Умение смешивать бирюзовый цвет может быть полезным, когда отсутствует готовый краситель или имеется необходимость создать уникальный оттенок для художества или оформления пространства. Бирюзовый цвет используется для различных целей, однако нередко процессы смешения цветов оказываются менее экономичными, чем можно было бы ожидать.
Бирюзовый цвет – как получить при смешивании красок
Получение бирюзового цвета путем смешивания красок — это довольно простая задача. Бирюза определяется как сочетание голубого и зеленого цветов, она напоминает цвет морской волны и близка к циану. Существует несколько способов достижения бирюзового оттенка, выбор которых зависит от результатов, которые хочет достигнуть художник.
Бирюзовый цвет в природе, его значение
Бирюза — один из самых красивых оттенков, широко распространенных в природе. Этот цвет можно наблюдать в морских водах возле курортов, где вода в лагунах и оазисах имеет бирюзовое окрашивание. Разнообразные оттенки бирюзового также проявляются в утреннем небе. Следует отметить, что бирюзовый не входит в стандартные пятые оттенки радуги: его приходится создавать путем смешения других цветов.
Психологи рассматривают бирюзу как холодный и таинственный цвет, хотя многие связывают его с душевными беседами и теплотой общения с друзьями. В восточной культуре бирюзовый символизирует веру, исцеление и сострадание, а в европейской традиции он исторически воспринимался как талисман удачи.
Нетрадиционная медицина использует бирюзовый цвет в цветотерапии, утверждая, что этот оттенок полезен для глаз, укрепляет иммунную систему и снижает риски переутомления, депрессии и стресса. Считается, что этот цвет гармоничен и способен приносить спокойствие и чувство равновесия, а также способствует контролю над эмоциями.
Основные и дополнительные цвета
Специалистами выделяются три основных и три дополнительных цвета. При смешивании основных цветов можно получить множество других оттенков. На иллюстрации ниже изображены основные цвета, представленные в виде кругов, а дополнительные находятся на пересечении основных. Эта визуализация демонстрирует, как формируются дополнительные цвета путем смешения основных.
Хотя теоретически смешивание цветов может казаться простым, в практике результаты могут значительно отличаться от ожидаемых. Это связано с тем, что краски представляют собой определенную консистенцию, состоящую из связующих веществ и пигментов. Отсюда следует, что краски могут значительно различаться по характеристикам, исходя из их составов — масляные, акриловые, анилиновые и т.п. Если художник работает с красками одной марки, то результат будет более предсказуемым.
Необходимо также учитывать, что в смешивании красок с использованием света результат может оказаться непредсказуемым. Краски, в конечном итоге, отображают свет, таким образом, законы физики в данном случае действуют несколько иначе.
Как получить дополнительные цвета и их оттенки
Соединяя пары основных цветов, можно получить дополнительные цвета, такие как:
- Оранжевый цвет — результат смешивания красного и желтого.
- Фиолетовый цвет — создается путем соединения красного и синего.
- Зеленый цвет — получается при смешивании желтого и синего.
В большинстве случаев, для достижения классических оттенков, цвета смешивают в равных пропорциях. Неправильные пропорции могут привести к получению множества различных оттенков дополнительных цветов.
Следует учитывать, что смешивание красных и синих оттенков не всегда приводит к получению фиолетового цвета, так как в красный цвет часто входит желтый оттенок, что исключает его из категории основных. В этом случае стоит использовать розовый или пурпурный оттенок для получения фиолетового. Кроме того, смешивание розового и желтого вряд ли даст синий цвет. Поэтому лучше подходить к смешиванию экспериментально, начиная с малых объемов красок. Когда основной цвет будет найден, можно приступать к смешиванию в больших объемах.
Когда смешиваются дополнительные цвета с основными, из которых они были созданы, то можно добиться различных оттенков одного цвета. Здесь не получится создать новые цвета, поскольку будет изменяться только распределение основных цветов, в результате чего получаются комбинации оттенков одного цвета.
При добавлении отсутствующего цвета в дополнительные цвета может получиться коричневый оттенок, хотя манипуляции со светом могут порождать серые оттенки. Таким образом, для создания коричневого цвета достаточно соединить три основных цвета. Таким образом, можно добиться следующего:
Смешивание красок для получения нужного цвета
На практике довольно легко достичь желаемого результата, смешивая простые цвета. Когда определенный цвет получен, к нему могут добавляться ахроматические цвета для достижения нужного оттенка. Однако нужно помнить, что влажные цвета могут казаться более насыщенными, чем сухие, и это также важно учитывать. Именно поэтому определение нужного оттенка происходит не без пробного нанесения небольшого количества краски на поверхность — на стене или холсте — и ожидания высыхания, когда цвет проявляется в полной мере, поскольку он может стать светлее или темнее в зависимости от типа красок.
Получение оттенков красного цвета
Поскольку красный цвет является основным, его невозможно получить простым смешиванием других красок. Красный цвет формируется из природных пигментов. Глядя на смешивание красного с другими цветами, можно создать различные его оттенки.
В следующей таблице представлено, как смешивать краски для получения конкретных оттенков красного цвета.
Важно заметить, что сливовый оттенок трудно считать полученным непосредственно на основе красного цвета. Тем не менее, именно в красный цвет следует добавлять подходящие компоненты для его получения. Малиновый оттенок, который многие желают назвать красным, на самом деле образуется из синего. То есть, в этом процессе гармония смешения — весьма сложная задача.
Для получения бордового оттенка нужно смешивать синий, желтый и красный цвета. В результате соблюдения различных процентных соотношений разных красок можно создать множество оттенков. Более темные тона достигаются путем добавления коричневых или черных красок, тогда как яркие оттенки дают добавление красного цвета.
Получение зеленых оттенков
Зеленый цвет не классифицируется как основной, так как он получается путем смешивания желтого и синего красителей. Достижение базового зеленого цвета может быть непростым, так как даже небольшое несоответствие в пропорциях приводит исключительно к одному из множества его оттенков. Если же базовый зеленый цвет все-таки удается получить, объем красок такого цвета должен быть значительным для завершения всех необходимых работ.
Важно отметить, что в таблице в некоторых случаях зеленый цвет обозначен как основной, в то время как в других — желтый с примесью синего. Разница заключается в пропорциях рассматриваемых цветов: если желтый является основным, его доля должна быть более значительной.
В представленной таблице обсуждение мятного цвета отсутствует, хотя он весьма популярный. На самом деле, мятный цвет является просто осветленным оттенком бирюзового. Бирюзовый оттенок достигается путем смешивания синего и зеленого цветов, а дальнейшее добавление белого цвета к бирюзовым оттенкам позволяет получить множество градаций этого цвета. При добавлении к таким градациям различных оттенков в небольших количествах получается аналогичные оттенки, но с иным восприятием.
Правила смешения
Для получения бирюзового цвета, краски нужно смешать, комбинируя зеленый и голубой оттенки. В зависимости от необходимого тона, пропорции могут изменяться, и также может быть добавлен третий цвет для достижения нового оттенка.
При смешивании красок для получения бирюзового цвета следует соблюдать ряд правил:
- Чтобы получить классический бирюзовый цвет, смешать зеленый с голубым в пропорции 9:1. В этом случае, основным цветом становится голубой, и к нему постепенно добавляется зеленый до получения желаемого результата.
- При работе с красками, рекомендуется использовать зеленый краситель без примесей. Синий или голубой цвет добавляют постепенно каплями, следя за тем, чтобы синий цвет не превышал зелёный.
- Для осветления полученного оттенка, можно добавить белую краску.
- Чтобы затемнить тон, следует применять черную краску.
- Если необходимо сделать полученный цвет более холодным, добавление серой краски будет хорошим решением.
- Чтобы достичь новых тонов бирюзового, в пропорции не более 1:6 добавляют желтую или кремовую краску.
- Проверка полученного оттенка происходит путем нанесения смеси краски на бумагу или другую поверхность, после чего ожидается высыхание, чтобы цвет проявился полностью. При этом, он может стать светлее, бледнее или темнее в зависимости от типа красок. Необходимо следить за тем, чтобы мазок был однородным: в противном случае, краску следует еще раз тщательно перемешать.
Создание нового тона бирюзового цвета возможно при смешивании красок в различных пропорциях. Следуя рекомендациям, изложенным в таблице, можно добиться уникального цвета. Каждый художник может проявить творческий подход и варьировать цвета по собственному усмотрению.
Оттенок | Составляющие краски | Пропорция соответствия |
Светлый | голубой + зеленый + кремовый | 100:5:2 |
Пастельный | голубой + зеленый + белый | 100:10:5 |
Темный | циан + зеленый | 10:4 |
Яркий | зеленый + синий + белый | 10:5:1 |
Из основных цветов
Чтобы получить бирюзовый цвет, его необходимо смешивать из дополнительных цветов, так как зеленый и голубой являются результатом соединения синего, желтого и белого в различных пропорциях. Можно добиться бирюзового как из готовых цветов палитры, таких как зеленый и голубой, так и с помощью смешивания основных составляющих.
Если вы решите использовать второй способ, следуйте следующим шагам:
- Постепенно добавляйте желтую краску к синей до получения зеленого цвета нужной яркости.
- Отдельно смешайте белую и синюю краску, чтобы получить голубой оттенок, регулируя его с помощью добавления белого.
- К полученному голубому постепенно добавляйте зеленый, чтобы достичь желаемого оттенка бирюзового. При необходимости можно корректировать тон, добавляя желтый или белый цвет — белый сделает его светлее, желтый придаст дополнительные яркие ноты.
Также допускается смешивать разные краски, чтобы достичь нужного оттенка — будь то гуашь, акварель или акрил. В среде художников и декораторов нет строгих правил для смешивания цветов, чтобы получить желаемые оттенки бирюзового; каждый выбирает свой подход индивидуально.
Классический
Для создания классического либо яркого бирюзового цвета используется сочетание голубого с небольшим количеством зеленого (в пропорции 9:1).
Смешивание производится в следующем порядке:
- Подготовьте синюю и зеленую краски, бумагу, емкость с водой, кисти, а также белую палитру или поверхность. Учтите, что замешивание на палитре другого цвета может повлиять на итоговый оттенок.
- На палитру нанести зеленую краску в чистом виде, без примесей и вкраплений.
- Добавляйте синий цвет каплями, тщательно смешивая с зеленым до достижения однородности.
- Продолжайте добавлять синий до получения нужного оттенка, следя за тем, чтобы синего было меньше, чем зеленого.
- Как только нужный оттенок будет получен, протестируйте его, нанеся мазок на бумагу, и подождите высыхания, чтобы удостовериться, что цвет не изменился.
Тёмно-бирюзовый
Для получения темных оттенков бирюзового цвета, следуйте следующему порядку:
- Нанесите синий цвет на белую палитру или поверхность.
- Добавляйте зеленый краситель, тщательно перемешивая до достижения однородности, продолжая процесс до получения необходимого тона.
- Если требуется чуть осветлить оттенок или снизить насыщенность, добавляйте небольшими порциями белую краску и тщательно перемешивайте.
- Для затемнения тона, смешивайте полученную краску с черным цветом, добавляя его в малом количестве.
Объём каждого компонента может варьироваться в зависимости от желаемого оттенка темно-бирюзового.
Пропорции цветов
Несмотря на отсутствие бирюзового в базовой палитре, его популярность остаётся очень высокой, и мастера создали приблизительные рецепты для получения различных оттенков.
Чтобы получить нежно-бирюзовый цвет, смешайте 100 частей голубого с 10 частями зеленого и добавьте 5 частей белого пигмента. Уменьшая количество зеленого до 5 частей и белого до 2, можно получить светло-бирюзовый оттенок.
Темная версия морского цвета достигается из 100 частей зеленого, 50 частей синего и 10 частей белого.
Сравнения яркости темно-бирюзового делают путем смешивания 100 частей цианового с 40 частями зеленого. Не бойтесь экспериментировать — вы будете приятно удивлены результатом!
Акварель
При использовании акварели, для насыщенности берут по одной капле изумрудного, желтого и голубого цветов для получения нужной точности. Для начинающих художников оптимальным вариантом станет акварель — она податлива и проста в манипуляциях. Чаще всего акварель доступна в тюбиках, при этом желтая краска прекрасно справляется с достижением бледных оттенков.
Чтобы создать приглушенный бирюзовый цвет, стоит добавить немного белого к смеси голубого и зеленого. Использование теплого кремового оттенка идеально подходит для художественной интерпретации моря, касающегося лазурного берега.
Интересный выбор для космической тематики может включать использование более светлого кремового оттенка в сочетании с голубым пигментом зеленой направленности (допускается применения различных ультрамариновых, лазурных или кобальтовых вариантов).
Гид рекомендует: Смешение красного и зеленого: что может получиться?
Красящие пигменты часто содержат незначительное количество других оттенков, что делает возможным их комбинирование с разнообразными цветами.
Насыщенный оттенок
При смешивании двух основных цветов можно использовать оптимальный прием: создать голубую краску с добавлением зеленого пигмента.
Не существует идеальных чистых основ для смешивания. Например, считается, что синее в сочетании с желтым становится зеленым, а с красным — фиолетовым. В реальности границы оттенков размыты: основной цвет может склоняться к зеленому или красному из-за несовершенной химической прозрачности конкретных пигментов.
Для получения наиболее глубокого оттенка бирюзового применяйте смесь указанных голубого и зеленого цветов.
- Нанесите каплю циановой краски (сине-зеленого оттенка) на палитру.
- Рядом с циановой добавьте немного зеленого пигмента. Если зеленого цвета нет, его можно создать самостоятельно, смешав желтый и синий в равных пропорциях на чистой, сухой поверхности.
- Для бирюзового цвета смешайте голубой и изумрудный в пропорциях 2:1. Возможны небольшие отклонения в соотношениях, однако в первоначальном эксперименте лучше придерживаться указанного соотношения. Увеличив количество зеленого, оттенок сместится к цвету морской волны — уменьшив, в бирюзовом будет заметен синий.
Особенности смешивания цветов (1 видео)
Богатство бирюзовых оттенков (42 фото)
Часть лампы на фоне полосатых обоев