Двигатель у трицикла Урал размещается не на основной оси, как это предусмотрено в традиционных мотоциклах. Он установлен между задними колесами, и именно это создает дополнительную устойчивость. При быстром наборе скорости трицикл может запросто подниматься на дыбы, но стоит отметить, что это гораздо более безопасное явление, чем на мотоцикле, добавляя элемент адреналина и зрелищности в поездку.
Как создать трицикл на базе ИЖа своими руками
Здравствуйте всем!
Не обладаю даром красиво и пространно излагать свои мысли, поэтому постараюсь сделать текст коротким, но с множеством изображений.
Когда я впервые увидел трайк, собранный КБМТС под названием «Ирбитский блюз», он мне очень понравился благодаря своей простой конструкции и невысокой стоимости постройки. Идея построить такой экземпляр засела в моей голове, но тогда у меня не хватало ни времени, ни ресурсов, а возможно, не было и необходимых знаний, так как в тот момент я еще учился в школе. Однако время движется вперед, и вот я уже на пятом курсе педагогического института, готовлюсь к защите диплома. Один из моих однокурсников работал над темой, связанной с кружковой деятельностью, и ему необходимо было сделать приложения к работе. В то время как моей теме, к сожалению или к счастью, это не требовалось, я предложил идею создать трицикл, так как Урал уже три года стоял без дела. Повторный взгляд на «Ирбитский блюз» вновь вдохновил меня на реализацию этой задумки. Учитывая сжатые сроки и малый бюджет, такой проект как раз пришелся ко времени. Решение: строить! Однако мы решили упростить проект.
Вот некоторые характеристики:
Двигатель М-67 стандартный, с воздушным фильтром от М-2141
Мост Ваз-2107 с передаточным отношением 3,9
Тормоза: задние — гидравлические (в роли главного тормозного цилиндра выступает цилиндр сцепления от М-412), передние — отсутствуют
Колеса: передние — Иж R18, задние — сейчас R13, однако можно установить любые
Рама до задней шпильки двигателя стандартная, а после нее используется труба диаметром 40 мм и толщиной стенки 4 мм, с дополнительной трубой внутри в местах загиба.
Вот уже с гнутыми трубами
Это, собственно, нижняя часть перевёрнутой стандартной рамы)
Здесь я изрядно намучился с баком.
На фотографии — главный тормозной цилиндр.
Полная выхлопная система с прямым потоком, сваренная из трех колен.
Карданный вал сделан из полуоси той же классической ВАЗ.
Первый пробный выезд, после чего последовала полная разборка для доработки.
Грунтовка и покраска.
Сборка.
Вот и конечный результат
Некоторые скептики утверждали: «будет трясти, перевернётся, радиус разворота будет больше, чем у КамАЗа, разгон будет слабый», однако на практике выяснили:
— не трясёт, давление в задних колесах составляет 1 атм.
— имеет отличную устойчивость
— радиус разворота меньше, чем у боковой коляски
— разгон находится на промежуточной ступени между коляской и без.
Как создать трицикл
Для сборки самодельного трайка мы используем два других транспортных средства — автомобиль ЗАЗ-968 и тяжелый мотоцикл «Урал». Таким образом, мы предполагаем получить мощный и надежный трицикл, подходящий для путешествий на сотни километров.
Чертежи конструкции
Наш трицикл будет представлять собой единую конструкцию, комбинирующую элементы ЗАЗ-968 и «Урала». Для успешной сборки нам необходимо иметь чертеж, который позволит наглядно понять расположение всех деталей и компонентов.
1, 2 — переднее колесо и крыло; 3 — система подвески переднего колеса; 4, 5 — фара и её кронштейн; 6 — спидометр; 7 — бензобак; 8, 9 — рычаг и коробка переключения передач; 10 — аккумулятор; 11 — спинка сиденья; 12 — задние фонари; 13 — воздушный фильтр; 14 — двигатель; 15 — охладитель; 16 — масляно-воздушный радиатор; 17 — глушители; 18 — заднее колесо; 19 — эластичная муфта; 20 — тормозная тяга; 21 — педаль тормоза; 22 — гудок; 23 — подкосы заднего крыла; 24 — амортизаторы; 25 — каркас для крепления радиатора и глушителя; 26, 27 — заднее крыло и консоль крепления; 28 — передняя консоль; 29 — кронштейн крыла; 30 — рычаги подвески заднего колеса; 31, 32 — рукоятки газа и тормоза соответственно; 33 — замок зажигания; 34, 35 — педаль сцепления и тяга сцепления; 36 — переключатель скоростей; 37 — руль.
Конструктивные особенности трицикла:
- Для усиления соединений использованы специальные косынки;
- Верхняя балка служит опорой для задних амортизаторов, поэтому к ней приварены стаканы, аналогичные автомобильным;
- К косынкам и откосам на центральной балке приварены рамки, которые обеспечивают подножки для пассажиров и служат опорой для баек подвески;
- Нижняя поперечина прикреплена к раме с помощью кронштейнов и подкосов, выполняя роль основы для педальных узлов;
- Подкос на креплении поперечной рамы необходим для поддержки всего механизма переключения передач.
Компоновка трицикла существенно отличается от традиционных мотоциклетных конструкций. Главным отличием является расположение силового агрегата сзади, что приводит к смещению баланса назад и создаёт дополнительные возможности для адреналина — при резком ускорении мотоцикл может оказаться на дыбах.
Двигатель и коробка передач сняты с автомобиля ЗАЗ-968, без особых доработок. В конструкцию задней части трайка лишь добавлены глушители, масляный радиатор от автомобиля и воздушный фильтр. Все остальные компоненты остаются родными, как на ЗАЗ-968. Крепление двигателя сохранилось в своей первоначальной форме, при этом рычаг переключения передач расположен слева — это сделано с учётом, что правая рука водителя располагается на управлении дроссельной заслонки. Тяга КПП соединяется с коробкой передач обычным шарниром, как это предусмотрено на большинстве отечественных автомобилей.
Вилка передней подвески функционирует так же, как и на мотоцикле «Урал». Здесь используется рычажная схема, при этом ось переднего колеса располагается между поперечными рычагами. В целом, изменений требует немного — нужно только удлинить заимствованную переднюю вилку от «Урала».
Сборка своими руками
Имея схему и знакомясь с отдельными нюансами строительства, начинаем пошаговый процесс сборки нашего самодельного трицикла.
В итоге получается трайк, технические характеристики и внешний вид которого ничем не уступают тем трициклам, которые мы видели ранее.
Необходимые инструменты и материалы
Из основных инструментов, которые понадобятся для выполнения данной работы, стоит упомянуть традиционный сварочный аппарат и набор отверток. Также потребуется:
- гаечные ключи;
- шлифовальные машины;
- напильники.
Дополнительно потребуются:
- мосты;
- крепежные элементы;
- рулевое управление;
- тормоза;
- крылья;
- поворотные кулаки;
- профильные трубки;
- уголки и полосы из стали;
- токарный станок (некоторые работы могут быть затруднительны без него);
- лакокрасочные материалы и кисти для их нанесения.
Как изготовить своими руками?
При создании трицикла на базе мотоцикла нужно приваривать автомобильные стаканы к верхней балке (и использовать их для крепления амортизаторов). На центральную балку навариваются рамки, которые послужат подножками для пассажиров. Если вы планируете создать грузовой вариант, то нижнюю поперечную трубу необходимо фиксировать на раме. Эта же рама будет основой для установки коробки передач.
В качестве силовой установки можно оставить обычный мотоциклетный двигатель или заменить его на более мощный автомобильный аналог. Очень важно, чтобы мотор был надежно закреплён между задними колесами. Рекомендуется для самодельных трициклов на базе мотоциклов ИЖ устанавливать двигатель минимум в трех точках, иначе конструкцию будет трудно назвать надежной. Выхлопная система проектируется в соответствии с используемым двигателем и создается только после его установки.
Коробка передач обычно устанавливается слева, что удобно для управления с помощью правой руки. Необходимо модифицировать соединение коробки с мотором, что связано с увеличением расстояния между ними.
Подвеска обязательно проходит доработку, так как распределение нагрузок изменяется.
Потребуется пара консольных элементов и больших пружин. В идеале стоит использовать пружины от воздушных судов; автомобильные подойдут в качестве альтернативы. Консолей соединяются рычагами, через которые пропускается ось. Для установки аккумулятора рекомендуется создать отдельный каркас. С помощью кофров можно скрыть менее эстетичные элементы конструкции от посторонних глаз.
Задняя ось может быть изготовлена на основе заднего мотоциклетного маятника. Шлицевые части осей обрезаются с помощью УШМ и должны быть укорочены до необходимой длины. Ступицы лучше всего взять от ВАЗ 2109. Сварочный шов обязательно должен находиться внутри ступицы.
В колесах (втулках) обязательно устанавливаются модифицированные муфты обгона. Тормоза на таких муфтах обычно не требуются. Рекомендуется использовать разъемные оси. Трицикл с коробкой от ВАЗ часто комплектуется шинами большого диаметра и низким давлением, что обеспечивает хорошую проходимость, даже по сильно заболоченной местности.
Для создания права и ведущего колеса можно использовать запчасти от ненужных скутеров. Двигатель и ведущее колесо располагаются за пределами коляски.
Поворотные кулаки передних колес можно сделать, используя кардан от грузовиков КАМАЗ (модель не имеет значения). Упрощенный тип рулевого управления — заимствованный от скутера. После завершения работ необходимо покрыть всю конструкцию краской по металлу.
В некоторых случаях собираются трициклы с редуктором от мотоблока «Муравей». Это предполагает замену только заднего колеса; вместо него устанавливается редуктор с полуосями от грузового мотороллера. Альтернативное решение — изготовление полуосей из отходов на токарном станке. Задние колеса и ступицы можно использовать с автомобилей Волжского автозавода.
Ниже приведён чертёж трицикла с расстоянием между колесами в 1,23 м. Ширина конструкции составляет 0,78 м. Дистанция от рукоятки управления до центра заднего колеса – 0,98 м.
Также показан другой вариант трицикла. Расстояние между колесными осями составляет 1,25 м, общая длина — 1,85 м, высота — 0,28 м.
Обзор трицикла из ИЖа можно ознакомиться в видео ниже.
Вилка
Длина вилки определяется вашим проектом. Если вы планируете создать длинную переднюю вилку, этот трицикл будет лучше подходить для ровных дорог и длительных поездок. Однако более агрессивный стиль вождения потребует меньшей длины. Трицикл из Ижа, модификации которого можно найти на любительских форумах, может иметь и багажник, установленный над передним колесом. Разумеется, по проходимости трициклы не могут соперничать с квадроциклами, однако для поездок на дачу, огород или рыбалку затраченные усилия окупятся с избытком.
Двигатель
Создание трицикла из ИЖа реализуется на базе модели Планета 3. Используются родные коленвал, генератор и катушка зажигания на 6 вольт. Особенность конструкции кузова заключается в перемещении силового агрегата в заднюю часть, что смещает центр тяжести и положительно сказывается на управляемости и проходимости. К тому же это улучшает общие динамические качества транспортного средства.
При установке двигателя и создании рамы важно обеспечить удобный доступ к участкам, требующим регулярного обслуживания. Многие мастера делают быстросъемные участки рамы для более удобной настройки собственного трёхколёсного транспорта. Если вас интересует, как создать трицикл из Ижа, и сколько времени и средств потребуется – постарайтесь найти не только чертеж конструкции, но и детальную схему и пошаговый план установки агрегатов. Наилучший вариант — ознакомиться с подробной инструкцией и видеоматериалами!
ИЖ 6.920 ГР – грузовой мотоцикл
Модификация грузопассажирского трицикла ИЖ 6.920 ГР предназначена для транспортировки грузов, перевозки пассажиров или осуществления трудовой деятельности. Этот двухместный мотоцикл с грузовым модулем способен перевезти одного пассажира помимо водителя и груз массой до 250 кг. Данный российский трицикл создан на базе известного мотоцикла ИЖ Юпитер-5.
ИЖ 6.920 ГР комплектуется двухцилиндровым, двухтактовым двигателем с жидкостным охлаждением, который имеет мощность 24.5 л.с. при рабочем объеме 350 см³. Двухступенчатая раздаточная коробка включает в себя задний ход и блокируемый дифференциал, а система жидкостного охлаждения обеспечивает стабильную работу бензинового двигателя в различных температурных условиях.
Силовой агрегат
Когда вы решаете создать трицикл своими руками, вам необходимо подобрать подходящий двигатель. В этом случае можно использовать силовой агрегат как от другого мотоцикла, так и от автомобиля. Главное — чтобы он поместился между задними колесами. Это позволит повысить производительность вашего транспортного средства. В некоторых случаях может не понадобиться вносить изменения, а в других потребуется заменить радиатор или другие детали. Также рекомендуется устанавливать другие глушители, желательно по одному на каждый цилиндр. Однако существуют и другие варианты — все зависит от того, какой переключатель двигателя вы выберете. Если вы решите собирать трицикл из Урала своими руками, то лучше полностью заменить двигатель.
Трицикл — это интересная самоделка, которая привлекает внимание своими уникальными конструкциями и возможностями.
Приветствую всех любителей самодельной техники! Сегодня я хочу представить интересный транспорт для любителей путешествий по бездорожью, своего рода гибрид между квадроциклом и мотоциклом — трицикл-вездеход.
Трицикл собран на базе мотоцикла ИЖ Юпитер-5. Вместо заднего колеса на раму установлен мост и пара колес от квадроцикла.
Задний мост получен от грузового мотороллера «Муравей». Багажник представляет собой пластиковый бокс от квадроцикла.
Также было изготовлено прицепное устройство для буксировки.
Дополнительно установлена электрическая лебёдка.
Передняя вилка мотоцикла расширена для установки колеса квадроцикла.
Создано также съемное устройство для расчистки снега.
Такая конструкция более практична для перемещения по бездорожью по сравнению с мотоциклом. Трицикл обладает большей устойчивостью, а широкие шины увеличивают площадь контакта с поверхностью, позволяя уверенно передвигаться по снегу и грязи. Максимальная скорость подобного трайка достигает около 70 км/ч.
Самодельный трицикл – транспорт, который прошел через поколения.
Некоторое время трициклы были куда более распространены, чем свои двухколесные аналоги, однако сегодня мы реже встречаем трехколесный транспорт на дорогах. Фотографии трайков — так называют трициклы, можно увидеть на сайтах байкеров и автолюбителей. Заметьте, что трицикл может быть как мотоциклом, так и автомобилем\общим транспортом, поэтому, если вы решили создать трицикл своими руками, заранее определитесь с тем, какое оборудование вас интересует.
Прежде чем начать строительство трайка своими руками, желательно изучить принципы его работы и подготовить чертежи. Если вы обладаете строительными навыками и инженерным образованием, чертежи можно сделать самостоятельно. В противном случае можно найти готовые чертежи самодельных трайков, которые создавали другие умельцы.
Кстати, вы можете ознакомиться с видео о трициклах, собранных в гаражах, на сайтах со сборами изделий или на YouTube, где представлены видеотесты творений народных умельцев.
Трайки своими руками: как начать
Донорами для создания трицикла может стать почти любой транспорт, однако наибольшей популярностью пользуются трициклы на базе мотоциклов Урал и ИЖ.
В этом случае потребуется минимум переделок, так как база мотоциклов наиболее подходит для трайков.
Многие мастера строят трайки на базе мотоциклов Урал и автомобиля ЗАЗ, объединяя эти две конструкции.
Первым этапом в создании трайка станет конструкция рамы и заднего моста. Мост к раме можно крепить на тяги по аналогии с автомобилями ВАЗ или устанавливать на рессоры, как это реализовано в большинстве Москвичей. Разумеется, раму нужно будет удлинить, но это не вызовет особых трудностей с использованием труб и профилей. Если вы намереваетесь построить самодельный трицикл из Урала, в конструкции останется много оригинальных элементов — вилка, тормозные диски, гидравлическая система, крылья и так далее. Кстати, такие трициклы самоделки хороши в чопперном стиле с удлиненной вилкой и низкой посадкой. Фото трициклов можно найти в Интернете.
Статья составлена на основе материалов форума, ссылка на источник.
Некоторые сведения о каракате, хотя фотографии достаточно, чтобы всё понять, но тем не менее, это может быть интересно. Двигатель — от мотоцикла ИЖ Планета, левая крышка с вентилятором — от инвалидной коляски СЗД. Оборудование заменено на Восходовское, которому не нужен аккумулятор, и оно гораздо более надежно, так как использует датчик хода вместо кулачков.
Дифференциал — от УАЗа, полуоси укорочены, поскольку получился бы слишком широкий аппарат. Ступицы отрезаны и заменены на Москвичевские, так как колеса выполнены на более легких Москвичевских дисках.
Диск мотоциклетного колеса располовинен и на его основе сделан диск для Бел-79. В итоге было изготовлено два комплекта колес: один для грязи на основе Бел-79, другой на основе камер для болот. Позже оказалось, что камерные колеса несколько тяжелее. В этом году лето было сухим, и на заводских колесах не было проблем с большим болотом, пока я не установил камерные.
Рама усилена косынками в местах крепления двигателя и вилки. В креплении вилки для прочности вставлена бронзовая втулка, так как даже без дополнительной нагрузки у ИЖей в этом месте разбиваются подшипники. Кузов сделан из листового алюминия и алюминиевого уголка, всё на заклепках.
Цена на каракат вышла значительно из-за того, что многие вещи пришлось переделывать в процессе работы, так как опыта в сборке именно таких конструкций не было. На разных этапах решались различные технические задачи. В основном использовались только новые детали и материалы, поэтому итоговая стоимость была высокой. Устройство будет дорабатываться, отъездив лето и половину осени по болотам и грязи, пока всё без проблем. Ниже представлены фотографии изготовления этого вездехода.
Проходимость караката отличная, он уверенно проходит через болота благодаря тяговитому движку, даже с полной загрузкой — идет уверенно по суровым условиям бездорожья. У него хорошая маневренность и управляемость, хотя не стоит ожидать, что он будет вести себя как обычный мотоцикл, но общее управление вполне комфортно и не отнимает много сил. На севере Омской области и в Тюмени крайне редко можно увидеть четырехколесные каракаты, тогда как трехколесные проверены временем, а их конструкция проще. Они имеют меньше деталей и узлов, что увеличивает их надежность.
Этот каракат можно считать прототипом и предшественником вышеописанного аппарата.
Проверка плавучести караката: как видно на воде, он держится и ведёт себя неплохо. На реке с течением я привязал его веревкой, ведь обычно спасательные устройства привязывают к моторной лодке при переправке.