их. Некоторые коллекционируют негативы, другие их игнорируют, а третьи оставляют их на случай, если цифровые снимки потеряются и вам потребуется повторное сканирование пленки.
Бонус: о полароидах
Точнее, о камерах моментальной печати.
Наиболее популярные фотоаппараты моментальной печати произвелли Fujifilm, среди которых известные Instax Mini и, конечно, Polaroid.
У них есть несколько отличий:
- Формат снимков. Камеры Instax предлагают три различных формата фотографий, в то время как Polaroid предоставляет только квадратные.
- Стиль кадров. Снимки на Polaroid имеют винтажный, слегка выцветший вид, тогда как кадры от Instax обычно более четкие.
Цены на камеры моментальной печати начинаются от 10 000 рублей, и чем новее модель, тем она дороже. Поларойды обычно стоят дороже, чем Instax.
Для этих камер нужны специальные картриджи. Их можно заказать на маркетплейсах, купить в магазинах техники или уточнить наличие в фотолабораториях. Эти картриджи обходятся дороже пленки: примерно 1000 рублей за 10 кадров и выше. Картриджи для Instax Mini чаще всего дешевле, чем для Polaroid.
Чтобы установить картридж в камеру, достаточно совместить специальную метку на картридже с подобной меткой на камере. Перед началом съемки необходимо сделать проверочный кадр — который выйдет просто черным. Поларойд имеет приятное свойство — проверочный кадр вы получите автоматически после закрытия крышки.