Почвенная биота

Изучив тему «Почва» в рамках курса окружающего мира, я предлагаю вам тест, который поможет детям лучше усвоить этот материал. Тест включает как теоретические вопросы, так и практические задания, что позволит оценить знания учеников в комплексном ключе.

Презентация «Жители почвы»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Эта маленькая крошка, Рада, даже хлебной крошке в какой-то степени сопереживает. Потому что до темноты она прячется в своей норке. (Мышка) Она плохо видит при дневном свете, живет под землей. Здесь она может вырыть ход на протяжении целой версты. (Крот) Я очень похожа на мышь, поэтому с ней в норках мы знаем, как устроен наш быт. Но вот съесть меня не может ни лиса, ни хорь, ни волк. (Землеройка)

О чем идет речь? Бывает она плодородной, а иногда и бедной. Чтобы новый год не стал голодным, такой, знаешь, настрой нужен. Эта почва наша раз кормилица, за ней следует следить и лучший корм необходимо вносить, конечно, по сроку. Ответ: речь идет о почве.

Животные, обитающие в почве, создают в ней ходы, перемешивают её, измельчают остатки растений, благодаря чему почва насыщается воздухом. Таким образом, обитатели почвы повышают её плодородие.

Временные обитатели, которые используют почву для укрытия от опасностей, это такие как мыши, полевки, сурки, суслики, тушканчики, барсуки и лисы. Они вырывают себе теплые норки.

Кто же живет под землей? (Дождевые черви, кроты, жуки, грызуны и другие). Как вы считаете, чем они дышат? Правильно, воздухом!

Меня бьют, колотят, режут – я всё терплю и добром отвечаю. (Земля) Целый день он роет и роет. Как будто строит катакомбы, создавая сеть запутанных ходов. И покажите, кто готов? (Крот). У него нет ни рук, ни ног, сам он тонкий как шнурок. Он поедает листья и почву, копая ходы в земле. Но только пойдет дождь, и на поверхность он ползет. Для любого рыбака он становится наживкой для крючка. (Дождевой червь)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва — живая земля. Кто создаёт почву? Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва — это природная кладовая, обладающая удивительными свойствами и являющаяся источником жизни для растений, животных и человека. Формирование почвы на Земле занимает миллионы лет, в процессе чего появляются удивительные животные.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: Опыт с почвой. Посев семян в почву. Пузачкова И.А. ГБОУ СОШ №1693 группа №2 Солнышко

Показать, что в почве есть воздух, и что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия для жизни растений. Дать представление о состоянии семени, которое готово к посадке. Учить подготавливать почву к посеву.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Почва — живая земля. Кто создаёт почву?

Расширять представления детей о почве как компоненте природы, её составе (корешки растений, остатки насекомых, листья) и круговороте веществ; а также о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.

Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой). Подготовила Абрамова Вероника Викторовна

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе «Наш дом — природа» акцентируется внимание на опытах и экспериментах.

Проект на тему «Почва. Свойства почвы» для детей старшего возраста.

Цель проекта: дать детям представление о почве, её значении, развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву), в процессе опытов устанавливая состав почвы.

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с понятием «почва», основываясь на опытах, изучая её состав и ценность для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

Почва как среда обитания микроорганизмов

Почву можно представить как масштабируемую систему, состоящую из различных поверхностей, полостей, капилляров, каверн и других объектов, которые заполнены динамически меняющимся почвенным раствором (водной фазой) и почвенным воздухом (газовой фазой почвы). Для освоения такого пространства важен размер живых организмов, так как в зависимости от размера, жители почвы будут находиться в различных отношениях с абиотическими факторами среды. Например, микроорганизмы (в первую очередь прокариоты) адсорбируются на поверхности твердых частиц почвы, внутри почвенных агрегатов, а также могут находиться в почвенном растворе. Их дальнейшее развитие зависит от соответствия условий их экологическим требованиям и адаптивным возможностям. При благоприятном сочетании факторов наблюдается рост микроорганизмов, их размножение, формирование микроколониальных популяций и биопленок.

Типичными почвенными животными считаются многие нематоды, кольчатые черви, некоторые виды мокриц и клещей (например, панцирные клещи), коллемболы, а также насекомые, обитающие и питающиеся в почве (например, некоторые виды термитов, муравьев). Среди млекопитающих можно встретить землеройку, крота, слепыша, голого землекопа и других. Почвенные животные подразделяются на размерные группы: микрофауна, мезофауна, макрофауна и мегафауна. К почвенной микрофауне относятся одноклеточные простейшие (амебы, инфузории и прочие) и микроскопические животные (коловратки, нематоды, тихоходки и другие), чей размер не превышает 0,1 мм. Почвенная среда для них разнообразна. Представители микрофауны ограничены в способности к передвижению и часто находятся в адсорбированном состоянии. Более крупные почвенные организмы, которые видны невооруженным глазом, но не превышают 3 мм в размере, называются мезофауной. К ним относятся многочисленные нематоды, клещи, коллемболы, протуры и другие. Они довольно подвижны, но не имеют специализированных приспособлений для рытья. Почвенная среда для них представляет собой систему полостей, ходов и пещер, насыщенных воздухом высокой влажности, что является важнейшим лимитирующим фактором. Почвенная макрофауна охватывает животных размером от 3 мм до 2 см. К ним относятся кольчатые черви, мокрицы, насекомые и их личинки. Эти представители почвенной фауны обладают отчетливыми морфологическими адаптациями к обитанию в почве и способны выкапывать норы и ходы. Почвенная мегафауна включает более крупных почвенных животных, чаще всего млекопитающих, которые способны к активному перемещению в почве и созданию убежищ, нор и других построек. Подобно представителям мезофауны, они при рытье перемещают почву, изменяя её физические и химические характеристики. Например, песчанки, обитающие в полупустынях и пустынях, создают систему нор протяженностью около 4 метров и глубиной до 2 метров. Крупные колонии песчанок могут значительно изменять свойства почвы на занимаемом участке за счет перемешивания почвенных горизонтов и привнося органическое вещество (кормовые запасы). Подобное влияние на почву также оказывает деятельность полевок, слепушонков и других животных, которые роют или обитают в почве.

Статья по теме:  Засоление почв: проблема и пути решения. Для какой природной зоны характерно засоление почв.

Адаптации организмов к почве как среде обитания

Чтобы освоить почву как среду обитания, многие почвенные организмы обладают эволюционно сформированными адаптациями, которые сближают филогенетически далекие группы. Например, для почвенных животных характерно развитие роющих конечностей (медведки, кроты, а также некоторые роющие рептилии, такие как айолоты). Часто функцию рытья могут выполнять челюсти и элементы ротового аппарата, например, гипертрофированные резцы слепышей и челюсти термитов, муравьев и т.п. Наблюдается редукция органов зрения у таких животных, как кроты и слепыши, а также уменьшение структур наружного уха. Почвенные животные часто имеют неразвитые пигментные системы. Однако хорошо развиты обоняние, хеморецепция и осязание. К адаптациям для жизни в почве также можно отнести развитые склеротизированные, плотные внешние покровы тела (кутикула нематод, хитиновые покровы членистоногих и других), которые защищают внутренние органы от повреждений при передвижении в грубом субстрате. Иная стратегия используется кольчатыми червями — они образуют слизь, которая, с одной стороны, облегчает перемещение в почве, а с другой — защищает тело червя от пересыхания и облегчает газообмен с окружающей средой. Формирование слизистых капсул характерно и для почвенных микроорганизмов, благодаря чему они могут удерживать влажность (это касается, например, некоторых почвенных дрожжей, протистов). Микроорганизмы почвы также способны синтезировать ряд гидролитических ферментов, которые разлагают органические вещества, часто встречающиеся в почве, такие как целлюлоза, лигнин, хитин и другие.

Почвенная биота выполняет важнейшую роль в процессе почвообразования и способствует осуществлению биосферных функций почвы. Почвенные организмы – это неотъемлемая часть почвы, формирующая, наряду с твёрдой, жидкой и газообразной фазами почвы, так называемую живую фазу (по определению В. И. Вернадского). Наиболее продуктивные биомы в современной биосфере составлены фотоавтотрофными зелеными растениями, формирующими наземные экосистемы. Одной из важнейших функций почвенных организмов является замыкание углеродного цикла через разложение органического вещества, продуцируемого растениями. После полной минерализации органики углерод в форме углекислого газа попадает в атмосферу и становится доступным для ассимиляции растениями и другими автотрофами. В случае неполного разложения органическое вещество (например, в анаэробных или микроаэрофильных условиях) накапливается в наземных экосистемах в виде биогенных полезных ископаемых (торф, бурый уголь и т. д.) и частично становится компонентом гумуса, участвуя в поддержании биогенности и плодородия почвы, а также становится субстратом для микроорганизмов. Диазотрофные прокариоты осуществляют фиксацию атмосферного азота, снабжая им наземные экосистемы. Представители мезо- и мегафауны, способные к активному передвижению и рытью, выполняют функцию биотурбации, а процесс рытья нор и ходов способствует лучшей аэрации почвы и, как следствие, более полному разложению органических соединений почвенными микроорганизмами. Благодаря жизнедеятельности животных происходит увеличение мозаичности почвенного покрова, что, в свою очередь, способствует появлению новых экологических ниш, которые могут занимать определенные группы микроорганизмов. Голиченков Максим Владимирович

Статья по теме:  Вентиляция в гроубоксе. Как сделать вентиляцию в гроубоксе.

Опубликовано 19 марта 2024 г. в 17:21 (GMT+3). Последнее обновление 19 марта 2024 г. в 17:21 (GMT+3). Связаться с редакцией

Насекомые

Земляной червь (Дождевые черви, лат. Lumbricina)

Земляной червь (дождевые черви, лат. Lumbricina) представляет собой животное с почти круглым сечением тела, длиной до 30 см и состоящее из 100 — 180 сегментов или члеников. В передней части тела располагается утолщение, известное как поясок, клетки которого функционируют во время полового размножения и откладки яиц. По бокам каждого сегмента развиты две пары коротких упругих щетинок, которые помогают этому животному передвигаться в почве.

Мокрица (лат. Oniscidea)

Мокрица (лат. Oniscidea) выглядит как слегка приплюснутый маленький жук с длиной тела от 10 до 15 мм, но встречаются и более крупные особи. У неё есть две пары усиков, а тело покрыто панцирем. Окраска мокриц обычно напоминает современные металлические оттенки или серый с небольшими коричневыми вкраплениями. Такой незаметный внешний вид позволяет им оставаться неузнаваемыми на земле или под камнями. Некоторые виды мокриц имеют полоски или едва заметные узоры на панцире.

Пресмыкающиеся

Ящерица (лат. Lacertilia)

Ящерица (лат. Lacertilia) — животное, относящееся к классу пресмыкающихся (рептилий) и к отряду чешуйчатых, подотряду ящериц. На сегодняшний день известно около 6000 видов ящериц, которые обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Существуют крошечные ящерки длиной всего 33 мм, а также гиганты, достигающие длины до 3 метров и веса более 100 кг.

Земляной удав (лат. Tropidophiidae)

Земляной удав (лат. Tropidophiidae) на самом деле не является настоящим удавом. Долгое время их относили к удавам, и у них есть некоторые сходства, такие как рудименты задних конечностей в виде небольших шипов, а также головы, покрытые многочисленными мелкими чешуйками. Эти маленькие змеи ведут скрытный образ жизни и больше активны ночью. Есть очень редкие виды, некоторые из них известны всего по 2 или 3 экземплярам.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кто живёт в почве? Ваша контактная информация. Программа 'Юный исследователь'.

1 слайд Кто в почве живет?
Ваша контактная информация
Программа «Юный исследователь» в детском клубе MEL
Руководители программы
Павлова Вероника, Дмитриева

Программа 'Юный исследователь' в детском клубе MEL. Детский клуб MEL располагается.

2 слайд Программа «Юный исследователь» в детском клубе MEL.
Детский клуб MEL расположен на территории нового жилого комплекса на севере Санкт-Петербурга. В клубе, кроме игрового и спортивного пространства, находится зоосадик. Для родителей и воспитанников проводятся мастер-классы и занятия по экологии, окружающему миру и изобразительному искусству. Наблюдаем, играем, создаем.
Специфика занятий в клубе такова, что на одном занятии могут находиться дети разного возраста. В процессе занятия нет пассивных наблюдателей, каждый ребенок, даже самый младший, становится юным исследователем. Наша цель заключается в воспитании у детей бережного и не потребительского отношения к природе.

Воспитанники нашего зоосадика

Мастер-классы: Почва и её обитатели. Чем питаются растения.

4 слайд Мастер-классы: Почва и её обитатели
Чем питаются растения
Исследуем, где и как обитают живые организмы;
Выясняем, как живые организмы приспособились к жизни в почвенной среде
Изучаем, экспериментируем, размышляем и изображаем.

Мы читаем, смотрим фильмы о природе, рассуждаем, играем, лепим и рисуем в уголке.

5 слайд Мы читаем, смотрим фильмы о природе, рассуждаем, играем, лепим и рисуем в уголке.

Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.

6 слайд Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.
В почве имеются условия для жизни
Живые организмы приспособились к жизни в почве.
В почве мало света, есть воздух, количество воды может меняться, почва – это плотная среда, в которой трудно передвигаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.
Занятие 1. Почва — поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием.

Давным-давно поверхность нашей планеты представляла собой голую каменистую пустыню.

7 слайд Давным-давно поверхность нашей планеты была голой каменистой пустыней. Шли годы, и со временем, под влиянием разрушительной силы ветра, породы разрушались, превращаясь в мельчайшие частички. Они и стали основой, на которой стало возможным формирование почвы. Перепады температур создавали трещины в горных породах, ветер и водные потоки уносили остатки. Первые поселенцы — растения начали появляться прямо на скалах. Из поколения в поколение растения росли и гибли, перемешиваясь с минералами, что, в конце концов, образовало новое вещество — почву.

Экологические группы организмов

Все обитатели почвы объединены общим названием — эдафобионты (эдафобиус, от греч. edaphos – почва, bios – жизнь), которые, взаимодействуя между собой, формируют специфический биоценотический комплекс, эффективно участвующий в создании почвенной среды жизни и определяющий степень её плодородия. Виды населяющие почву также называются педобионтами (от греч. paidos – дитя), в развитии которых проходит стадию личинки.

Статья по теме:  Торфяные горшочки для рассады: как пользоваться

Эволюционно представители эдафобиуса обладают анатомо-морфологическими особенностями. Например, животные имеют вальковатую форму тела, небольшие размеры, относительно крепкие и бесцветные покровы, дыхание кожное, редуцированные глаза, а также способность к сапрофагии (они потребляют остатки других организмов).

Среди этих животных одна группа представляет собой аэробные организмы, другая – анаэробные (способные существовать при отсутствии свободного кислорода).

По размерам и степени подвижности

Для мелких обитателей почвы, называемых микрофауной (простейшие, коловратки, тихоходки и т. д.), почвы представляют собой хаотичные системы микроводоемов. Поскольку они являются водными организмами, то существуют в порах, заполненных водой. Однако часть жизни они могут проводить отдельно, на стенках крупных частиц в тонких пленках влаги. Некоторые из них могут также находиться в простых водоемах. Например, амебы, живущие в пресной воде, могут достигать размеров 100 мкм, в то время как почвенные – 15 мкм.

Для относительно крупных обитателей (мезофауна – от долей 1 мм до 2-3 мм), почва становится системой малых пещер. К ним относятся членистоногие, такие как различные виды клещей и первичнобескрылых насекомых, которые не имеют специального инструмента для рытья. Они медленно передвигаются по поверхностям полостей. Мегафауной являются крупные трудяги-землерои (млекопитающие). Они могут всю жизнь проводить под землёй (например, кроты, слепыши).

По степени связи со средой обитания

Внешний вид различных организмов часто позволяет понять их среду обитания и образ жизни. Так, небольшое тело с коротким хвостом, недлинными конечностями, мощными передними лапами, похожими на грабли, короткой шеей и слегка слепыми глазами говорит о подземных предпочтениях зверька, который роет норки и галереи (например, лесной крот, степной слепыш, медведка и т. д.).

По уровню связи с жизненной средой выделяются три группы.

  • Геобионты – постоянные жители почв (черви, первичнобескрылые насекомые и т. д.), а также кроты и слепыши.
  • Геофилы – животные с циклом развития, частично происходящим в иной среде, а частично – в почве. В основном это летающие насекомые (саранча, жуки, комары-долгоножки, медведки, бабочки). Часть из них живет в почвах, проходя личиночную стадию, другие – в фазе куколки.
  • Геоксены – посещают почву изредка, используя её как укрытие. Это норные млекопитающие и насекомые – таракановые, полужесткокрылые, жуки.

Отдельное положение занимают псаммофиты и псаммофилы (мраморные хрущи, муравьиные львы), которые адаптированы к сыпучим средам в пустынных областях Земли. Особые адаптационные приёмы в пустынях используют саксаулы, песчаная акация, овсяница и другие растения. Здесь, например, происходит использование придаточных корней и спящих почек на корнях. Первые развиваются при засыпании песком, а вторые – при выветривании песков. Растения спасаются от песчаных заносов благодаря быстрому росту и редукции листьев. Плодам таких растений свойственны качества летучести и упругости.

Адаптация к условиям жизни

Каждый вид по-своему приспосабливается к жизни в той или иной среде обитания. Если передвижение в плотной среде затруднено, то ее жители имеют червеобразную или округлую форму тела и передвигаются двумя способами. Например, дождевые черви пропускают почву через себя. Млекопитающие располагают конечностями, предназначенными для рытья. У слепышей и кротов зрение недоразвито, а у некоторых видов глаза полностью зарастают. В своих многочисленных галереях эти животные ориентируются с помощью других органов чувств (осязания, обоняния).

Во время движения животные постоянно подвергают свою поверхность трению о частицы грунта, поэтому их покровы отличаются особой прочностью и гибкостью. Кроме того, большинство почвенных животных дышит всей поверхностью тела. Почвенные обитатели также различаются по способам питания: среди них есть хищники, паразиты и фитофаги. Однако большая часть из них – сапротрофы (организмы, питающиеся мертвой органикой). Это грибы и бактерии, играющие важнейшую роль в эффективности почвообразовательных процессов, структурировании, перемешивании и аэрации почвы.

Таким образом, влияние особенностей среды проживания на организмы очевидно, а основными адаптациями почвенных организмов для успешного существования являются следующие:

  • небольшие размеры, что способствует успешному размещению в пространстве между почвенными частицами;
  • червеобразная форма тела и сильная мышечная система, которые помогают легче продвигаться;
  • плотное тело обтекаемой формы; если есть мех, то он короткий, жесткий и плотно прилегает к коже;
  • наличие мощных конечностей роющего типа, снабженных когтями, или способность пропускать почву через себя;
  • способность кутикулы регулировать влажность внутри организма;
  • умение дышать кислородом, растворенным в воде, или использовать поверхность тела для дыхания;
  • способность личинок развиваться в условиях отсутствия света, влаги и питания;
  • компенсация слабого зрения сильно развитым обонянием и осязанием.
Оцените статью
РемСтройХолд
Добавить комментарий