Когда данное устройство разряжает батарею низкой емкости, она разряжается раньше, чем другие батареи могут обеспечить питание. Происходит глубокая разрядка, которая приводит к сульфированию пластин и быстрому разрушению батареи.
Последовательное и параллельное подключение аккумуляторных батарей
Батарейные элементы часто не используются по отдельности. Вместо этого их комбинируют тем или иным способом для получения новых свойств источника энергии.
В силу химических и физических законов отдельный элемент батареи не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к питанию потребителей. Эту проблему можно обойти, соединив батареи параллельно или последовательно.
Увеличение напряжения
Отдельный элемент батареи вырабатывает напряжение, которое определяется электрохимическими реакциями, происходящими в нем во время зарядки или разрядки. Для наиболее распространенных типов аккумуляторов выходное напряжение определяется при полной зарядке:
- Литий-ионный – 3,7 вольт.
- Никель-кадмиевый – 1,38 вольт.
- Свинцово-кислотный – 2,1 вольт.
- Никель-металлогидридный – 1,25 вольт.
Во многих случаях этого недостаточно для нормальной работы от сети. Например, мотоциклам для нормальной работы требуется напряжение не менее 6 вольт, а автомобилям — 12, а иногда и 24 вольта. Один элемент не может обеспечить такое напряжение. Поэтому для увеличения мощности элементы соединяются последовательно.
Увеличение емкости
Если не учитывать влияние внешних факторов (температура и т.д.), то определяется мощность одного элемента:
- удельной емкостью (зависит от технологии изготовления);
- размерами АКБ.
Часто бывает удобнее получить требуемую мощность из многих небольших элементов, чем из одной большой емкости. Например, желательно использовать сосуды стандартных размеров. Для этого их следует соединить параллельно. Таким образом, их емкость суммируется.
Схемы подключения
При различных типах подключения клеммы емкостей соединяются по-разному.
Последовательное
В гирляндной цепи батареи соединены между собой разными клеммами. Положительная клемма одной батареи соединяется с отрицательной клеммой другой, отрицательная клемма — с положительной клеммой третьей. Таким образом, можно соединить любое количество элементов для получения необходимого напряжения, которое снимается со свободных клемм концевых разъемов. Емкость цепи соответствует емкости стакана.
Параллельное
При параллельном соединении плюсовые полюса всех элементов и все минусовые полюса соединены друг с другом. Ток снимается с положительного и отрицательного выводов в соответствующей точке. Напряжение сборки равно напряжению стакана (поэтому используйте элементы одного типа с одинаковым выходным напряжением), а емкость равна сумме всех емкостей.
Комбинированное
В случаях, когда необходимо одновременно увеличить и емкость, и напряжение, используется смешанное (комбинированное) расположение элементов. Сначала производится параллельное соединение для достижения требуемой емкости. Затем эти элементы соединяются последовательно для достижения необходимого напряжения батареи.
Пример соединение АКБ 18650
Примером параллельного и последовательного соединения аккумуляторов 18650 является соединение элементов в батарее ноутбука. Выходное напряжение одной литий-ионной батареи составляет 3,7 вольта, что недостаточно для питания многих компьютеров. Наибольшая емкость одного литий-ионного элемента 18650, которая может быть достигнута при сегодняшней технологии, составляет 4500 мА*ч (15000 мА*ч или даже 30000 мА*ч, измеренные в элементах от неизвестных производителей из Юго-Восточной Азии, не следует воспринимать всерьез).
Для продления срока службы батареи ноутбука за счет увеличения емкости также используется параллельная замена батарей. Таким образом достигается оптимальное напряжение и емкость в разумном диапазоне массогабаритных показателей.
Соединение аккумуляторов
Если используется несколько батарей, их можно подключать независимо друг от друга с помощью батарейных переключателей, но можно также подключать их последовательно или параллельно.
При последовательном соединении положительная клемма одной батареи подключается к отрицательной клемме другой, а нагрузка подключается к свободным положительной и отрицательной клеммам. Общая емкость последовательно соединенных батарей не изменяется, а выходное напряжение увеличивается. Например, емкость батареи, состоящей из двух последовательно соединенных 12-вольтовых батарей емкостью 100 Ач каждая, остается равной 100 Ач, а напряжение увеличивается до 24 вольт.
Никогда не подключайте последовательно 12-вольтовые батареи к 12-вольтовой системе питания — высокое напряжение повредит оборудование.
При параллельном подключении положительная клемма одной батареи соединяется с положительной клеммой другой батареи, затем отрицательные клеммы соединяются вместе и подключаются к нагрузке. При параллельном подключении емкость батареи не изменяется, а емкость равна сумме емкостей подключенных батарей.
Последовательно-параллельное соединение используется, когда требуется батарея с большой емкостью, но вес отдельных батарей слишком велик. В 12-вольтовых электрических системах две 6-вольтовые батареи сначала соединяются последовательно, чтобы получить 12 вольт. Затем полученная батарея соединяется параллельно с двумя другими 6-вольтовыми батареями, соединенными таким же образом. Первое соединение увеличивает напряжение, второе — емкость батареи.
Параллельное соединение нескольких батарей большой емкости вместо нескольких маленьких батарей
При параллельном соединении предполагается, что вышедший из строя элемент батареи может разрядить другие батареи, а небольшие токи, циркулирующие между батареями, увеличивают саморазряд. По этой причине иногда рекомендуется соединять 12-вольтовую батарею последовательно с 6-вольтовыми батареями большой емкости. А если они оказываются слишком тяжелыми, последовательно соединяют шесть 2-вольтовых батарей.
При параллельном соединении, однако, выход из строя одного элемента не приводит к выходу из строя всей батареи. С помощью контрольных устройств можно обнаружить и удалить неисправную батарею. Емкость батареи снижается, но батареи продолжают работать.
Однако если один из компонентов последовательно соединенной батареи выходит из строя, напряжение в системе после удаления неисправной батареи снизится на 6 или 2 вольта (в зависимости от того, какие батареи входят в состав батареи).
Рекомендации по созданию аккумуляторных батарей
- При последовательном и параллельном соединении все аккумуляторы должны быть одного типа, возраста и иметь одного производителя. Емкость аккумуляторов при последовательном подключении должна быть одинаковой, параллельно можно соединять между собой аккумуляторы разной емкости.
- Если при последовательном подключении, один аккумулятор выходит из строя, в батарее необходимо менять все аккумуляторы. Если один аккумулятор выходит из строя при параллельном подключении, его удаляют, а оставшиеся используют до тех пор, пока они не выработают свой ресурс. После этого аккумуляторы заменяют.
Чтобы предотвратить преждевременное старение, избегайте нагрева батарей. Повышение температуры на 6°C выше 20°C сокращает срок службы вдвое. Поместите батареи в хорошо проветриваемое, прохладное место и оставьте между батареями воздух, чтобы способствовать рассеиванию тепла.
- Не увеличивайте емкость батареи с помощью аккумуляторов, установленных в другом помещении. Аккумуляторы, расположенные в разных местах, будут работать при различной температуре окружающего воздуха, а их разряд и зарядка будут происходить неравномерно. Это еще больше увеличит разницу температур и приведет к преждевременному старению и выходу батареи из строя. Если аккумуляторы заряжаются или разряжаются высоким током может произойти термический разгон и взрыв.
- Если ток заряда или разряда аккумуляторов в течение продолжительного времени составляет 200 А при напряжении 12 В (100 А при 24 В), выделяется значительное количество тепла. Чтобы его рассеять, используйте принудительную вентиляцию. Для этого во входной воздушный патрубок батарейного отсека установите пожаробезопасный вентилятор. Вентилятор на входе уменьшает риск воспламенения водорода, выделяемого аккумуляторами. (Некоторые стандарты требуют принудительной вентиляции воздуха в любое время, когда аккумуляторы подключены к зарядному устройству с выходной мощностью более 2 кВт, то есть 167 ампер при 12 вольтах или 83 амперах при 24 вольтах).
- Регулятор напряжения любого мощного зарядного устройства должен иметь датчик температуры, который уменьшает напряжение зарядки при нагреве аккумуляторов
- Аккумуляторные батареи большой емкости с высоким током заряда и разряда устанавливают в жилых отсеках только в герметичных емкостях с вентиляцией, выведенной наружу.
Способы параллельного соединения
Существует несколько способов параллельного подключения батарей
Способ 1
Устройство подключается к положительной и отрицательной клеммам внешней батареи.
Аккумуляторы обычно соединяются медным проводом сечением 35 мм2 с удельным сопротивлением около 0,0006 Ом на метр. Таким образом, сопротивление кабеля длиной 20 см между батареями составляет 0,00012 Ом. Это очень мало, но если добавить по 0,0002 Ом на каждое соединение (клемма на кабеле, клемма на аккумуляторе и т.д.), то сопротивление увеличится до 0,0015 Ом.
Если нагрузка равномерно распределена между батареями, то при потреблении тока в 100 ампер каждая из четырех батарей будет выдавать 25 ампер. Однако в этой цепи самая нижняя батарея выдает наибольший ток, а ток каждой последующей батареи постепенно уменьшается.
Это происходит потому, что ток от самой нижней батареи не встречает никакого сопротивления, кроме сопротивления кабеля, идущего к нагрузке. Ток от второй батареи вниз также протекает через два соединительных провода, от второй батареи вниз — через четыре, а от верхней батареи — через шесть. Поэтому вклад верхнего аккумулятора в общий ток намного меньше, чем нижнего.
При зарядке происходит то же самое — нижний аккумулятор заряжается большим током, чем верхний. Условия его эксплуатации более жесткие, и он быстрее выходит из строя.
Расчеты показывают, что при внутреннем сопротивлении аккумулятора 0,02 Ом, сопротивлении клемм 0,0015 Ом и нагрузке 100 ампер распределение тока между аккумуляторами выглядит следующим образом:
Нижний аккумулятор — 35,9 ампер.
Вторая снизу батарея — 26,2 ампера.
Третья батарея снизу — 20,4 ампера.
Верхняя батарея — 17,8 ампера.
Таким образом, нижняя батарея потребляет в два раза больше тока, чем верхняя. Однако двойная зарядка нижней батареи не означает, что она работает в два раза дольше. Когда нижняя батарея разряжается, заряд распределяется между тремя другими батареями. Недостатком такого соединения является то, что батарея в целом работает с большим дисбалансом и стареет гораздо быстрее, чем при правильной балансировке.
Способ 2
При втором способе подключение батарей остается прежним, но нагрузка подключается к разным батареям. Распределение тока в модифицированной батарее с нагрузкой 100 ампер выглядит следующим образом:
Нижняя батарея — 26,7 ампера.
Вторая батарея снизу — 23,2 ампера.
Третья батарея снизу — 23,2 ампера.
Верхняя батарея — 26,7 ампера.
Улучшение по сравнению с первым методом значительное, и батареи гораздо ближе к правильному балансу.
Способ 3
Чем точнее тяговые батареи и чем меньше их внутреннее сопротивление, тем важнее точный баланс. Для оптимального баланса количество соединений между каждой батареей и нагрузкой должно быть примерно одинаковым
При первом способе подключения ток течет от нижней батареи к нагрузке без дополнительных соединений. Верхняя батарея имеет 6 соединений. Во втором способе количество соединений для верхней и нижней батарей уменьшено до 3.
Меры предосторожности при подключении
При всех способах подключения аккумуляторов необходимо соблюдать определенные меры предосторожности:
- соблюдать меры безопасности по эксплуатации электроустановок для исключения поражения электрическим током (главное — не создавать цепи прохождения тока через тело человека):
- соблюдать полярность подключения;
- не создавать коротких замыканий;
- при сборке батарей отключать от них нагрузку;
- подсоединение зарядного устройства к АКБ осуществлять тогда, когда оно отключено от сети;
- работы проводить в соответствующей изолирующей одежде и обуви, без металлических предметов, которые могут упасть и замкнуть контакты;
- не касаться руками клемм АКБ, в особенности двумя руками на разных полюсах (это очень опасно на мощных батареях с высоким напряжением);
- использовать специальный инструмент с изолированными частями;
- не проводить работы при плохом состоянии здоровья;
- учитывать токи, проходящие через сборную батарею и нагрузку и использовать подходящие по сечению проводники;
- при соединении элементов в одну батарею обеспечивать надежный и изолированный от внешних воздействий контакт;
- обеспечивать надежную защиту сборных батарей от коротких замыканий и попадания влаги;
- использовать аккумуляторы с одинаковыми характеристиками и степенью износа;
- внимательно проверять собранную батарею на наличие ошибок коммутации.
К чему могут привести ошибки при соединении АКБ
Во избежание ошибок при подключении аккумуляторов рекомендуется использовать специальные разъемы, исключающие ошибки коммутации, например, Т-образные адаптеры. При неправильном подключении аккумуляторов к сборке могут быть допущены ошибки, которые могут привести к очень серьезным последствиям:
- при параллельном соединении образуется короткозамкнутый контур, в результате чего в аккумуляторах будет происходить бурная химическая реакция, которая очень быстро приведет к вытеканию электролита, деформации корпуса, возгоранию или даже взрыву;
- при последовательном соединении с неправильной полярностью контур разомкнут, но при подключении нагрузки может появиться обратный ток через неверно подключенный элемент, что выведет его из строя;
- при длительном коротком замыкании одного или нескольких аккумуляторов неизбежно возгорание изоляции, расплавление проводников, бурная реакция внутри АКБ, вытекание электролита, деформация корпуса, возгорание или взрыв;
- при краткосрочном коротком замыкании контактов батарея останется работоспособной, но может произойти ухудшение состояния электродов внутри батареи, уменьшение емкости;
- при использовании проводников, не рассчитанных на рабочие токи, они будут перегреваться, оплавится их изоляция, что может привести к короткому замыканию и вытекающим отсюда последствиям.
У вас остались вопросы или вы хотите что-то добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это сделает материал более полным и точным.
Схема подключения двух аккумуляторов
Две батареи могут быть соединены последовательно или параллельно. В первом случае, если вы соедините две 12-вольтовые батареи, на выходе вы получите 24 вольта, и это напряжение типично для грузовиков и тяжелой техники, где автомобильная сеть рассчитана на такое напряжение.
Параллельное соединение необходимо для увеличения емкости двух батарей на 12-вольтовом выходе. Оно используется, когда необходимо увеличить емкость для поддержания работоспособности электрооборудования машины.
Теперь перейдем к самому важному моменту. Предположим, что у нас есть достаточно мощный генератор переменного тока, который может заряжать две батареи, соединенные параллельно. Однако все потребители автомобиля подключены к основной батарее, которая разряжается быстрее. А вспомогательная батарея отдает свой ток через основную батарею и тратит часть энергии на ее зарядку.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем установить переключатель или буферный диод в цепи двух батарей. В такой системе дополнительное электрооборудование подключается ко второй батарее, а переключатель вручную или автоматически выбирает, какую батарею использовать в том или ином случае и на какую подавать зарядное напряжение генератора.
В результате фактически получаются две автономные системы, заряжаемые от общего генератора. Одна батарея обслуживает вспомогательное оборудование, другая — бортовую сеть. При желании это можно контролировать путем перераспределения мощности.
Особенности эксплуатации
Установка вспомогательной батареи накладывает на владельца автомобиля определенную ответственность за надлежащий уход за этой цепью. Поскольку длина кабелей основной и вспомогательной батарей различна, состояние заряда также будет разным. Необходимо регулярно проверять состояние заряда каждой батареи в отдельности (предварительно разомкнув цепь) и проводить выравнивание напряжения, если разница в напряжении между основной и вспомогательной батареей составляет 0,1 вольт.
Звучит страшно, но на самом деле все очень просто: раз в полгода размыкаем цепь, мультиметром измеряем напряжение на обеих батареях: например — 12,7 вольт на первой батарее и 12,5 вольт на второй. Это означает, что необходимо использовать постоянное зарядное устройство, низкого тока (2-3А), и заряжать каждый аккумулятор отдельно.
Установка второй батареи имеет смысл только в том случае, если у вас действительно мощное, серьезное дополнительное электрооборудование. Однако зачастую достаточно установить более мощную батарею на штатное место или заменить ее на другой тип, например, на батарею с технологией EFB или AGM, и проблема решается сразу и с небольшими затратами.
Какие виды соединения существуют
Батареи часто используются последовательно и параллельно. Существует также третий тип — комбинированный или последовательно-параллельный.
Способы параллельного соединения
Существует несколько способов параллельного подключения батарей
Способ 1
Устройство подключается к положительной и отрицательной клеммам внешней батареи.
Аккумуляторы обычно соединяются медным проводом сечением 35 мм2 с удельным сопротивлением около 0,0006 Ом на метр. Таким образом, сопротивление кабеля длиной 20 см между батареями составляет 0,00012 Ом. Это очень мало, но если добавить по 0,0002 Ом на каждое соединение (клемма на кабеле, клемма на аккумуляторе и т.д.), то сопротивление увеличится до 0,0015 Ом.
Если нагрузка равномерно распределена между батареями, то при потреблении тока в 100 ампер каждая из четырех батарей будет выдавать 25 ампер. Однако в этой цепи самая нижняя батарея выдает наибольший ток, а ток каждой последующей батареи постепенно уменьшается.
Читайте также: Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (своими руками): Тиристорная схема, с регулятором тока
Это происходит потому, что ток от самой нижней батареи не встречает никакого сопротивления, кроме сопротивления кабеля, идущего к нагрузке. Ток от второй батареи вниз также протекает через два соединительных провода, от второй батареи вниз — через четыре, а от верхней батареи — через шесть. Поэтому вклад верхнего аккумулятора в общий ток намного меньше, чем нижнего.
Два способа подключения нагрузки к батарее аккумуляторов, соединенных параллельно. Слева — неправильный способ. Справа — правильный способ.
При зарядке происходит то же самое — нижний аккумулятор заряжается большим током, чем верхний. Условия его эксплуатации более жесткие, и он быстрее выходит из строя.
Расчеты показывают, что при внутреннем сопротивлении аккумулятора 0,02 Ом, сопротивлении клемм 0,0015 Ом и нагрузке 100 ампер распределение тока между аккумуляторами выглядит следующим образом:
- Нижний аккумулятор — 35,9 ампер.
- Вторая снизу батарея — 26,2 ампера.
- Третья батарея снизу — 20,4 ампера.
- Верхняя батарея — 17,8 ампера.
Таким образом, нижняя батарея потребляет в два раза больше тока, чем верхняя. Однако двойная зарядка нижней батареи не означает, что она работает в два раза дольше. Когда нижняя батарея разряжается, заряд распределяется между тремя другими батареями. Недостатком такого соединения является то, что батарея в целом работает с большим дисбалансом и стареет гораздо быстрее, чем при правильной балансировке.
Способ 2
При втором способе подключение батарей остается прежним, но нагрузка подключается к разным батареям. Распределение тока в модифицированной батарее с нагрузкой 100 ампер выглядит следующим образом:
Нижняя батарея — 26,7 ампера.
Вторая батарея снизу — 23,2 ампера.
Третья батарея снизу — 23,2 ампера.
Верхняя батарея — 26,7 ампера.
Улучшение по сравнению с первым методом значительное, и батареи гораздо ближе к правильному балансу.
Способ 3
Чем точнее тяговые батареи и чем меньше их внутреннее сопротивление, тем важнее точный баланс. Для оптимального баланса количество соединений между каждой батареей и нагрузкой должно быть примерно одинаковым
Проверка работоспособности системы
Сначала проверьте, что батареи целые, без трещин, ржавчины и остатков окислов. Провода на клеммах должны быть надежно закреплены. Если все в порядке, можно проверить напряжение и силу тока.
- Проверка падения напряжения при подключении нагрузки. К системе подключается нагрузка определенной величины и измеряется падение напряжения мультиметром или вольтметром. Можно провести проверку несколько раз, делая паузы между измерениями, чтобы дать заряду восстановиться. Полученные данные нужно сравнить с параметрами используемого типа батареи с учетом величины нагрузки.
- Измерение напряжения без нагрузки. У разных типов акб свои значения напряжения разомкнутой цепи. Например у свинцово-кислотного это 12,6 В.
- Использование нагрузочной вилки. Если в течение 5-10 секунд напряжение незначительно возрастает или стабильно, то система исправна.
- Проверка с помощью специальных анализаторов и тестеров. Можно быстро замерять напряжение и определять емкость с помощью приборов-тестеров, например, Кулон, PITE, Fluke, Vencon.
- Полная разрядка / зарядка. Это, пожалуй, самый достоверный способ. С помощью специальных устройств (УКРЗ) выполняется глубокая разрядка, а затем полная зарядка с непрерывным контролем емкости. Однако этот метод очень долгий, он может занимать от 15 часов до суток и более.
СОВЕТ: Если вы работаете со свинцово-кислотными аккумуляторами, обратите внимание на электролит: его уровень должен быть на несколько мм выше свинцовых пластин, а плотность — от 1,23 до 1,31 г/см3 (ее можно измерить анемометром). Изменение цвета на коричневый может быть связано с износом пластин.
И наконец, несколько советов по подключению аккумуляторов 18650.
- лучше брать батареи фирм Panasonic, LG, Samsung или Sanyo;
- никелевые полосы лучше, чем никелированные металлические;
- аккумуляторы ни в коем случае нельзя перегревать, поэтому используйте точечную сварку, либо быструю пайку;
- перед единением выравняйте напряжение на батареях с помощью зарядного устройства;
- поставьте на сборку плату BMS.
Читайте также. Что лучше?
Важно знать
Можно ли и как правильно соединять обычные батарейки
Обычные батарейки можно соединять последовательно. Такое соединение используется во многих бытовых электроприборах, таких как пульты дистанционного управления, детские игрушки и радиоприемники.
Параллельное соединение батареек не рекомендуется, потому что невозможно найти две батарейки с одинаковым напряжением. Между полюсами возникнет разность потенциалов и паразитный ток, который разрядит одну из батарей. При последовательном соединении батарей одна из них будет заряжать другую, но зарядка батарей невозможна.
К чему могут привести ошибки при соединении АКБ
Во избежание ошибок при подключении аккумуляторов рекомендуется использовать специальные разъемы, исключающие ошибки коммутации, например, Т-образные адаптеры. При неправильном подключении аккумуляторов к сборке могут быть допущены ошибки, которые могут привести к очень серьезным последствиям:
- при параллельном соединении образуется короткозамкнутый контур, в результате чего в аккумуляторах будет происходить бурная химическая реакция, которая очень быстро приведет к вытеканию электролита, деформации корпуса, возгоранию или даже взрыву;
- при последовательном соединении с неправильной полярностью контур разомкнут, но при подключении нагрузки может появиться обратный ток через неверно подключенный элемент, что выведет его из строя;
- при длительном коротком замыкании одного или нескольких аккумуляторов неизбежно возгорание изоляции, расплавление проводников, бурная реакция внутри АКБ, вытекание электролита, деформация корпуса, возгорание или взрыв;
- при краткосрочном коротком замыкании контактов батарея останется работоспособной, но может произойти ухудшение состояния электродов внутри батареи, уменьшение емкости;
- при использовании проводников, не рассчитанных на рабочие токи, они будут перегреваться, оплавится их изоляция, что может привести к короткому замыканию и вытекающим отсюда последствиям.
Как соединить литиевые батарейки?
Для сборки узла литиевой батареи можно использовать сварку:
- пайку;
- соединительные коробки;
- неодимовые магниты;
- точечную сварку.
Сварка очень редко используется при заводской сборке, поскольку литиевый элемент разрушается под воздействием тепла и теряет часть своей емкости. С другой стороны, пайка — лучший способ соединения аккумулятора в домашних условиях, так как даже минимальное сопротивление на клеммах значительно снижает общее напряжение на общих клеммах. Следует использовать 100-ваттный паяльник и не прикасаться к литиевым батареям более чем на две секунды.
Сильные редкоземельные магниты покрыты слоем никеля или цинка для предотвращения окисления. Эти магниты обеспечивают отличный контакт между батареями. Если вы хотите припаять провод к магниту, помните о температуре Кюри, выше которой любой магнит превращается в камешки. Примерная допустимая температура для магнитов составляет 300 °C.
Использование соединительной коробки для батарей является большим преимуществом, поскольку она облегчает регулировку напряжения батарей или замену поврежденного компонента.