Калитки могут быть с порогом или без него. Вариант без порога значительно удобнее в использовании, так как исключает возникновение препятствий для выкатки велосипеда, садовой техники и других предметов. Однако подобная опция доступна не у всех производителей.
Нюансы выбора секционных ворот
Секционные ворота отличаются наличием составного полотна, состоящего из движущихся элементов, которые соединены между собой за счет специальных секций. Эти секции крепятся друг к другу через встроенные петли, обеспечивающие необходимую свободу перемещения. В стандартной конфигурации на каждой секции располагаются три соединительные петли: одна в верхней части, одна в нижней и одна в центре. По краям каждой секции устанавливаются роликовые механизмы, а по боковым границам проёма устанавливаются направляющие, которые плавно продолжаются к потолочной направляющей. Ролики перемещаются по технологическим выемкам в направляющих рельсах.
Во время открывания секционных ворот створки сдвигаются, используя ролики, которые укладываются в канавки направляющих. Створки поднимаются вверх благодаря мобильному сочленению в месте плавного изгиба, а затем, используя принцип цепного соединения, последовательно заезжают вверх, достигая потолка. При закрывании процесс повторяется в обратном порядке.
Типы секционных ворот
В зависимости от конструкции и способности задерживать уличный холодный воздух, можно выделить два основных типа секционных ворот:
Холодные ворота из секций
Данный вид конструкций не является особенно популярным, даже для использования в холодных гаражах. По сравнению с теплой версией, холодные ворота гораздо менее эффективны в качестве защитного барьера от низкой температуры, что может привести к дополнительным затратам на обогрев гаража. Из-за отсутствия утеплителя между прилегающими поверхностями секций, холодные ворота производят значительное количество шума при движении металлических компонентов во время открытия и закрытия.
Теплые секционные ворота
Теплые секционные ворота конструируются с использованием сэндвич-панелей, в которых между двумя металлическими панелями располагается утеплитель. В большинстве случаев в качестве утеплителя используется монтажная пена. Эти сэндвичи часто изготавливают из различных материалов, таких как сталь и нержавеющая сталь.
Теплые секционные ворота подходит для установки в отапливаемых помещениях или гаражах, примыкающих к дому. Многие пользователи, заказывая теплые ворота, выбирают конструкции из оцинкованной стали, толщина которой составляет не менее 0,6 мм. На такие конструкции наносятся несколько слоев антикоррозийного покрытия, а затем их многослойно покрывают полиуретановой краской.
В некоторых случаях может потребоваться производство секций с особыми замковыми пазами, которые позволяют создавать цельное полотно без щелей и зазоров после закрытия створок.
Для утепления производители чаще используют пенополиуретан, который обладает хорошими теплоизоляционными свойствами.
Внутренняя поверхность секций обрабатывается лаком, который улучшает антикоррозийные свойства металла, а сверху также наносится полиуретановый слой.
Устройство секционных ворот для гаража, удобство использования
Секционные ворота для гаража представляют собой конструкцию, где полотно не является цельным, а состоит из отдельных секций (ламелей), которые подвижно соединены между собой. Соединение осуществляется за счет петель, что позволяет секциям свободно двигаться с использованием трех и более петель. Обычно петли расположены по краям и в центре. С боковых панелей к роликам устанавливаются элементы, помещенные в специальные выемки направляющих стоек, что позволяет им перемещаться при подъеме или закрытии ворот. Вертикальные направляющие монтируются по бокам проема и плавно переходят в горизонтальные потолочные направляющие, которые крепятся к потолку, где и собираются все секции при открытии. Крепление направляющих к полу, стенам и потолку осуществляется с помощью анкерных элементов или кронштейнов.
При этом стоит отметить, что в зависимости от производителя могут встречаться свои конструкции. Например, белорусская компания Алютех предлагает модели, которые обеспечивают повышенную надежность и взломостойкость благодаря тому, что их внешний контур замыкается с помощью сложного фиксирующего замка. В то время как другие производители избегают подобного решения, чтобы минимизировать риск примерзания секций.
Секции могут быть двух видов:
- толщиной 20-25 мм — они обозначаются как холодные секции, более экономичный вариант, используемый в не отапливаемых помещениях;
- толщиной 40-45 мм и более — это теплые секции со слоем утеплителя, заключенном между двумя металлическими листами (алюминиевыми или оцинкованными стальными). Утеплитель, как правило, представляется в виде пенополиуретана или минеральной ваты. Полиуретановая пена, несмотря на свою более высокую стоимость, в большинстве случаев является предпочтительной благодаря своим высокоэффективным теплоизоляционным свойствам.
Фактически теплые ламели представляют собой сэндвич, в середине которого находится слой вспененного полиуретана, покрытый лаком и окруженный металлическим слоем толщиной 0,4-0,6 мм и более. Сталь может быть дополнительно обработана двумя слоями цинка для улучшения теплоизолирующих свойств. С этой же целью на грунт для защиты тепла наносят полимерное покрытие.
Размеры
Секционные гаражные ворота имеют довольно широкий диапазон размеров, что позволяет заказывать как стандартные, так и индивидуально изготовленные конструкции. Стандартные размеры для секционных гаражных ворот составляют в высоту от 125 до 400 см и в ширину от 190 до 640 см. Иногда конструкция может достигать ширины до 6 м. При этом максимальные длина и другие размерные характеристики зависят от параметров проёма и типа конструкции. Стоит учитывать, что для проёмов шире 6 м следует выбирать промышленные модели.
Соединение секций
Соединение секционных ламелей осуществляется с помощью шарнирных петель, которые образуют кинетическую пару шип-паз. Этот подход увеличивает герметичность конструкции в закрытом состоянии, что помогает предотвратить продувание ворот. Для исключения потерь тепла по краям секций укладывается слой эластичного утеплителя, который не должен быть виден снаружи. Утепленные модели в этом плане показывают отличные влаго- и звукоизоляционные качества. Компания Алютех использует специальный крепёж для создания полностью замкнутого соединения между секциями контурной стальной полоской.
Тип подъема
Тип подъема секционных ворот также зависит от высоты притолоки и бывает следующим:
- Стандартная версия при высоте притолоки 35-60 см (ширина может достигать 7 м и длина до 9,7 м). Этот вариант обеспечивает небольшую нагрузку на пружинные устройства и гарантирует высокую стабильность функционирования.
- Пониженная версия для высоты притолоки 15-35 см. В этом случае нижняя часть конструкции не нависает благодаря использованию специальных радиальных барабанов или барабанов заднего вала. Это, однако, увеличивает общую стоимость конструкции по сравнению со стандартным вариантом.
- Высокая версия для притолоки свыше 60 см (до 4,6 м). Она требует более дорогого оборудования и монтажа.
- Наклонная версия с уклоном к задней стене. Это самый нестабильный и дорогой способ установки секционных ворот.
- Вертикальная версия с верхними или нижними пружинами, которые требуются, если вес полотна ворот превышает 1 тонну. В этом случае возникают требования к более усиленным направляющим и использованию дорогостоящих материалов.
Стоимость секционных гаражных ворот может уточнить опытный замерщик или консультант. Вам потребуется предоставить качественно выполненную схему или чертеж будущих ворот.
Подъемный механизм
Существует два основных типа механизма подъема секционных ворот:
- торсионный — работающий на основе пружинной системы, установленной на вал под потолком. Пружины сжимаются во время подъема ворот, а закрытие осуществляется под воздействием накапливаемой при сжатии силы упругости;
- механизм с использованием пружинного растяжения, устанавливаемых в боковых направляющих, которые растягиваются при подъеме и возвращаются в исходное состояние при опускании ворот.
Возможности автоматизации
Секционные ворота предлагают широкие возможности автоматизации управления. Это обеспечивается присутствием специализированных приводов:
Устройства для автоматического открытия и закрытия ворот могут быть следующие:
- кнопка на стене с набором стандартных кнопок;
- пульт управления с радиопередатчиком;
- компьютер или смартфон с микропроцессором, способным принимать и обрабатывать фото- и видеосигналы.
На данный момент наиболее распространенными и доступными являются пульты управления. Они сравнительно недороги, удобны в использовании и не требуют от владельца избыточных действий.
Системы автоматического управления
Большинство пользователей отдают предпочтение воротам, оборудованным потолочным (линейным) электроприводом.В данном случае двигатель устройства расположен на конце направляющей стойки, а внутри нее проходит ременная или цепная передача, которая приводит в движение полотно ворот (цепь считается более надежной и долговечной, хотя и производит больше шума).
Мощность двигателя (в диапазоне 150–300 Вт) выбирается в зависимости от площади полотна и его веса. Специалисты советуют ориентироваться на параметр, такой как тяговое или толкающее усилие, благодаря которому каретка двигала полотно по направляющей. Усилие в 100 Н соответствует весу порядка 10,2 кг. Высота ворот, оснащенных потолочным приводом, может составлять максимум 2,5 м при стандартном направляющем профиле и до 3,5 м в случае привода с удлиненной шиной. Ширина полотна ограничивается 5,5 м. Привод с тяговым усилием 500 Н подходит для ворот площадью до 8 м², 650 Н — до 10 м², 750 Н — до 12 м², 1000 Н — до 15 м².
Кроме того, при выборе электропривода важно учитывать диапазон температур, в котором предназначена продукция, так как несоответствие климатическим условиям региона может негативно сказываться на бесперебойной работе данных устройств.
Автоматические ворота запираются с помощью специальной гребенки, встроенной в трансмиссию.
Цена комплекта управляющей автоматики начинается от 10 тысяч рублей.
Электропривод секционных ворот устанавливается непосредственно на потолочную конструкцию гаража. Важно, чтобы перед отделкой потолка была смонтирована проводка, установка фотоэлементов, кнопочных панелей управления, сигнальных устройств и т. д.
Вопросы безопасности
Требования к безопасности секционных гаражных ворот, изложенные в европейских нормах EN 12604 и EN 12453, очень высоки. Основной угрозой является риск падения полотна в случае неожиданной поломки подъемного механизма. Для предотвращения такой ситуации конструкция обязательно комплектуется специальными тормозными и блокирующими устройствами, такими как храповые муфты, стопорящие торсионный вал, и предотвращающие опускание полотна. В некоторых системах аналогичные механизмы защищают от несанкционированного открытия ворот.
Соображения безопасности также предопределили ограничение скорости движения полотна: 6–13 м/мин при открывании и 6–9 м/мин при закрывании.
В случае автоматизированных ворот можно использовать более современные системы безопасности. Например, мотор оснастить датчиком, который предупреждает о плотной преграде на пути полотна. В таком случае система может быстро остановить движение или дать ему обратный ход, причем усилие, на которое среагирует датчик, поддается регулировке. Кроме этого, подобная функция способствует предотвращению перегрева двигателя и защищает полотно от повреждений. Альтернативный вариант — установка на полотно специальной резиновой кромки в виде трубочки с датчиком сжатия внутри: движение ворот остановится сразу же при встрече с любым препятствием.
Ворота с полотном массой более 100 кг целесообразно оснастить световой и звуковой сигнализацией, которая срабатывает при запуске электродвигателя. В целях безопасности также можно использовать фотоэлементы, установленные перед въездом в гараж. Для ворот с калиткой рекомендуется оснастить конструкцию специальным датчиком, который не позволит запустить двигатель привода, если дверца остается открытой.
Все системы автоматики предусматривают возможность аварийной разблокировки электропривода в случае отсутствия электричества. Это может быть реализовано как изнутри помещения путем использования шнура, так и снаружи — посредством специального цилиндрового механизма, соединенного с приводом с помощью троса. Аварийная разблокировка — оптимальное решение, если в такой ситуации система сможет временно переходить на питание от аккумулятора.
Механизм секционных ворот
Механизм секционных ворот может использовать различные системы, включая торсионные пружины или пружины растяжения.
Торсионный механизм секционных ворот
Торсионный механизм секционных ворот — традиционное решение, предлагаемое всеми производителями как бытовых, так и промышленных моделей. В этом случае вес створки компенсируется скручиванием пружин, расположенных на валу. Полотно крепится к валу при помощи тросов.
Изображение № 3: вал с пружинами
Преимущества ворот с торсионными пружинами включают в себя их долговечность и удобство эксплуатации.
- Механизм надежно фиксирует полотно и одновременно перемещает оба края створки. Это значительно упрощает ручное управление, так как один человек сможет без труда открыть створку шириной до 8 м.
- Торсионные пружины рассчитаны на 25 тысяч циклов подъема и спуска. На практике эти конструкции служат даже дольше.
Торсионные механизмы идеально подходят для балансировки и перемещения крупных промышленных ворот. Установка навального привода позволяет расширить размерный ряд конструкций за пределы 20 м².
Изображение № 4: конструкция подъемно-секционных ворот с торсионными пружинами
Механизм подъема секционных ворот с пружинами растяжения
Использование механизма подъема секционных ворот с пружинами растяжения целесообразно только в малогабаритных бытовых конструкциях. В этом случае пружины размещаются вертикально по обеим сторонам проема. Главным преимуществом этой технологии считается сравнительно низкая цена конструкций.
- Перед покупкой секционных ворот с механизмом растяжения важно удостовериться в том, что ширина проема не превышает 8 м.
- Учтите, что производители, как правило, не оснащают такие конструкции калитками.
- Механизм открывания секционных ворот с пружинами растяжения предполагает 15 тысяч циклов подъема и спуска.
- При движении створки можно слышать характерные звуки.
Изображение № 5: устройство секционных ворот с пружинами растяжения
Принцип работы секционных ворот
Принцип работы секционных ворот основан на перемещении полотна по рельсовым профилям. По способу управления конструкции делятся на ручные и автоматические:
- Цепные приводы чаще всего устанавливаются на все бытовые и промышленные модели, они необходимы для открытия створок в случае отключения электричества.
- Автоматизация значительно упрощает эксплуатацию ворот. Для движения полотна используются пульты дистанционного управления и настенные модули. Электронный блок управления контролирует корректную работу секционных ворот.
Обратите внимание на стандартную комплектацию автоматических моделей.
Изображение № 6: автоматические секционные ворота (схема)
Советы по эксплуатации подъёмных ворот для гаража
Как и любая другая механическая система, подъемные ворота требуют регулярного ухода. Он включает в себя следующие обязательные действия:
- не реже одного раза в три месяца осматривать механизмы на предмет накопления пыли и ржавчины;
- не реже одного раза в два года заменять резиновые уплотнители;
- проводить смазку рычажной системы и роликов специальными составами для предотвращения коррозии;
- при наличии калитки следить за её плотным закрытием во время открытия полотна;
- избегать открывания ворот при сильном ветре, превышающем 15 м/с;
Как сделать своими руками подъёмно-поворотные ворота для гаража: подробная инструкция
Даже если вы не знаете, как самостоятельно собрать подъёмные ворота для гаража, подробные инструкции могут помочь вам освоить этот процесс.
Как выбрать привод поворотного механизма: возможные варианты
На первом этапе вам необходимо определиться, какой тип открывания вы хотите использовать, а также выбрать подходящий привод для подъёмного механизма. Может быть использован как рычажный привод, так и конструкция на противовесах.
Рычажный привод чаще всего является предпочтительным, тогда как системы на противовесах могут быть использованы для массивных полотен.
Как своими руками подготовить чертёж подъёмных ворот для гаража: полезный совет
При разработке чертежа подъёмных ворот для гаража собственными силами старайтесь выполнить точные замеры проёма, в который будет устанавливаться конструкция. Обычно подбираются готовые чертежи, на основании которых проводятся индивидуальные расчеты.
Материалы и инструмент, необходимые для монтажа
Материал для изготовления подъёмных ворот следует подбирать в зависимости от требований чертежа. В проектной документации должны содержаться все необходимые параметры для этой задачи.
Для монтажа вам понадобятся следующие инструменты:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- молоток;
- шуруповёрт;
- рулетка;
- дрель или перфоратор с различными свёрлами;
- гаечные ключи;
- уровень;
- карандаш для разметки.
Инструкция по изготовлению подъёмных ворот для гаража на противовесах
Теперь давайте подробно рассмотрим, как функционирует механизм подъёмных ворот для гаража на противовесах: