Жизнь на воде: как устроен плавучий дом и сколько стоит хаусбот

Таким образом, несмотря на свои личные предпочтения, многие люди все же оказываются вынужденными выбирать жилье, особенно в виде квартир в городах. Однако на сегодняшний день существует альтернатива данной ситуации — хаусботы. Эти плавучие дома представляют собой уникальное решение, которое сочетает в себе жилье, отдых и возможность путешествий.

Хаусбот – альтернативное жилье. Заменяет дом, дачу и яхту

Российские семьи начинают все больше интересоваться плавучими домами — хаусботами. Такой дом можно использовать как для круглогодичного проживания, так и в качестве средства для путешествий по рекам. Также хаусбот может стать источником дохода, если его сдавать в аренду. В этой статье мы расскажем, что собой представляет плавучий дом, какие у него преимущества, какова его стоимость и способен ли он полностью заменить традиционные квартиры.

История появления хаусботов

Концепция строительства плавучих домов возникла в Соединенных Штатах. Более ста лет назад там был спущен на воду первый хаусбот. К середине прошлого века по рекам и озерам США плавало уже около 2000 таких конструкций, среди которых были жилые дома, рестораны и отели.

В Европе производство хаусботов связано с нехваткой суши, высокими земельными налогами и требованиями к строительству. Первые европейские плавучие дома мало отличались от традиционных строений, отличаясь лишь тем, что вместо фундамента использовались деревянные или металлические понтоны. На сегодняшний день в таких странах, как Германия, Великобритания и Нидерланды, существуют целые кварталы хаусботов, размещенных вдоль многочисленных каналов и рек. Кроме того, некоторые из хаусботов были переоборудованы в небольшие отели для туристов.

Иногда для устройства жилья используют списанные яхты или надстраивают жилые помещения на баржах. Одним из таких примеров является плавучий дом актера Пьера Ришара, который был установлен в самом центре Парижа.

Что такое хаусбот и как он устроен

Хаусбот — это судно, специально спроектированное для использования в качестве жилого пространства. Его можно охарактеризовать как самоходный дом на воде, обладающий судовой мобильностью и комфортом обычного коттеджа, как объясняет президент компании Houseboat.ru, Александр Климчук. Хаусбот состоит из плавучего основания и жилой надстройки. В экономклассе плавучие основания чаще всего изготавливаются из пластиковых модулей, тогда как более дорогие модели — из алюминия или судовой стали. В данный момент наиболее распространенные формы плавучих оснований — это монокорпус (похожий на лодку) или катамаран. В корпусах обычно устанавливаются двигатели, топливные баки и системы инженерного обеспечения в зависимости от желаемого уровня комфорта. В вариантах экономкласса используются подвесные моторы, в более дорогих вариантах ставятся стационарные двигатели, — пояснил эксперт.

Цены на хаусботы сопоставимы со стоимостью классического жилья

Цены на хаусботы действительно сопоставимы с расходами на традиционное жилье. Жилые надстройки, как правило, изготавливаются по каркасной технологии. Конфигурация, размеры, отделка и внутреннее наполнение зависят от требований и бюджета клиента. Например, в прошлом году была построена самая маленькая модель хаусбота площадью всего 20 кв. м, которая была создана исключительно для сдачи в аренду и приобрела большой успех. В настоящее время компания завершает испытания самого большого хаусбота морского класса в Европе, общей площадью около 600 кв. м, из которых около 300 кв. м — жилая площадь. В ближайшее время также планируется спустить на воду полностью электрический хаусбот, стальной катамаран, предназначенный для круглогодичного использования, добавил он. В большинстве случаев в жилой надстройке находятся гостиная, кухня, спальня, санузел и терраса, что создает все условия для комфортного проживания. Крыша также может использоваться как дополнительное пространство для отдыха, например, туда можно разместить шезлонги, как информирует генеральный директор компании Вуокса, Александр Марков. Важно отметить, что длина хаусбота не должна превышать 20 м, чтобы полностью соответствовать требованиям маломерного судна. Одной из самых популярных конфигураций является хаусбот размером 10 × 12 м с надстройкой 6 × 8,5 м, который включает в себя две спальни, два санузла и гостиную с панорамными окнами. Таким образом, это может стать полноценным домом на воде, — отметил эксперт. Хаусбот может быть оснащен системой «Умный дом», что позволяет управлять всеми системами с помощью смартфона. Таким образом, жительство в таком плавучем доме возможно круглый год, его можно использовать для путешествий или просто остановиться в одном месте, уточнил он.

Статья по теме:  Правильный „каркасник“ не может стоить дешево». Минчанин вложил в стройку $85 000, и это не предел. Какой каркасный дом лучше для постоянного проживания.

Наполнение хаусбота

Зарубежный опыт В Европе хаусботы стали пользоваться популярностью как более доступная альтернатива традиционному жилью, поясняет Александр Климчук. Чаще всего это переоборудованные под жилые нужды баржи, которые встречаются в таких странах, как Англия, Франция и Голландия, или современные плавучие дома в Германии и Нидерландах. В Соединенных Штатах из-за большого количества озер хаусботы обычно используются как плавучие дачи для отдыха и путешествий, и практически все из них оборудованы двигателями, поэтому по своему дизайну они напоминают плавучие гаражи, наполненные мебелью и бытовой техникой. Российский рынок хаусботов только начинает развиваться, отметил эксперт. В настоящее время в стране приблизительно десять производителей хаусботов, и за последние два года их количество увеличилось вдвое, достигнув более 200 единиц. Для сравнения, в Америке на рынке насчитывается около 1 миллиона хаусботов, в то время как в Голландии количество плавучих домов составляет около 100 тысяч.

Сколько стоит жизнь на воде

Цены на хаусботы сопоставимы с ценами на дачи и квартиры, что делает их заметной альтернативой. Окончательная стоимость хаусбота зависит от его размера, наполнения и материалов, из которых он построен: по данным экспертов, минимальная цена начинается в среднем от 4-5 млн рублей и может достигать десятков и даже сотен миллионов. Например, цена качественного хаусбота сопоставима со стоимостью новостройки в стандартном ценовом диапазоне на окраине Москвы, что составляет от 300 до 400 тыс. рублей за квадратный метр, в зависимости от комплектации, — отметил президент Houseboat.ru. Как рассказал руководитель компании Вуокса, наиболее распространенный бюджет для покупки хаусбота составляет от 6,5 до 7,1 миллиона рублей. За подобную сумму можно приобрести хаусбот размером 10 × 12 метров, строительство которого займет около трех месяцев, а сборка — 4-5 дней, добавил эксперт.

Рендер

В компании Baikal Yachts Group самый доступный хаусбот размером 12 × 6 метров стоил 13 миллионов рублей, и он комплектуется стационарными двигателями. Самый дорогой вариант, подходящий под ГИМС (классификация маломерных судов) параллелограмм 20 × 10 метров, имеет цену в 120 миллионов рублей. Оба этих хаусбота подходят для выхода в море, — уточнил владелец компании Сергей Гмыра. Но помимо стоимости самого хаусбота, необходимо также учитывать его эксплуатационные расходы. К таким расходам относятся плата за стоянку, заправка, откачка септика, техническое обслуживание, налоги (например, транспортный налог). Сам хаусбот может работать автономно, используя генератор для обеспечения тепла и электричества. Также на борту хаусбота обычно установлена станция для очистки воды, которая позволяет очищать речную воду до состояния питьевой. По оценкам Houseboat.ru, содержание хаусбота в среднем обойдется в 30-40 тыс. рублей ежемесячно. В эту сумму включаются расходы на стоянку в марине, подачу электричества, подключение к водопроводу и охрану. Техническое обслуживание будет обходиться в среднем от 20 до 40 тыс. рублей в год.

Рендер

Особенности конструкции и использования

Корпус хаусбота, как правило, изготавливается из алюминиевых листов толщиной не менее 5 мм. Для палубных надстроек используется более широкий спектр материалов, таких как сталь, дерево, стекловолокно и керамическая плитка. Размеры хаусботов колеблются от 11 до 35 метров в длину и от 4 до 7 метров в ширину. Современные хаусботы могут подходить к берегу практически в любом месте, поскольку их осадка составляет всего около 90 сантиметров. Для перемещения хаусбота используются различные типы двигателей — как традиционные подвесные для катеров, так и стационарные бензиновые или дизельные. Мощность двигателя подбирается в зависимости от размеров и веса судна. Стационарные двигатели оборудуются угловыми колонками, которые позволяют снизить осадку. Кроме того, на борту хаусбота устанавливаются подруливающие устройства — носовое и кормовое, а также современное навигационное оборудование и камеры заднего вида с мониторами, что улучшает безопасность и управляемость судна.

Хаусботы отличаются от яхт и катеров по ряду ключевых особенностей. По уровню комфорта они имеют сопоставимые характеристики с современными яхтами, при этом их ценовая категория значительно ниже. Хаусботы обладают малой осадкой, что позволяет им причаливать к берегу именно там, где бы это могли сделать только небольшие катера. Большая ширина хаусбота помогает снизить дискомфорта от качки, а меньшая зависимость от погодных условий увеличивает продолжительность сезона для водных прогулок. Хаусбот, конечно, не может показать такие ходовые качества, как современные океанские моторные яхты, однако стоит отметить, что при равной длине яхты, площадь хаусбота будет на 30-40% больше при существенно более низкой цене. Поскольку хаусбот — это маломерное судно, его пассажировместимость, рассчитываемая по количеству спальных мест, обычно составляет менее 12 человек. Эти суда предназначены для плавания по рекам, озерам, морским заливам и лиманам. Условия для комфортного плавания на хаусботе предопределяются следующими факторами: волны не должны превышать 1,2 м, ветер не должен превышать 15 м/с. В среднем хаусбот может автономно находиться в море от 5 до 8 дней. Топливо находится в вместительных баках на борту, а отходы содержатся в специально оборудованных емкостях до тех пор, пока судно не вернется к месту стоянки.

Статья по теме:  Шлифовка сруба деревянного дома

В зависимости от назначения хаусбота (лиичная или коммерческая цель), его планировка может значительно варьироваться от модели к модели. В семейном варианте на верхней палубе обычно располагаются две спальни с мебелью и ванными комнатами, большая гостиная с барной стойкой и оборудованная встроенной техникой кухня. На нижней палубе находятся гостевые спальни, прачечная и хозяйственные помещения. Современные хаусботы, как правило, оснащены интернет-доступом, аудио и видео системами. На задней палубе может быть установлена плавательная платформа, где часто размещаются компактные пластиковые водные горки. Такие прогулки на хаусботах представляют собой интересный вариант отдыха для людей всех возрастов, так как они позволяют ближе познакомиться с местным пейзажем и открывают возможности для активного отдыха, включая туризм, греблю и пляжные развлечения, а также дают свободу изменения окружающего вида.

Обитатели хаусботов

Люди, выбирающие жизнь на борту хаусбота, делают это по ряду весьма обоснованных причин:

  • Экономия, так как их место жительства одновременно служит источником развлечений;
  • Близость к природе и возможность наслаждаться красивыми пейзажами;
  • Уход от повседневного стресса и суеты, связанных с жизнью на суше;
  • Создание дружеских отношений с соседями, которые также являются приверженцами такого образа жизни.

Как правило, жители плавучих домов не являются представителями какой-либо субкультуры, а составляют разнообразное и многостороннее сообщество, осознающее важность местной общины и заботу об окружающей среде.

Плавучие дома в России

На российском рынке плавучие дома начали появляться относительно недавно, несмотря на то что в мире они существуют уже довольно давно. Первые хаусботы были известны с 1905 года в Соединенных Штатах. Развитие туристической сферы и обилие озер в США способствовали активному развитию судостроения, включая хаусботы, которые использовались не только для жилья, но и для размещения магазинов, отелей и ресторанов.

Европейские конструкции значительно отличались: они представляли собой жилые надстройки на понтонах.

В России производство и реализация хаусботов находятся на начальной стадии развития. На сегодняшний день плавучие дома производятся небольшими компаниями или частными мастерами. Однако в 2012 году в Саратове открылось лицензионное производство алюминиевых плавучих домов по американским технологиям. С 2013 года саратовская компания «Лодка хаус» функционирует полностью автономно и адаптировалась к российским условиям.

Более того, ведется проектирование не только отдельных хаусботов, но и целых жилых комплексов, построенных прямо на водной поверхности. Ожидается, что в ближайшем будущем произойдет активный рост и развитие данного сегмента рынка.

Нюансы строительства

Даже если сравнивать яхты и хаусботы одинаковой длины, их цена может значительно различаться. Плавучий дом обойдется своим владельцам значительно дешевле. Это объясняется тем, что строительство яхты должно строго соответствовать всем требованиям судостроения, в то время как хаусботы строятся по более простым стандартам. Плавучая часть должна соответствовать законам судостроения, а надводная часть — требованиям домостроения, что делает ее значительно менее дорогой.

По своей сути хаусботы состоят из двух основных конструктивных элементов: плавучего основания и жилой надстройки. Основной каркас может быть построен из различных материалов. В более доступных вариантах используется пластик, а более дорогие модели могут включать алюминий. Для хаусботов, которые могут сталкиваться с замерзающими водоемами, плавучее основание изготавливается из судовой стали.

Сначала разрабатываются детальные чертежи плавучего дома. Потенциальные владельцы могут выбрать уже существующие модели, но порой требуется индивидуальный проект с учетом всех пожеланий клиента.

Статья по теме:  Лучшие материалы для отделки фасада. Чем можно отделать фасад дома.

В корпусе хаусбота размещают все необходимые технические системы. Это включает двигатели, различные инженерные системы, топливные баки и многое другое, в зависимости от потребностей владельца. Более доступные модели обычно оснащаются подвесными лодочными двигателями, в то время как более дорогие конструкции имеют стационарные двигатели. Управление хаусботом часто осуществляется из его передней части, а иногда возможно наличие двух постов управления на разных уровнях плавучего дома.

Жилая часть выполняется по каркасной технологии с утеплением и отделкой. В качестве отделочных материалов могут использоваться фанера или другие подходящие материалы. Дополнительно на хаусботах устанавливаются системы, облегчающие управление, современное навигационное оборудование, глубиномеры для безопасного движения и камеры с мониторами, индикаторами на постах управления.

Для надежного закрепления конструкции используются бетонные понтоны, что обеспечивает стабильность плавучего жилья на воде.

Ранее модули плавучести для таких конструкций часто изготавливались из стали, однако этот материал подвержен коррозии, что значительно снижает срок службы плавучих домов. Позднее стали использовать алюминий и нержавеющую сталь, но это увеличивало стоимость производства. В настоящие время применяются современные технологии, предлагающие понтоны, выполненные из полиэтиленовых и бетонных поплавков.

Каждый из этих материалов имеет свои преимущества и недостатки, которые проявляются в зависимости от условий. Таким образом, в зависимости от размера и назначения дома, характера водной поверхности, необходимо выбирать наиболее подходящий материал. Для крупных стационарных конструкций лучше использовать бетонные понтоны, в то время как для небольших хаусботов более оптимальным является использование полиэтиленовых модулей плавучести.

Дебаркадеры

Дебаркадеры создаются из бетонных компонентов. На дебаркадер можно установить практически любой дом. Такое жилье может быть оснащено автономными системами электроснабжения, водоснабжения и канализации, или же подключаться к береговым сетям. Если возникнет необходимость, дебаркадер можно переместить по воде, хотя такие сооружения считаются достаточно дорогостоящими.

Дебаркадер в качестве плавучего речного вокзала

Дебаркадеры получили широкое распространение еще в советское время. Тысячи людей, которые странствовали по стране на речном транспорте, ежедневно становились гостями таких сооружений, поскольку значительная часть речных вокзалов была построена именно таким образом.

В чём же специфика обладания плавучим жилищем?

Неудачно вмёрзший плавучий дом

  • Плавучий дом не требует оформления земельного участка, что является обязательным для традиционной недвижимости. Владельцам хаусботов не нужно беспокоиться о получении разрешений на строительство или внесении в кадастровый план.
  • Некоторые типы плавучих домов (например, понтонные) не требуют марины для стоянки, что освобождает их владельцев от необходимости платить за это.
  • Наиболее надежные и безопасные места для водной недвижимости, как правило, расположены на яхтенных стоянках или в небольших закрытых водоемах.
  • Современные плавучие дома являются достаточно устойчивыми, что значительно снижает вероятность морской болезни у их обитателей.
  • Плавучий дом с мотором может перемещаться по водной поверхности, что обеспечивает его владельцам мобильность и исследовательские возможности.
  • Как показывает практический опыт, в условиях России оптимально использовать хаусботы как коммерческие объекты (например, базы отдыха или кемпинги) или как загородные дачи для летнего проживания.
  • Некоторые виды хаусботов требуют организации хранения в зимний период, когда водоемы замерзают (что актуально для российских условий). Строители таких объектов разработали системы хранения, которые не являются дешевыми, но если плавучий дом построен в дополнение к стационарному жилью, вопрос зимней консервации значительно упрощается. В то же время, есть конструкции, такие как понтонтные дома, которые могут зимовать в замерзшем состоянии и безболезненно размораживаться весной.

Наиболее оптимальным и простым вариантом оформления документов в России являются дома на понтонах. Согласно российскому законодательству, плавучий дом на понтонах рассматривается как несамоходное маломерное судно (при условии, что длина конструкции составляет до 20 м, а ее вместимость — не более 12 пассажиров). Таким образом, такое судно требуется лишь зарегистрировать в соответствующих государственных органах и регулярно проходить технические осмотры. При регистрации в ГИМС (Госинспекции по маломерным судам) выдается судовой билет, который передается владельцу плавучего жилья. Плавучее сооружение должно обязательно быть оснащено средствами для спасения и пожаротушения.

Стоит также отметить, что для возведения дебаркадера потребуется гораздо больше разрешительных документов: по оценкам экспертов процесс получения всех необходимых разрешений может занять в среднем до двух лет.

Оцените статью
РемСтройХолд
Добавить комментарий