На первый взгляд, создание болотохода своими руками может показаться сложной и малоосуществимой задачей, однако при наличии правильных вычислений и тщательной разметки чертежей этот процесс становится достаточно простым. Он требует лишь небольших навыков в строительстве конструкций с использованием сварки, а также знания основных принципов работы двигательной и ходовой систем.
Создание вездеходов самостоятельно
Я — пенсионер, отработавший 20 лет в милиции. За этот период я изготовил 29 уникальных вездеходов, причем ни один из них не повторяет другой. Эти вездеходы не только служат мне для рыбалки и охоты, но и помогают исследовать заброшенные села в северной части Вологодской области, а иногда и спасать людей в экстренных ситуациях.
Я увлекался рыбалкой и охотой еще на службе, работая по 15-16 часов в сутки. Поэтому начало моего времяпрепровождения в лесу стало отличным способом расслабиться и отвлечься. С тех пор я стараюсь бывать в лесу хотя бы раз или два в неделю.
Во время сборов клюквы я стал замечать, как местные жители используют самодельные вездеходы, которыми здесь называют каракаты. Эти транспортные средства довольно просты и в основном делаются на базе мотоциклов таких как Восход, Минск, Иж Планета или Иж Юпитер.
Самодельные вездеходы, даже собранные на базе мотоблоков, легко передвигаются и даже плавают по грязи и топи!
И тогда мне пришла в голову мысль: «Почему бы не создать и мне свой собственный болотоход?»
Дистанционный сервис по каско — от покупки до урегулирования
Оформление полиса онлайн и дополнительные опции, такие как экстренная помощь при поломках, шиномонтаж и выезд аварийного комиссара.
С заботой, Страховой Дом ВСК
САО ВСК. Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Оформите ОСАГО за 5507 ₽ с гарантией надежности.
Круглосуточная поддержка — с полисом ОСАГО от Страхового Дома ВСК. Всё дистанционно — от покупки до урегулирования ДТП.
С заботой, Страховой Дом ВСК
САО ВСК. Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Как собрать вездеход в домашних условиях
Для создания вездехода потребуется гараж с набором основных инструментов: например, угловая шлифовальная машина для резки труб, оборудование для сварки (у меня их три вида), домкраты и другие необходимые инструменты. Я поставил перед собой задачу: в конструкции должно быть не более шести элементов, изготовленных на токарном станке. Учитывая, что у меня нет такого станка, я заказываю детали на стороне.
Профильные трубы для рамы и каркаса я приобретаю в магазине и сам свариваю в нужную конфигурацию. Обычно мосты для вездеходов берутся с уазовских автомобилей, полученных с авторазборок, где поступают битые машины. Аналогично, я добираю двигатели также оттуда. Изначально я использовал моторы от мотоциклов и мотороллеров, но вскоре перешел на двигатели от наших легковых автомобилей, таких как Ока или ВАЗ, в основном от модели девятки. Я также пробовал использовать китайские двигатели Лифан, но они выходят дороже, чем старые жигули.
Для колес я выбираю покрышки от вездеходов КрАЗ, МАЗ или Урал. Ранее такие покрышки были распространены на свалках, но теперь их чаще всего приходится покупать.
Чтобы сделать покрышки легче, я снимаю с них несколько слоев, оставляя максимум четыре корда, так как такие колеса отлично цепляются за грязь, а воздух, содержащийся в камерах, делает вездеход плавучим. При этом они не боятся острых камней.
Для создания грузо-пассажирского кунга я использую специальную фанеру и листовой поликарбонат. Поликарбонат обладает высокой прочностью: он не ломается и не царапается о ветки и сучья.
Чертежей будущего вездехода я не готовлю. Все держу в голове, на интуитивном уровне выбираю необходимые элементы.
Подготовительный этап
Первым делом положительно скажется составление чертежей. Чтобы процесс был максимально упрощен и последующие действия понятны, нужно схематично нарисовать будущий болотоход с нескольких ракурсов, достаточно всего лишь рассмотреть его спереди, сзади, сбоку и сверху.
Обзор чертежа сверху играет важную роль, так как он дает более четкое представление о внутреннем техническом заполнении устройства.
Также следует определить параметры всех элементов, предварительно произвести их расчеты.
После создания чертежей можно переходить к следующему важному этапу — подбору материалов и деталей, а также подготовке инструментов.
Среди инструментов необходимыми могут быть:
- гаечные ключи различных типов и размеров, так как предстоит работа в основном с автомобильной системой;
- приборы для пайки пригодятся для соединения проводов;
- насосы необходимы для накачивания колес;
- пила или ножовка, предназначенная для резки металла;
- пассатижи, сварочные инструменты и несколько молотков разной величины.
Также необходимо выбрать качественные материалы, подходящие для постройки подобной конструкции.
- Металлические элементы будут нужны для создания каркаса конструкции.
- Можно воспользоваться готовым каркасом — например, кузовом от старого автомобиля.
- Мощный двигатель.
- Большие и прочные шины или гусеница, зависит от вашего замысла. Этому пункту нужно уделить особое внимание для успешного передвижения по болотистым территориям.
- Рулевая система.
- Возможно, понадобится прицеп.
- Необходи приобрести разнообразные мелкие материалы, нужные для крепления остальных частей конструкции.
Выбор двигателя
Вездеходы часто работают при повышенных нагрузках, поэтому их основные характеристики будут зависеть от установленного двигателя.
Если с готовыми агрегатами из магазина все понятно и желаемые характеристики указаны производителем, то как выбрать правильный двигатель с необходимыми характеристиками для самодельного вездехода? Специалисты советуют рассмотреть несколько вариантов.
- Мотоциклетные двигатели хотя и могут обладать хорошей мощностью, сложно назвать их оптимальными для вездеходов. Дело в том, что эти двигатели не могут работать на полной мощности без надлежащего охлаждения. Это значит, что устройство будет функционировать лишь на низких оборотах, что не подходит для болотистой местности. Однако некоторые детали от мотоциклов могут пригодиться при создании каркаса.
Чем мощнее двигатель, тем дольше он сможет работать, несмотря на другие условия эксплуатации устройства.
Автомобильные двигатели гораздо более подходящий выбор для таких агрегатов. При строительстве болотохода очень важно обращать внимание на систему охлаждения двигателя. Рекомендуется выбирать детали от автомобилей УАЗ, Урал или ЗАЗ, поскольку они оборудованы системой воздушного охлаждения и полностью соответствуют потребностям. Кроме того, двигатели этих автомобилей имеют одинаковую надежность и устойчивость к разным температурным и погодным условиям. Подобные характеристики имеют двигатели от ЛуАЗа. Двигатели от остальных отечественных автомобилей также могут быть полезны, например, от Оки, Нивы или даже так называемой «буханки». Однако, учитывая, что они не оснащены системой воздушного охлаждения, их эксплуатация может создавать трудности, что негативно скажется на общей мощности конструкции.
Не менее эффективным вариантом может быть использование двигателя от мотоблока. Кроме того, для дополнения и улучшения устройства можно использовать элементы от тракторов или других автомобилей, что увеличит его мощность.
Крепко, жестко, вызывающе
Этот вездеход собрал мой хороший друг — Владимир Николаев. Он назвал его «Исследователь», и на нем ему удалось занять первое место в классе 1500 (среди вездеходов с диаметром колес от 1300 до 1500 мм) и второе место в абсолютной категории на соревнованиях по вездеходам Трофи в 2019 году. Ему удалось обойти несколько Шерпов, которые стоят в разы дороже «Исследователя». Но он добился этого.
Как я уже упоминал, все самодельные вездеходы имеют много своих особенностей, но часто они основаны на одной и той же концепции. «Исследователь» является ярким примером вездехода без подвески, который построен на раме, где мосты являются ее частью. Да, рама действительно проста — это просто два моста от Patrol Y60, соединенные между собой продольными трубами. Это всё. Прямо, без излишеств. Но как же насчет подвески и удобства? — зададут вопрос многие. Здесь об этом не идет разговор. Хотя, как минимум, следует отметить, что ободрыши с пониженным давлением являются неким элементом подвески. Тем не менее, она не слишком эффективна, поэтому позвоночнику всё равно не легко на неровностях.
Теперь разберем компоновку. Два моста и две трубы — это вся рама. Это весьма типичная схема для вездеходов такого типа. Также типично расположение мотора и коробки — они повернуты на 90 градусов. Для чего это нужно? А для того чтобы избежать установки раздаточной коробки. Не знаю, кем и когда впервые было применено такое решение, но оно действительно гениально: при повороте коробки передач на 90 градусов ее правые и левые валы становятся передними и задними приводами. Остается только соединить их с передним и задним мостом и заварить дифференциал. И вот, у нас есть постоянный полный привод. Главное — правильно выбрать компоненты, иначе эта очень надежная схема может выйти из строя.
На «Исследователе» установлен довольно редкий дизель Ford XLD418 объемом 1,8 литра (60 л.с. и 110 Нм), который раньше пытались ставить на Москвич-2141, а трансмиссия от девятки. Карданы — от УАЗа, рулевое управление взято от трактора ЛТЗ-60 — двухсторонний гидроцилиндр рулевого управления.
Следует отметить, что многие из тех, кто строит вездеходы, нередко используют гидроприводы, так как с ними гораздо проще работать. Например, если на тех же девятках привод сцепления был тросовым, то на «Исследователе» — это гидравлика. Трос может ржаветь в воде, его нельзя проложить бездумно (он не переносит перегибы), а трубы гидравлики можно прокладывать в любом направлении. Обычно вездеходы строятся на вдохновении, а не по точным расчетам. Поэтому использование гидрообъемного рулевого управления стало довольно распространенным: насос-дозатор можно установить в любое удобное место. Кстати, на прошлой модели конструкцией рулевого управления использовали элементы от Polo. Там, хотя и был электрогидравлический усилитель, это также удобнее, чем традиционный гидравлический усилитель, потому что его проще монтировать.
Громадным недостатком этого проекта является отсутствие перегородки между моторным отсеком и салоном.
Каркас кузова сварен из труб и обшит алюминиевыми листами. Использование алюминия и заклепок также является типичным для самодельных вездеходов. Это облегчает строительство кузова, однако он оказывается лёгким и не подвергается коррозии, что идеально подходит для вездехода.
Для леса, но не для оврагов
Разумеется, наиболее очевидным примером бортоповоротного вездехода является Шерп. Однако он производится серийно, а мы говорим о конструкциях, созданных энтузиастами. К счастью, многие любители строят что-то подобное шерповым машинам, и нам не нужно искать примеры далеко. Вот самодельный Тритон из Карелии.
Для точности, создатель этого вездехода ориентировался не на Шерп, а на более раннюю модель вездехода Гарагашьяна — Чебуратор. И у того, и у другого есть бортовая цепная передача. Но если у Шерпа она находится внутри кузова, то на Тритоне она расположена снаружи, как это было реализовано в Чебураторе.
Находящаяся снаружи бортовая цепь — не лучшее решение в данной конструкции.
Я выражаю огромную признательность каждому создателю самодельного вездехода. Я сам не строил ни одного, так что не могу осуждать эти конструкции, в которые вложено столько усилий. Однако у Тритона есть определенные недостатки, которые характерны для многих самоделок: некоторые из них присущи конкретно бортоповоротным принципам, а другие — всем вездеходам. Я обязательно поделюсь этими недостатками, но прежде давайте посмотрим, что собой представляет бортоповоротный вездеход?
Вездеход подобной конструкции не имеет управляемой оси, а поворот осуществляется за счет торможения колес с одной стороны. Это похоже на принцип работы гусеничных транспортных средств. Тут используется тот же самый принцип, только вместо гусениц стоят колеса. У Шерпа, например, даже фрикционы от ГАЗ-71 (хотя с дисковым тормозом вместо ленточного, но это не важно). Соответственно, управление здесь подобно тракторному, с использованием рычагов, а не руля (хотя встречаются такие вездеходы и с обычным рулем, но они гораздо реже). Тянешь правый рычаг — правое колесо тормозит, вездеход поворачивает направо. Тянешь левый — поворачиваешь налево.
Кузов такого вездехода часто строится в виде герметичной лодки для увеличения плавучести и улучшения грузоподъемности на воде. Оси колес защищены сальниками, а внутри кузова на всякий случай устанавливается помпа для откачки воды, попадающей внутрь. Конечно же, плавучесть обеспечивается также и самими колесами, обладающими большим объемом.
Что касается моторов, то тут царит определенный беспорядок. На Тритоне установлен простой карбюраторный двигатель ВАЗ-21083 мощностью 68 л.с. Это и является одним из недостатков вездехода.
Дело в том, что карбюраторные двигатели очень чувствительны к углу наклона карбюратора. Если вездеход наклоняется в сторону, заезжает на крутой подъем или сползает носом вниз в глубоком овраге, поплавковая камера может остаться без бензина, и двигатель заглохнет. Мы пережили такое на этом Тритоне, что немного настораживало. При этом хочу заметить, что на вполне серийных вездеходах такая проблема тоже имеет место. Например, на шведском двухзвенном BV-206 с бензиновым двигателем такая же неприятность. У меня такая же проблема возникла, когда я выезжал на крутой подъем из реки, и остановка мотора меня сильно беспокоила. Но что поделаешь: бензиновые вездеходы популярны, например, на севере, где в сильные морозы солярка может замерзать, что создает дополнительные трудности.
Конвертация автомобиля в вездеход своими руками
Чтобы превратить Ниву в вездеход, часто используют узлы от других автомобилей. Например, элементы подвески часто заимствуются от УАЗа благодаря их надежности и доступности.
Также для своей конверсии снегоболотохода на базе Нивы потребуется уменьшить общую массу автомобиля. Для достижения цели может понадобиться срезание некоторых частей. При этом нужно помнить, что прочностные характеристики при этом не должны снижаться.
Вспомогательные чертежи
Перед началом работы важно создать чертежи и эскизы, точно рассчитав размеры. Наиболее удобно использовать чертежи действующего вездехода в качестве базы.
Внешние изменения
Внешние изменения могут касаться и кардинальных преобразований. Нередко возникает необходимость превратить Ниву в вездеход, способный преодолевать глубокий снег или заболоченные участки. В таких случаях колесная база нередко оборудуется широкими гусеницами.
Процесс установки гусениц является трудоемким и достаточно сложным. Тем не менее, это обеспечивает хороший коэффициент сцепления с поверхностью. Однако скорость такого транспортного средства будет резко снижена, и движение по обычным трассам вызовет определенные затруднения.
Параметры вездехода могут быть таковы:
- Длина — 4881 мм.
- Ширина — 2622 мм.
- Высота — 2352 мм.
Замена и доработка механики
Для переделки Нивы в вездеход лучше всего использовать трехдверную версию автомобиля. Причин несколько:
- Она легче.
- Кузов обладает хорошими характеристиками (например, высоким коэффициентом на изгиб и излом).
- Не обязательно менять силовую установку.
Двигатель у этой модели обеспечивает приличную тягу на низких оборотах. Рекомендуется устанавливать пятиступенчатую трансмиссию, приемлемый вариант — коробка от ВАЗ-2110. Раздаточная коробка подойдет от УАЗа. Углы колес должны соответствовать размерам моста и рамы. Можно использовать компоненты от военного УАЗа (с редукторами на борт) или от КрАЗа. Стоит также удалить лишний протектор для дополнительного уменьшения массы.
Рама является основополагающим элементом для данного агрегата. На ней своими руками монтируются:
- кузов;
- мосты с подвесками;
- различная техника;
- системы питания.
Клиренс у такого транспортного средства достигает около 500 мм, кузов удлиняется на 0,3 метра, дверной проем также расширяется на такую же величину. Устанавливается также гидроусилитель, поскольку без него управление автомобилем может стать затруднительным.
Что касается системы охлаждения, то в дополнение устанавливается еще один радиатор и вентилятор.
Это необходимо для поддержания оптимального уровня температуры силового агрегата, который в основном работает на низких оборотах и может перегреваться.
Двигатель ВАЗ-21213 фиксируется в четырех точках на опорах. Устанавливается трансмиссия ВАЗ-21083 с главной парой 3:9. Крутящий момент учетверяется, передаваясь через восьмидесятый колесный привод к раздаточному блоку от Нивы.
Как выбрать новые колеса
Большие колеса низкого давления идеально подходят для вездехода. Они не проваливаются в мягкий грунт и в то же время обеспечивают необходимое сцепление с почвой.
Разновидности шин для вездеходов:
- Арочные.
- Тороидальные.
- Широкопрофильные.
Покрышки имеют необходимый рисунок и выгодно отличаются длительным сроком службы и высоким коэффициентом прочности. Более того, некоторые модели оснащаются системами, позволяющими регулировать давление. Водитель получает возможность изменять давление в шинах в зависимости от качества дорожного покрытия.
Без резки арок
Если на Шевроле Ниву устанавливать колеса диаметром 29 дюймов, то резать арки не нужно. В редких что случаях подлежат доработке уголки на бампере (лишь спереди). Несколько лет назад специально для дорестайлинговой версии Шевроле Нивы созданы расширители Лаптер, но производство было прекращено.
С необходимостью резки
При установке колес низкого давления придется провести довольно много работы:
- приподнять подвеску или кузов;
- вырезать арки;
- выносить конструкцию за пределы кузова.
Резка арок Нивы будет необходима для установки элементов диаметром 28-30 дюймов. Для этого потребуется специальный инструмент, а также опыт в выполнении подобных работ.
Формирование передней арки не представляет больших трудностей, а вот с задним блоком дело обстоит несколько сложнее. Арка состоит из двух элементов (внутреннего и наружного). После подрезки обе части нужно складывать и правильно загибать.
- Коэффициент прочности высокий.
- Выглядит эстетично.
- Рихтовка и резка арок проводятся одновременно с установкой расширителей Лаптер.
Сложность работ заключается в том, что прочностные и жесткие характеристики материала корпуса должны оставаться практически неизменными.
Для снегоболотохода
Лучшие шины для вездехода имеют следующие характеристики: ВИД 20, размерность 1300 x 530–330, могут работать при давлении до 0,5 атм. Иногда для Нивы создаются покрышки своими силами.
Каракаты также модифицируются схожим образом. Б/у исходные материалы берутся от грузовых автомобилей, вертолетов или самолетов, а стандартная автомобильная резина.
Полноприводный вездеход-каракат: легкий и проходимый
На вашем пути встречается новенький, легкий, полноприводный каракат с мотором и редуктором от СЗД. В нем использованы мосты от москвича М-412, рулевое управление от М-41, а в качестве колес применены потроха от ВИ-3 с грунтозацепами.
Получайте на почту собрание новых самоделок. Без спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Плавающий вездеход своими руками. Установка двигателя на раму
Вездеходы на шинах низкого давления
Дорогие посетители сайта Самоделкин друг, сегодня мы обсудим пошаговый процесс сборки вездехода и его испытания на примере конструктора Александра Мурашова. Видео испытаний и фото сборки прилагаются. Данный вездеход имеет две полурамы, соединенные между собой поворотным кулаком с переднего моста от УАЗа. Управляется он через рулевое управление ВАЗ. Полурамы сварены из профильной трубы квадратного сечения, а задняя часть рамы имеет конусную форму, сужающуюся к месту соединения с поворотным кулаком , что необходимо для увеличения угла поворота. Данная компоновка рамы заимствована из конструкции трактора Т-150, то есть, принцип работы перелома.
Двигатель установлен от отечественного автомобиля ОКА объемом 0,7 литра и мощностью 33 л.с. Коробка передач и мосты ВАЗ, колеса ободрыши, колесные диски ВАЗ доработанные для внутреннего диаметра колеса, дополнительно сделана защита соска камеры. Карданные валы укорочены и подогнаны.
Материалы:
- Двигатель ОКА объемом 0,7 л, мощностью 33 л.с.
- Мосты ВАЗ — 2 шт.
- Профильная труба.
- Коробка передач ВАЗ.
- Колеса ободрыши.
- Поворотный кулак от УАЗ.
- Дополнительные материалы: алюминиевый лист, поликарбонат, баннер.
Инструменты:
- Сварочный инвертор.
- УШМ (болгарка).
- Дрель.
- Набор гаечных ключей.
- Измерительный инструмент.
- Умелые руки.
Пошаговые фото сборки вездехода своими руками:
Рама сварена из проф-трубы, перед вами передняя ее часть, на которую позднее будет установлен двигатель. Задняя часть рамы. Место крепления моста к раме. Примерка моста. Колесные диски установлены на ступицы моста. Коробка передач. Две полурамы соединены между собой поворотным кулаком от переднего моста УАЗ. Система торможения. Укорачивание карданных валов вездехода. Поворотный кулак УАЗ Обратите внимание: руль переварен в прямое положение. Соединение укороченных карданных валов с мостом. Обратите внимание! Крутящий момент передается непосредственно через поворотный кулак. Двигатель установлен от автомобиля ОКА объемом 0,7 литра, мощность 33 л.с. Угол поворота одной части рамы относительно другой. Процесс изготовления колесных дисков вездехода. Обод. Обратите внимание! Сосок камеры надежно защищен! Система рулевого управления и панель приборов установлены. Процесс изготовления кузова и кунга для вездехода. Облегченная кабина отделывается поликарбонатом. Облицовка из алюминия. Подключение двигателя и сборка электропроводки. Видео с испытаний вездехода.