Как проверить реле-регулятор генератора

Не стоит затягивать с ремонтом регулятора напряжения. Для большинства автомобильных моделей стоимость новых реле колеблется в пределах 2000-2500 рублей, что делает восстановление старой детали в большинстве ситуаций экономически нецелесообразным. Также существуют интегральные регуляторы, которые не допускают разборки, и такие компоненты необходимо заменять в 100% случаев.

Конструктивные особенности реле регулятора напряжения

Когда двигатель автомобиля запущен, генератор начинает производить электрическую энергию, которая заряжает аккумулятор и обеспечивает питанием все электрические компоненты транспортного средства. Реле-регулятор играет ключевую роль в этом процессе, контролируя выходное напряжение генератора и поддерживая его в заданных пределах. Своевременная проверка регулятора напряжения на генераторе поможет убедиться в его корректной работе, что предотвратит риски, связанные с перезарядом или недозарядом аккумулятора, а также повреждением электроприборов автомобиля.

Типы реле-регуляторов автомобильного генератора

Если реле-регулятор выходит из строя, это может создавать ситуацию, в которой напряжение генератора становится нерегулируемым или недостаточным для зарядки аккумулятора. Это, в свою очередь, вызывает проблемы с запуском автомобиля и недостаток энергии для функционирования электрических систем транспортного средства.

Если у вас возникли подозрения на неисправность, рекомендуем обратиться к квалифицированному специалисту на СТО для замены реле регулятора на генераторе. В современных автомобилях применяются несколько типов реле-регуляторов, которые используются для управления напряжением. Из наиболее популярных видов следует выделить:

image2.png

  1. Электронный регулятор напряжения (Electronic Voltage Regulator, EVR). Это наиболее свежий и распространенный тип, который используется во многих современных автомобилях. Он управляет выходным напряжением генератора, базируясь на сигналах от датчика напряжения аккумулятора. EVR может быть встроен в генератор или установлен как отдельный модуль.
  2. Реле-регулятор с механическим транзистором (Mechanical Transistor Regulator, MTR). Эта модель использует механический транзистор для управления током возбуждения генератора. MTR часто встречается в старых модификациях автомобилей, но со временем его начали заменять более эффективными электронными регуляторами напряжения.
  3. Реле-регулятор с контактным регулятором (Contact Regulator Relay, CRR). Этот тип имеет упрощенную конструкцию, используя электромеханические контакты для управления током возбуждения генератора. Из-за ограниченной регулировки и контроля напряжения CRR сейчас встречается достаточно редко.

В зависимости от конструкции генератора реле напряжения может иметь два варианта:

  1. Совмещенный. Такой регулятор находится внутри генератора и соединен с обмотками как электрически, так и физически. Его задача — контролировать выходное напряжение генератора и поддерживать его на уровне около 14 вольт для обеспечения зарядки аккумулятора и питания электрических систем автомобиля.
  2. Отдельный. Такой регулятор расположен отдельно от генератора, чаще всего рядом с аккумулятором или в блоке управления электрической системой автомобиля. Он принимает информацию о текущем напряжении и управляет работой генератора для поддержания заданного уровня напряжения. Отдельные модификации могут иметь дополнительные функции, такие как защита от перегрузок и диагностика работы генератора.

Несмотря на различия в расположении и интеграции, оба типа регуляторов напряжения выполняют общую задачу — обеспечение стабильного выходного тока и питания электрических систем автомобиля.

image5.png

Принцип работы реле-регулятора генератора

Перед тем как проверить реле-регулятор напряжения, полезно понимать, как он функционирует. Углубляться в детали электроники не обязательно, за исключением случаев, если вы намерены модифицировать или перенастроить регулятор под другое рабочее напряжение, что чаще всего делается для увеличения напряжения бортовой сети.

Чтобы прояснить принцип работы реле-регулятора, представим простую схему, которая наглядно показывает работу системы зарядки автомобиля.

схема питания и зарядки акб в машине

На представленной схеме можно увидеть следующие элементы:

  1. Генератор с реле-регулятором напряжения.
  2. Контрольная лампа зарядки аккумулятора.
  3. Сопротивление.
  4. Реле-регулятор напряжения.
  5. Ротор генератора.
  6. Замок зажигания.
  7. Обмотки статора генератора.
  8. Выпрямительный диодный мост.
  9. Сглаживающий конденсатор.
  10. Аккумулятор (АКБ).

Работа системы осуществляется следующим образом. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, ток из АКБ поступает через замок зажигания на контрольную лампу и далее на реле-регулятор. На этом этапе генератор не работает и не производит ток, но его якорь получает небольшой ток для возбуждения обмоток. Этот ток — минимальный, но его достаточно для старта процесса.

Сопротивление необходимо для того, чтобы в случае перегорания контрольной лампы, ток из аккумулятора смог продолжить поступать через замок зажигания к реле-регулятору, обеспечивая начальное возбуждение обмотки якоря генератора.

После запуска двигателя ротор генератора начинает вращаться, и на обмотках статора начинает генерироваться электрический ток, поскольку якорь уже возбужден. Генерируемый ток изначально является переменным. Для его выпрямления используется диодный мост. В результате уже выпрямленное напряжение подается на аккумулятор и далее — в бортовую сеть автомобиля.

Статья по теме:  Последовательное и параллельное подключение аккумуляторных батарей. Как соединить два аккумулятора чтобы увеличить емкость.

Если бы реле-регулятора не существовало, выходное напряжение генератора зависело бы от скорости его вращения, которая изменяется в зависимости от работы двигателя, поскольку генератор соединен с коленчатым валом. Реле-регулятор поддерживает стабильное выходное напряжение даже при изменении частоты вращения якоря.

Регулировка напряжения достигается путем периодического отключения возбуждения обмоток ротора генератора. Реле-регулятор постоянно мониторит напряжение на выходе генератора, и как только оно достигает необходимого уровня 14-14.5 вольт, возбуждение якоря прекращается. Соответственно, выходное напряжение падает, реле-регулятор это фиксирует и вновь восстанавливает питание якоря. Этот процесс происходит очень быстро и эффективно.

Как проверить реле-регулятор на автомобиле

Как уже отмечалось, проверка реле-регулятора в автомобиле не всегда дает 100% точные результаты. Тем не менее, первичные признаки неисправности или нарушения функционирования можно выявить без снятия устройства с генератора. Для этой процедуры вам понадобится лишь вольтметр, который может быть как встроенным в автомобиль, так и отдельным прибором, таким как недорогой китайский мультиметр, доступный буквально за пару долларов.

Процесс проверки реле-регулятора выглядит следующим образом. Перед запуском двигателя на клеммах аккумулятора должно быть напряжение, близкое к норме. Если автомобиль долго стоял, вольтметр покажет от 12 до 12.7 вольт. Если вы только что заглушили двигатель, напряжение может достигать 13.5 вольт.

Далее следует включить зажигание. Контрольная лампа (с рисунком аккумулятора) на панели приборов должна загореться, а напряжение на вольтметре — немного просесть. Это нормальное явление, так как в этот момент работает бензиновый насос и идет подготовка к возбуждению обмотки генератора.

Запускаем двигатель. Контрольная лампа должна погаснуть, а напряжение сразу после выхода мотора на стабильные обороты должно составлять около 14-14.5 вольт. Позже, вне зависимости от того, увеличите ли вы обороты или нет, реле-регулятор должен удерживать напряжение на стабильном уровне. Просадка допустима только при включении высоких нагрузок, таких как фары, печка или аудиосистема.

Если при повороте ключа зажигания контрольная лампа не загорается, скорее всего, она перегорела. Однако если все остальные системы исправны, двигатель успеет запуститься, и генератор с реле-регулятором будут работать в нормальном режиме.

Если после запуска двигателя контрольная лампа по-прежнему горит, это сигнализирует о том, что на контакт Б в приведенной ранее схеме не поступает ток с выхода генератора. В этом случае реле-регулятор функционирует нормально, но предупреждает, что зарядка аккумулятора не происходит. Это приведет к тому, что все приборы будут получать питание от аккумулятора, что может вызвать глубокую разрядку батареи на дороге.

Если при запуске двигателя вольтметр не показывает напряжение в пределах 14-14.5 вольт, это может указывать на неисправность либо реле-регулятора, либо генератора. Без демонтажа устройства не удастся определить, какая именно из деталей выходит из строя. Мы предполагаем, что проблема может быть связана именно с реле-регулятором, в котором мог произойти обрыв или сгорание элементов, что приводит к отсутствию возбуждения якоря генератора. Ротор генератора может быть исправным, но для генерации электроэнергии необходим работать именно с возбуждением.

Также возможна обратная ситуация, когда напряжение на бортовой системе значительно превышает норму. Это считается опасной поломкой реле-регулятора, в результате которой может произойти перегрев и даже взрыв аккумулятора, если повышенное напряжение останется незамеченным. Однако без детальной проверки невозможно точно установить, виновен ли в этом реле-регулятор.

В принципе, чтобы проверить реле-регулятор на автомобиле без его снятия, достаточно иметь только вольтметр. Однако стоит понимать, что такая проверка не всегда может однозначно указать на поломку именно регулятора. Похожие симптомы могут возникать и при проблемах с выпрямительными диодами, а также при других неисправностях, не связанных с реле-регулятором.

Признаки неисправности

Одним из основных признаков низкого напряжения является то, что аккумулятор не будет заряжаться. Это может привести к тому, что утром вы не сможете завести автомобиль, а также могут возникнуть проблемы с освещением, даже если лампы на приборной панели не загорятся. Например, тусклые фары в темноте и нестабильная работа её электрических систем — проблемы с электроприборами как дворники, обогреватели, магнитола и прочие узлы системы.

Статья по теме:  Формулы, позволяющие находить объём цилиндра в метрах и литрах. Как найти объем цилиндра формула.

При слишком высоком напряжении велика вероятность испарения электролита в аккумуляторе, что может привести к образованию белого налета на его корпусе. Во время перезарядки батарея может вести себя ненормально.

Признаки, неисправности и советы по ремонту генератора и регулятора напряжения:

Среди других признаков неисправности реле-регулятора можно выделить следующие, некоторые из них могут быть как присутствующими, так и отсутствующими, в зависимости от конкретной ситуации:

  • при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка, что может говорить о других неисправностях, таких как перегоревшая лампа или отваивание контакта;
  • после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на панели приборов, что свидетельствует о недочетах в зарядке АКБ;
  • яркость освещения фар зависит от оборотов двигателя. Для проверки этой ситуации можно использовать метод, когда автомобиль стоит перед стеной, а затем добавить немного газу — если яркость меняется, вероятно, неисправен регулятор;
  • машина не может запуститься с первого раза;
  • аккумуляторная батарея быстро разряжается;
  • при превышении нескольких тысяч оборотов двигателя (например, свыше 2000 об/мин) индикаторы на приборной панели выключаются;
  • падает динамика работы машины, особенно на высоких оборотах;
  • может произойти закипание аккумулятора, что крайне нежелательно.

Причины отказа реле-регулятора

Причинами, по которым регулятор напряжения выходит из строя, могут быть различные факторы, среди которых:

  • короткое замыкание в цепи, включая межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
  • выход из строя выпрямительного моста (например, пробой диодов);
  • некорректное подключение к выводам аккумулятора или переполюсовка;
  • попадение влаги внутрь корпуса регулятора или генератора (например, во время мойки или при движении в сильный дождь);
  • механические повреждения узла;
  • естественный износ элементов, вплоть до щеток;
  • плохое качество непосредственно проверяемого компонента.

Существуют несколько простых способов проверки регулятора, вне зависимости от его конструкции — съемный он или нет.

Как проверить реле регулятор генератора на автомобиле

Проверка реле-регулятора напряжения генератора может выполняться как с демонтажом, так и без него. В случае подозрений на сбой в системе зарядки АКБ, стоит начать с измерения напряжения на батарее при работающем двигателе. Если значение превышает 15 вольт, это указывает на неисправность регулятора напряжения. Далее следует провести прозвонку управляющего провода, который идет к устройству. Если сопротивление при этом окажется выше 10 Ом, регулятор вероятнее всего имеет неисправности.

Состояние реле можно проверить с помощью мультиметра, не выполняя демонтаж генератора. Перед началом диагностики желательно очистить клеммы аккумулятора, так как их окисление может повлиять на работоспособность автомобиля и показания измерительного прибора.

Порядок диагностики включает следующие шаги:

  1. Сначала следует запустить двигатель и дать ему прогреться несколько минут.
  2. Затем необходимо подключить щупы мультиметра к клеммам АКБ, выставив на приборе значение в 20 Вольт.
  3. После этого измеряется напряжение, которое должно находиться в диапазоне 13.2–14В. Эти значения в большинстве случаев считаются нормальными.
  4. Теперь требуется увеличить обороты двигателя (до 2-2.5 тысяч). Напряжение должно подняться примерно на 0.2В.
  5. Если обороты превышают 3 500, мультиметр должен показать значение 14–14.5В, но не более этого.

Серьезные отклонения в показаниях свидетельствуют о поломках реле-регулятора.

Как проверить реле лампой

На многих современных автомобилях реле совмещается с щетками, и в этом случае проверку можно провести с помощью лампы накаливания. Порядок действий можно изложить следующим образом:

  1. Для доступа к компоненту нужно открутить крепежные болты и отсоединить клеммы. Реле располагается в задней части генератора.
  2. Для проверки нужно подготовить лампу на 12В с патроном, проводами, вольтметром и блоком питания (не более 20В).
  3. Далее необходимо собрать следующую схему:

При уменьшении напряжения лампочка должна загореться вновь.

Этот метод также можно использовать для некоторых моделей регуляторов, которые не совмещены с щетками.

Проверка регулятора напряжения генератора

Прежде чем проверять регулятор напряжения генератора, важно убедиться, что причина проблемы действительно в нем, а не в других элементах генератора, таких как натяжение ремня, плохие контакты и т.д. После этого вам следует снять регулятор напряжения. Описание процесса демонтажа регулятора представлено в статья о снятии регулятора напряжения.

В двух словах, для снятия нужно отключить минусовую клемму, отсоединить все провода от генератора и снять пластиковый кожух. Далее необходимо открутить и извлечь регулятор в сборе вместе с щетками.

Теперь переходим к проверке регулятора напряжения. Проверять его следует в сборе с щетками — так мы сразу заметим обрыв цепи щеток и регулятора. Перед проверкой стоит обратить внимание на состояние щеток: если они сломаны или длина их меньше 5 мм и не возвращаются в исходное положение — их требуется заменить.

Для проверки нам понадобятся:

  • провода;
  • аккумулятор;
  • лампочка 12V мощностью 1-3Вт;
  • две обычные пальчиковые батарейки.

Для проверки регулятора напряжения необходимо построить две схемы: к щёткам подключаем лампочку, к выводам Б и В подключаем положительный вывод от аккумулятора, а отрицательный вывод крепим на массу регулятора. Затем строим аналогичную схему, добавляя последовательно две пальчиковые батарейки. Результаты проверки таковы:

Исправный регулятор напряжения генератора: при первой схеме лампа горит, во второй — не горит, так как напряжение превышает 14,7 В, и подача напряжения на щетки должна прекращаться. Неисправный регулятор напряжения: в обоих случаях лампа горит, что свидетельствует о пробое в регуляторе. Если лампа вообще не горит — отсутствует контакт между щетками и регулятором, либо происходит обрыв цепи в самом регуляторе.

Трехуровневые регуляторы напряжения

Трехуровневый регулятор напряжения генератора

Теперь рассмотрим, для чего нужен этот регулятор. Автомобильный генератор во время движения должен подзаряжать аккумулятор, восстанавливая его ёмкость, когда она уходит на поддержание работы автомобиля, например, сигнализации. Если автомобиль долго стоит, энергия аккумулятора расходуется, а зимой разрядка происходит значительно быстрее.

Если водитель регулярно не использует автомобиль, аккумулятор может не успеть полностью зарядиться. В таких случаях поможет трехуровневый регулятор напряжения с тремя режимами: максимальный (выдает напряжение на генераторе 14,0-14,2 В), нормальный (13,6-13,8 В) и минимальный (13,0-13,2 В). Как указано в статье о проверке работоспособности аккумулятора, нормальное напряжение при работающем двигателе должно быть от 13,2 до 13,6 В, что свидетельствует о правильной работе генератора и полноценной зарядке АКБ.

Это соответствует среднему (нормальному) положению регулятора напряжения. В зимних условиях желательно повышать напряжение до 13,8-14,0 В, так как при низких температурах аккумулятор быстрее разряжается. Это можно сделать простым переключением рычажка на регуляторе, что обеспечит лучшую зарядку АКБ зимой при работающем двигателе.

Как снять или заменить регулятор напряжения генератора?

Перед заменой регулятора напряжения обязательно проверьте общий статус генератора. Регулятор следует менять, если напряжение под нагрузкой бортовой сети (например, включая дальние фары или обогрев зеркал) оказывается ниже 13 вольт. Также высокое напряжение (выше 14,7 вольт) несет угрозу для аккумулятора.

Однако, как было упомянуто ранее, перед демонтажом регулятора необходимо провести проверку генератора на наличие других неисправностей, таких как слабо натянутый ремень. Только после этого можно приступить к замене регулятора напряжения. Данная статья послужит также и вспомогательным руководством для замены щеток генератора, так как щетки и регулятор напряжения объединены в одном сборе.

Итак, как же происходит демонтаж регулятора напряжения? Для начала открываем капот и отключаем минусовую клемму аккумулятора, затем находим генератор и отсоединяем колодку проводов:

  • снимаем защитный резиновый колпачок с концов проводов вывода +. Откручиваем гайку, крепящую эти провода, и снимаем их с блока генератора;
  • далее откручиваем пластиковый блок генератора (чаще всего он черного цвета), отсоединив три пружинных фиксатора по периметру блока;
  • находим регулятор напряжения и откручиваем его крепления с помощью крестовой отвертки;
  • извлекаем регулятор напряжения в сборе с щетками и отсоединяем от него проводку;
  • затем проверяем регулятор напряжения, чтобы удостовериться в его неисправности.

Установка регулятора осуществляется в обратной последовательности, и стоит отметить, что в последние годы многие автолюбители стали пользоваться трехуровневыми регуляторами напряжения генератора для устранения проблемы с просадками напряжения в бортовой сети.

По материалам компании Борн.

Статья по теме:  Мусорные контейнеры 8 м3
Оцените статью
РемСтройХолд
Добавить комментарий