Если все этапы подготовки инструмента выполнены корректно, то после процедуры лужения ваш паяльник будет отлично набирать олово на жало, обеспечивая при этом, что припой не будет собираться в капли или комки на его поверхности.
Почему олово не прилипает к паяльнику и что с этим делать?
У новичков, которые не имеют опыта работы с паяльником, часто возникает ситуация, когда они не могут захватить припой на жало этого инструмента. Можно потратить много времени, усилий и нервов, но так и не добиться нужного результата, не говоря уже о качественной пайке. Если вам не удается добиться хорошего результата, не стоит спешить думать, что ваш инструмент бракованный. Регулярное лужение паяльника значительно улучшает его работу и делает процесс пайки более приятным и эффективным.
Основные причины проблемы
При выполнении пайки чаще всего используется припой на основе свинца и олова. Он имеет температуру плавления в диапазоне 240-300°C. Качественный припой легко плавится и не скатывается с рабочей поверхности паяльника, что делает процесс пайки более легким и комфортным.
К сожалению, иногда олово не прилипает к паяльнику, и сколько бы вы ни старались, жало этого электроинструмента не в состоянии удержать необходимый для пайки материал.
Причины, по которым олово не прилипает к паяльнику, могут быть различными.
- При слишком сильном нагреве рабочей поверхности паяльника припой или флюс могут перегореть, образуя загрязнения, которые не позволят олову прилипать на жало в будущем. В результате, при повторном использовании инструмента, он не сможет расплавить олово должным образом, так как присоединяющееся к жалу олово просто не будет мочь прилипнуть.
- Если жало паяльника сделано из меди, оно может окисляться при нагревании, образуя оксидную пленку. Если не очищать его регулярно или использовать оборудование при чрезмерно высоких температурах, это также может помешать прилипанию припоя.
Эти две причины являются основными, и если вы исправите их, ваш паяльник сможет работать как прежде.
Что делать, если припой не липнет к жалу паяльника
Наука предлагает нам эффективные способы восстановления жала инструментов. Это можно сделать быстро, недорого и без вреда для инструмента.
Вам понадобится небольшая коробочка специального флюса, как показано ниже:
Она довольно компактная, размером чуть больше наперстка:
Коробка снабжена резьбовой крышкой, которую следует открыть.
Внутри вы увидите сероватые кристаллы. Давайте рассмотрим их через микроскоп.
На самом деле, кристаллы белые, но среди них есть микроскопические шарики припоя.
Для начала нужно хорошо прогреть паяльник, после чего можно непосредственно приступить к очистке.
Процесс выглядит так:
Теперь жало идеально залужено, олово прилипает, и используемое средство справилось со своей задачей!
Вот ссылка на пасту для восстановления жала паяльника.
Стоимость всего этого составляет около ста рублей.
Об авторе
Готов к сотрудничеству: tykhonthecat@gmail.com
Готов к сотрудничеству: tykhonthecat@gmail.com
Не упустите интересное! Подпишитесь на нас в ВК и Telegram.
Пожаловаться на комментарий
В мой мастерской есть около десятка различных паяльников, таких как ERSA, SH72, TS100 и так далее. При этом жала на них не прогорают, максимум, приходится обтирать их об губку или стружку. Важно только выставить правильную температуру и использовать качественный припой и флюс.
Некоторые обрабатывают жало мокрой тряпочкой, и это действительно помогает на срок до нескольких недель. Есть также вариант с губкой, добавленной к глицерину — проблем не возникает. Можно взять у друзей жидкость от вейпа — будет аромат клубники.
Что касается моего опыта, я ездил на велосипеде, самокате и автомобиле и никогда не прокалывал шины. Максимум, за год немного приспустила шина, но это легко исправляется — подкачал и в путь. Просто нужно уметь объезжать гвозди на дороге и выбирать качественные покрышки. В таком случае и запаска не понадобится.
Я работал десять лет регулировщиком радиоприемников с паяльником с медным жалом (на весь коллектив предприятия их точили в механическом цехе), и у нас вообще не было с этим проблем. Покупные дорогие инструменты Ersa оставались в нетронутом состоянии. Медь позволяет легко контролировать размер капли припоя и переносить его на конце жала паяльника одной рукой. Это избавляет от необходимости держать катушку с припоем другой рукой непосредственно в точке пайки, как это сейчас практикуется в большинстве видеороликов из-за границы, где еще и третья рука требуется для удержания самой платы. Это просто ужасно, кто это придумал…
На днях я хотел купить рекламируемый Pinecil, и очень беспокоит этот вопрос, поскольку жала там такие же необслуживаемые структуры типа Hakko и сделаны из непонятного сплава, а тот, который идет в комплекте с острым концом, похоже, придется выбросить и искать замену, так как он подходит только для пайки SMD. Почему они все кладут такой паяльник в комплект?
Почему к жалу паяльника не прилипает олово?
Как у опытных специалистов, так и у новичков может возникнуть ситуация, когда к жалу паяльника не прилипает олово. Эта проблема затрудняет выполнение любых последующих процедур по спайке деталей и требует немедленного решения. Причины могут заключаться как в самом припое, так и в жале паяльника, в условиях работы, недостаточной подготовке и многих других факторах. Чтобы разобраться во всем этом, нужен опыт.
Основные причины проблемы
Наиболее распространенный вид припоя — оловянно-свинцовый, температура плавления которого составляет около 270 градусов Цельсия. Если паяльник, разогреваясь до 300 градусов, сделает это, его должно быть достаточно, но если жало перегревается и температура значительно превышает точку плавления припоя, на поверхности может остаться нагар от материалов. Это не только портит внешний вид инструмента, но и мешает дальнейшей работе.
Загрязнение и окисление, в том числе, не позволяют припою прилипать к жало паяльника.
Чаще всего жала паяльников изготавливают из меди. При сильном нагреве этот металл более подвержен окислению, что приводит к образованию пленки оксидов. Тонкий слой оксида меди может быть незаметен при обычном осмотре, но именно из-за его присутствия расплавленный припой может не прилипать к жалу паяльника. Если рассмотреть непосредственные причины, по которым расплавленный припой не остается на жале, а вместо этого соскальзывает с него, их можно выделить в три основных момента:
- загрязнение поверхности жала, вызванное нагаром и другими факторами;
- образование оксидов, которое даже при визуально чистой поверхности мешает расплавленному материалу легко сцепляться с ней;
- высокая температура жала, не позволяющая припою оставаться в нужном рабочем состоянии.
Как правильно подготовить инструменты к работе
Если олово не прилипает к жало паяльника, возможно, что подготовительные шаги были выполнены неправильно, или они вовсе не проводились. В первую очередь, подготовка подразумевает лужение инструмента. Без этой процедуры даже при отсутствии окисла и загрязнений к металлу все равно не будет прилипать припой во время пайки. Лужение включает в себя покрытие поверхности жала оловом. Аналогичная процедура должна быть проведена и с деталями, которые будут спаиваться, что повысит качество соединения. Этот процесс очень прост: нужно окунуть предварительно нагретое жало в олово, чтобы оно покрыло его поверхность.
Если на наконечнике присутствует нагар или оксидная пленка, их нужно убрать перед лужением. Это следует делать и для новых инструментов. Очистка поверхности осуществляется механически, для чего подойдет наждачная бумага или мелкозернистый напильник. Подходит только тщательная очистка, при которой не допускатся глубокие царапины и борозд на поверхности. При наличии углублений и царапин именно в них будет образовываться оксидная пленка и накапливаться загрязнения, которые потом сложно будет удалить.
Важно! Чистку паяльника следует проводить только после его полного остывания. Процедуру лучше выполнять перед пайкой, чем после нее.
В случае никелевого покрытия
Владельцы инструментов с никелевым покрытием также могут задаться вопросом, почему припой не прилипает к жало паяльника. Считается, что его лудить не нужно, а счищать покрытие с помощью напильника или наждачной бумаги — это нежелательно. Однако со временем, после определенного времени эксплуатации, становится очевидно, что и на никелевое покрытие материал перестает прилипать. Очистка такого покрытия происходит в слегка нагретом состоянии. Для этого нужно постараться удалить весь нагар влажной тряпкой. После этого следует сделать следующие действия:
- опустить жало в канифоль, поверх которой будет лежать кусочек припоя;
- для жесткой канифоли по мере нагревания жало необходимо вдавливать в материал, расплавляя область вокруг припоя, чтобы он расплавился и утонул;
- с помощью канифоли прикоснуться жалом к припою, чтобы поверхность инструмента покрылась.
Почему к паяльнику не прилипает олово?
В XXI веке практически вся радио- и электронная техника собирается на автоматизированных линиях без участия человека.
Тем не менее, и в наши дни, несмотря на огромное количество готовых электронных устройств, существует множество людей, которым нравится собирать и ремонтировать различные устройства самостоятельно. Для неподготовленного человека кажется, что достаточно лишь приобрести паяльник, припой и канифоль — и сразу же можно стать радиомастером! Но прежде всего требуется изучить основы процесса.
Припой
Первым делом необходимо выбрать подходящий припой. Припой — это сплав олова и свинца, обладающий низкой температурой плавления и высокой скоростью застывания, что позволяет быстро, легко и надежно сопоставлять провода и радиодетали. Однако лучшим вариантом будет использование чистого олова.
Главным инструментом радиолюбителя является паяльник — простое устройство, требующее внимания и аккуратного обращения: нужно ухаживать за ним и соблюдать технику безопасности. Неопытный мастер, игнорирующий эти правила, неизбежно сталкивается с проблемами, первая из которых звучит: Почему к паяльнику не прилипает олово? Это можно исправить, следуя этим рекомендациям:
- паяльник должен быть хорошо прогрет;
- необходимо очистить жало паяльника от грязи, застывшей пластмассы и других остатков предыдущей работы;
- жало должно быть залужено, равномерно покрывшись тонким слоем олова;
- поверхность деталей также должно быть тщательно очищена.
Не забывайте, что для качественного паяния и лужения обязательно необходим важный компонент — флюс.
Проблема № 1: паяльник дымит во время нагрева
Когда после первого включения инструмента в комнате появляется дым и характерный запах гари, многие начинающие мастера теряются. Особенно если до этого они черпали информацию о способах и приемах пайки только на тематичных форумах или из обучающих видео на YouTube. Этот дым говорит о том, что оборудование неисправно? Не закончится ли первый опыт работы с паяльной станцией коротким замыканием? И, собственно, что происходит?
Решение
Без паники: такое поведение устройства абсолютно нормально. При первом включении дымят все паяльники. Это связано с тем, что производитель перед упаковкой наносит на стержень инструмента специальное антикоррозионное масло, защищающее металл от влажности и перепадов температуры. Паяльник перестанет дымить сразу же после выгорания смазки, поэтому оставляйте его включенным и не отключайте его от подставки.
Проблема № 2: к жалу не прилипает припой
Эта проблема больше касается уже использованных устройств, а не новых. В какой-то момент паяльник начинает хуже цеплять припой, чем раньше. Это значительно усложняет процесс пайки и выматывает терпение мастера.
Решение
Причина заключается в потере свойств жала паяльника из-за появления нагара. Чтобы решить эту неисправность, нужно знать, из какого материала изготовлено жало.
Существует два варианта:
- Жало — медное. В этом случае следует зачистить поверхность детали с помощью напильника или наждачной бумаги. Затем включите паяльник, нагрейте его и погрузите в канифоль. Этот способ помогает удалить оксидную пленку и подготовить оборудование к работе. После того как канифоль начнет испаряться, нанесите на жало припой и удалите излишки с помощью целлюлозной губки или хлопчатобумажной ткани. Чтобы закрепить результат, эту процедуру можно повторить 2-3 раза;
- Жало — необгораемое. Это значит, что оно имеет специальный защитный слой, который охраняет внутреннюю часть. Любая механическая зачистка может повредить это покрытие, поэтому лучше всего просто найти и купить новое жало. Однако, если по каким-либо причинам этого сделать невозможно, можно попробовать облудить его припоем и канифолью и продолжить работу с ним.
Чтобы избежать проблем с необгораемым жалом, старайтесь оставлять на его поверхности небольшой слой припоя. Это существенно продлит срок службы детали и защитит внешний защитный слой от повреждений.
Проблема № 3: паяльник не нагревается
Вам приходится ждать, пока паяльник нагреется 10–15 минут? Или, возможно, инструмент вообще не способен достичь необходимой температуры для пайки? Это распространенная ситуация, знакомая каждому опытному радиолюбителю.
Решение
Скорее всего, вышел из строя нагревательный элемент. Если ваш паяльник современный, вы можете просто заменить деталь на новую. Керамические нагревательные элементы доступны в большинстве специализированных магазинов электроинструментов, так что с поиском подходящих запчастей особых проблем не возникнет.
В случае с советским паяльником дело обстоит иначе. Старые инструменты нагреваются за счет накала нихромовой нити, намотанной на медный стержень. Для восстановления мощности придется обновить намотку. Важно помнить, что чем короче намотка, тем ниже будет ее сопротивление, а значит, паяльник будет работать слабее.
Иногда проблемы с нагревом появляются из-за плохого контакта между жалом и нагревательным элементом. Чтобы вернуть инструменту мощность, проверьте, насколько плотно все части конструкции прижаты друг к другу, и при необходимости подтяните болты на корпусе.
Проблема № 4: паяльник не включается
В некоторых случаях инструмент не просто не нагревается, а вообще отказывается запускаться. Исправить это не помогают ни переключение регуляторов, ни проверка контактов жала.
Решение
Первым делом следует проверить напряжение в сети. Затем осмотрите и при необходимости прозвоните провод паяльника, чтобы выявить места повреждений. Чаще всего кабели перегибаются в районе вилки или на корпусе инструмента, так что начните осмотр именно оттуда.
Также стоит проверить работоспособность нагревательного элемента. Целесообразно проверить, вдруг он вышел из строя. Если это так, то паяльник временно перестанет работать и выполнять свои функции. В таком случае замените нагреватель или обновите намотку.