Для минимальных изменений в автомобиле мы оставим стандартное головное устройство. Оно будет транслировать звук в усилители через преобразователь. Рекомендуем обратить внимание на производителей AurA или Kicx — их цена примерно одинаковая. Мы останавливаемся на AurA RHL-0604, который стоит 690 рублей.
Выбираем усилитель
Усилитель — это по сути центр управляющих функций вашей домашней аудиосистемы. Во-первых, без усилителя стандартные домашние колонки просто не будут функционировать. Их нельзя подключить напрямую к источнику звука. Во-вторых, благодаря качественному усилителю привычные музыкальные композиции заиграют новыми красками и раскроются с неожиданных сторон. Именно от коррекции, которую осуществляет усилитель, зависит, удастся ли вам максимально раскрыть возможности колонок и услышать музыкальный трек так, как его задумал композитор.
В данной статье мы подробно обсудим, как правильно выбрать усилитель для домашней акустики и на какие характеристики следует обратить внимание.
Выбор усилителя для дома: важные аспекты
В большинстве случаев в домашних аудиосистемах используются так называемые пассивные колонки, которые не оснащены собственным усилителем. Это означает, что подключить их напрямую к проигрывателю невозможно, а следовательно, без внешнего усилителя они утратят свою функциональность и полезность.
☝️ Существуют также активные акустические системы, которые уже оснащены встраиваемым усилителем. Однако такое оборудование ограничивает возможности ваших экспериментов со звуком и не позволяет добиться высококачественного звучания.
Главной задачей усилителя является увеличение мощности исходного звукового сигнала и его передача на колонки с максимально возможной чистотой и без искажений. Таким образом, действительно качественный звук основывается на двух важных элементах: усилителе, который передает сигнал от воспроизводящего устройства, и колонках, которые принимают этот сигнал. Поэтому усилитель — это неотъемлемая часть звукового тракта. Чем он лучше, тем больше вы сможете услышать нюансов, а звучание колонок станет более насыщенным.
Как музыкальные жанры влияют на допустимую мощность акустических систем?
Динамики акустических систем могут подвергаться двум видам повреждений — термическим и механическим. Например, если 100-ваттный усилитель выходит из строя и начинает выдавать высокочастотные колебания вне диапазона слышимости, то легкая звуковая катушка твитера может быстро повредиться из-за перегрева. В другом случае, если НЧ-динамик постоянно подвергается перегрузкам от ударных на виниловом проигрывателе, избыточного уровня басов, обратной связи в низкочастотном диапазоне или их комбинации, то через некоторое время движущиеся части вуфера окажутся в состоянии, которое может привести к смещению оси звуковой катушки и ее износу следствием трения. В особенно тяжелых случаях катушка может выйти за пределы зазора и застрять над магнитной системой, как показано на рисунке 2.
Динамик в нормальном состоянии
Динамик в перегруженном состоянии
К подобным повреждениям может привести даже незначительная мощность; при сигнале сверхнизкой частоты достаточно всего лишь 20-30 Вт. Существуют общепринятые инженерные практики, которые включают использование фильтров высокой частоты в профессиональных системах для подавления сигналов, находящихся вне полосы пропускания системы.
Как определяется номинальная мощность акустических систем JBL Professional?
Как было упомянуто ранее, динамик акустической системы способен получить повреждения из-за перегрева звуковой катушки или избыточной раскачки в низкочастотной области. В идеале необходимо использовать стандартный тестовый сигнал, который учитывает оба этих вида повреждений и вполне применим на практике. Он описывается стандартом Международной электротехнической комиссии (IEC) № 268-5 и представляет собой сигнал в формате розового шума с коэффициентом амплитуды нагрузки 6 дБ, который фильтруется на 12 дБ на октаву ниже 40 Гц и выше 5 кГц.
Для определения номинальной мощности на образцы динамиков подается тестовый сигнал с постепенно возрастающей мощностью, пока не будет определен уровень, который они способны выдерживать в течение восьми часов. Подробности процесса тестирования можно увидеть на рисунке 3.
Мы уже обсудили ранее, что коэффициент амплитуды нагрузки составляет 6 дБ. Позвольте пояснить этот термин более подробно. Коэффициент амплитуды соотносится с пик-фактором сигнала и служит точной мерой пикового значения шума, касающегося средней нагревающей способности сигнала для звуковой катушки. Значение 6 дБ означает, что на конкретный динамик или преобразователь подается сигнал, мощность которого в четыре раза превышает среднюю. Например, при тестировании динамика с номинальной мощностью 150 Вт, в течение восьми часов на него подавался бы сигнал мгновенной мощностью 600 Вт. Этот метод тестирования настолько хорошо воспроизводит реальные условия работы динамиков, что компания JBL теперь применяет его для всех своих акустических систем, отказываясь от всех ранее используемых показателей мощности.
Как выбрать усилитель для сабвуфера
При выборе усилителя для сабвуфера важно принять во внимание множество параметров: мощность, количество каналов, диапазоны в ваттах, омах и герцах. Рассмотрим каждую характеристику более подробно.
Мощность
Это один из ключевых факторов, определяющий итоговое звучание. Сначала определитесь, какая мощность нужна для ваших динамиков и сабвуфера. Обычно эта информация указывается в спецификациях акустики — мощность измеряется в ваттах (Вт).
Основное правило заключается в том, что суммарная мощность всех подключенных устройств не должна превышать мощность, которую способен выдавать усилитель. Сложите значения в ваттах каждого динамика и сабвуфера в системе. Это даст вам общее значение мощности, необходимой от усилителя. Рекомендуется добавить небольшой запас. Например, если общая мощность акустической системы составляет 150 Вт, выбирайте усилитель с запасом в 200-250 Вт.
Тем не менее, не переусердствуйте: если динамики недостаточно мощные, даже с усилением они не смогут воспроизвести адекватные басы. В некоторых случаях они могут перегореть.
Также обратите внимание на импедансы, которые измеряются в омах (Ом). Они должны быть одинаковыми или как минимум схожими — это важно для предотвращения повреждений всей системы.
Например, вы собираетесь подключить усилитель, который способен выдавать по 50 Вт на каждый канал к системе динамиков с импедансом 4 Ом. Но если вы решите заменить динамики на более мощные — с импедансом 8 Ом, то усилитель будет способен выдавать только 25 Вт.
Обратите внимание на минимальные и максимальные значения, приведенные в технической документации, которые показывают номинальную мощность (максимально допустимое значение, которое может выдать устройство).
Количество каналов
В продаже представлены усилители с одним, двумя, четырьмя и даже более каналами. Как понять, сколько каналов необходимо для подключения автомобильной акустики? Это довольно просто.
Если в вашей системе имеются только динамики или сабвуфер, будет достаточно моно- или стереоусилителя. Это обеспечит мощный, но не слишком чистый звук.
Если у вас стоят два динамика или один с сабвуфером, вам потребуется двухканальный усилитель.
Менее распространены усилители с тремя каналами — они считаются устаревшими.
Четырехканальные усилители подключаются к передним и задним колонкам, а также к сабвуферу, что обеспечивает полноценное звучание в автомобиле.
В теории к такому устройству можно подключить одновременно четыре колонки и сабвуфер, но производители не рекомендуют это делать, поскольку нагрузка может оказаться критической для оборудования.
Важно: если вы приобретаете моноблок, учтите, что он должен работать только на низкоомной нагрузке — 1–2 Ом. Если в вашей системе есть сабвуфер на 4–8 Ом, достаточно будет и двухканального усилителя.
Существуют также экзотические модели с пятью, шестью и даже восемью каналами. Хотя такие приборы экономят пространство в кабине, они встречаются реже и, соответственно, стоят дороже.
Чувствительность
Хотя это характеристика динамиков, ее также следует учитывать при выборе. Чувствительность измеряется в децибелах (дБ) и определяет, насколько громким будет звук на выходе при определенном уровне входного сигнала.
Общее правило гласит: чем ниже чувствительность акустики, тем мощнее необходим усилитель. Соотношение по этому параметру довольно сложно установить точно, поэтому его можно подбирать только ориентировочно. Однако если удастся, это даст возможность получить звук без искажений.
Класс усилителя
Все акустические устройства для автомобилей делятся на несколько классов, среди наиболее популярных — A/B и D. В зависимости от класса они потребляют разное количество электроэнергии и выделяют различное количество тепла. Таким образом, чем выше класс, тем меньше тепла выделяется в салон и тем больше экономия электроэнергии.
Усилители класса A/B — это классические устройства, чаще всего используемые в магазинах. Они обеспечивают хорошее звучание на различных громкостях и лишь незначительно искажают звук. Однако они потребляют значительное количество энергии — могут нагреваться до 60–70 ℃.
Еще более современным вариантом являются усилители класса D. Эти устройства компактны и хорошо подходят для небольших автомобилей, поскольку нагреваются всего до 36–40 ℃. Обычно они имеют две или четыре канала, хотя среди них встречаются и моноблоки.
Вопрос о том, какой класс усилителя лучше, не имеет однозначного ответа. Если чем важнее мощное звучание с глубокими басами, стоит рассмотреть усилители класса A/B. Если же вы хотите получить более чистое звучание без искажений и не заполнять лишним пространством багажник, выбирайте устройства класса D.
Модель усилителя
С такой системой можно организовать вечеринки, участвовать в соревнованиях и занимать призовые места. По качеству звука она сможет соперничать со многими ночными клубами и концертными площадками. При вашем подъезде, возможно, будет слышно даже за квартал. Как говорят в таких кругах, это «деньги, которые звучат.»
КАК МОЖНО СЭКОНОМИТЬ?
Мы подсчитали стоимость новых комплектующих, но можно также сэкономить, купив аналогичные устройства на вторичном рынке. Если вы не очень разбираетесь в автозвуке, перед покупкой лучше взять с собой знающего человека, который сможет проверить всю технику. В противном случае вы рискуете приобрести неработающий динамик или усилитель.
Можно найти б/у компоненты на таких платформах, как Авито, Юла или в профильных группах ВКонтакте (одна из самых крупных — автозвук б/у), а также на форумах, посвященных автозвуку. Каждый день появляются десятки объявлений о продаже искомой техники по всей России. Лучше всего выбирать товары ближе к своему городу, чтобы предварительно проверить их работоспособность. Если необходимая техника находится в другом городе, стоит обратиться за помощью к гаранту. Гарант — это авторитетный человек в среде автозвука, который за небольшую оплату может осмотреть товар, удостовериться в добросовестности продавца и при согласии сторон забрать комплектующие и отправить вам. Список таких людей можно найти на профильных форумах.
Например, Pioneer 80 в отличном состоянии можно найти за 12 тысяч рублей вместо 20. Усилитель Apocalypse 5500.1 D можно заменить на предшественника — AE 5500.1 D, который на вторичном рынке стоит 33–35 тысяч. Генератор DC Power также можно найти за 30 тысяч.
Таким образом, можно сэкономить до 40% стоимости всей аудиосистемы. В последнем, максимальном варианте сумма будет весьма значительной.
Что важно знать о колонках для выбора усилителя
Предположим, у вас уже есть колонки. Вы начали собирать свою аудиосистему по рекомендации экспертов (если они правильно вас ориентировали), или просто удачно приобрели комплект акустики. На что стоит обратить внимание?
- Мощность. Этот параметр обычно указывается как в документации колонок, так и на их корпусе. Важно различать пиковую мощность, которую колонки кратковременно способны выдерживать, и номинальную. Именно на номинальной мощности следует использовать акустику для достижения воспроизведения без искажений.
- Сопротивление. Считается, что чем выше сопротивление, тем качественнее звук: шумы и искажения ослабляются. Однако в отличии от наушников, где значения сопротивления могут значительно колебаться, колонки обычно имеют сопротивление в диапазоне от 4 до 8 Ом. Следует учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения.
Таким образом, перед тем как выбрать усилитель для колонок, необходимо знать их параметры. Усилители также имеют соответствующие характеристики — выходная мощность и сопротивление. Они должны соответствовать друг другу. Однако на практике, разумеется, мощность и сопротивление могут различаться. Так ли это страшно?
Опасности неверного подбора усилителя
Что может пойти не так при неправильном выборе? Как правильно подобрать усилитель к колонкам по мощности, чтобы избежать возможных проблем?
Рассмотрим несколько возможных сценариев:
- Мощность усилителя больше, чем мощность колонок. Это не всегда опасно, если вы не будете включать его на полную мощность. В идеале достаточно использовать 50-70% от максимума. Более того, такой принцип считается оптимальным для качественного звуковоспроизведения. Однако существует риск, что однажды вы, допуская оплошность, выставите громкость на максимум, что может повредить диффузорам колонок. Рекомендуем пересмотреть «Назад в будущее» — в начале фильма именно это делает персонаж Марти Макфлай, с разрушительными последствиями.
- Мощность усилителя соответствует мощности колонок. На первый взгляд, кажется, что все идеально. Однако при максимальной громкости акустика может начать выдавать искажения, а усилитель на пределе своей мощности может подать на колонки постоянный ток, что также приведет к их повреждению. Качественные усилители имеют специальные конденсаторы для предотвращения перегрева колонок при подаче постоянного тока. Но, как и прежде, рекомендуется не допускать перегрузки и работать на уровне 50-70% от максимума.
- Мощность усилителя меньше, чем мощность акустики. С первого взгляда, кажется, что здесь риск минимален. Тем не менее, губительное воздействие постоянным током, при работе усилителя на полную мощность, по-прежнему остается актуальным. Если же включить усилитель на 60-70%, то риск значительно снижается, однако колонки не смогут раскрыть весь свой потенциал.
Что касается импеданса (сопротивления), вариантов сочетания можно выделить несколько:
- Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Это опасное сочетание; такие колонки могут не выдержать подаваемого от усилителя сигнала и в итоге выйти из строя. Лучше избегать таких случаев.
- Сопротивление усилителя соответствует сопротивлению колонок. Это идеальный сценарий.
- Сопротивление усилителя больше сопротивления колонок. В данном случае у вас нет риска повредить свои устройства, однако фактическая выходная мощность будет на 50-100% меньше реальных способностей акустики. То есть, она не сможет полностью реализовать свой потенциал.
Некоторые усилители оснащаются либо селектором импеданса, либо различными каналами с разным сопротивлением. Модели с такими опциями можно настраивать в соответствии с вашими колонками. Другие устройства совместимы как с 4-омными, так и с 6- и 8-омными колонками; однако выходная мощность будет падать обратно пропорционально импедансу. Это дает уверенность в том, что ваши колонки будут работать исправно. К тому же, если в будущем вы решите подобрать колонки под усилитель, у вас будет более широкий выбор.
Вопросы вкуса
Каково ваше предпочтение к звуку: теплый старый или современный, звучащий во все частоты? Это также играет важную роль в ответе на вопрос о том, как подобрать усилитель к колонкам для вашего удовольствия. В конце концов, если звук вам не нравится, даже идеальная настройка параметров не поможет.
При этом можно рассмотреть два наиболее распространенных типа усилителей:
- Ламповые. Несмотря на то что выражение «теплый ламповый звук» может звучать несколько иронично, отличие звучания все же проявляется: меньше шумов, меньше искажений при кратковременных перегрузках, дополнительно создаваемых искажениях, которые могут придать интересный оттенок. Если вам нравится слушать старую музыку или современные записи, вдохновленные аналоговыми технологиями, такие как виниловые пластинки, кассеты или качественные рипы, стоит серйозно рассмотреть применение лампового усилителя.
- На интегральных микросхемах. Это более современный тип устройств, который отличается более точным звуком, освобожденным от характерных ламповых искажений, придающих «теплоту». Это хороший выбор для современных музыкальных направлений, таких как рок, клубные стили и хип-хоп.