Эта добавка придаёт составу молочный цвет и непрозрачную текстуру. В результате готовое изделие, изготовленное из эпоксидной смолы, напоминает лунный камень или опал. Мелкодисперсный порошок не имеет запаха и способствует увеличению вязкости смеси, не вступая в реакцию с самой смолой. Рекомендуется не добавлять в смесь более 5% данного диффузанта.
Красители и пигменты для изделий из эпоксидной смолы
Эпоксидная смола – это уникальный материал, который позволяет создавать прекрасные декоративные изделия. Сувенирные тарелки, столешницы, бижутерия и ювелирные изделия – это лишь небольшая часть того, что можно изготовить с помощью заливочных компаундов. При их создании привлекаются красители и пигменты, имитирующие разнообразные текстуры, а также цвета с переходами и переливами. В нашем каталоге подставок из смолы представлены разные варианты использования красителей и пигментов, предложенные нашими мастерами.
Эпоксидная смола, по своей природе, является прозрачным материалом. Она широко применяется в производстве декоративных изделий, и для этих целей необходимо выбирать что-то нестандартное, яркое и привлекательное. Колеры помогают придать эпоксидному раствору определённый оттенок. Существует множество вариантов: одни подчеркивают благородство прозрачной текстуры, другие акцентируют внимание на роскоши металлизированных оттенков, такие как золото, а третьи радуют глаз блеском глиттера.
Главная задача красителей – добиться определенных художественных эффектов. Все они эффективно смешиваются с материалом, придавая поверхности интересный внешний вид. Такой вопрос: какой краситель выбрать для эпоксидной смолы? В следующих разделах мы расскажем о самых популярных вариантах.
Спиртовые чернила
Алкогольные чернила – это уникальный способ создать абстрактные рисунки на эпоксидной смоле, даже без наличия художественных навыков. Они представляют собой красители на спиртовой основе с добавками. После их нанесения на поверхность, спирт испаряется, а цветные разводы остаются на месте. К числу преимуществ алкочернил можно отнести:
- бодрствующее время высыхания и хорошее схватывание с поверхностью,
- отличная адгезия с сохраняемым эффектом,
- высокая светоустойчивость,
- простота в смешивании различных типов чернил для получения нужного оттенка.
Из-за высокой спиртовой концентрации к чернилам нужно дополнительно приобретать разбавители, которые также помогут получить менее насыщенные оттенки. Разновидности алкочернил прекрасно смешиваются друг с другом, что особенно полезно для получения новых цветовых решений.
Прозрачные тонеры
Использование прозрачных тонеров позволяет достичь разнообразных по насыщенности оттенков, при этом смола остаётся прозрачной, не теряя своей текучести. Обычно такие тонеры применяются для имитации воды или стеклянных поверхностей: даже через толстый слой заливки предмет остаётся хорошо видимым. При помощи тонеров иногда создаётся верхний цветной слой, а при смешивании можно создавать новые, интересные оттенки. Рекомендуется использовать прозрачный краситель не более 5% от общего объёма раствора.
Самое важное правило при использовании прозрачных тонеров – это равномерность заливки. В противном случае поверхность может стать пятнистой: где-то цветной слой будет более толстым, а где-то – тонким, что будет создавать различия в насыщенности готового изделия. Избыточное количество тонера может негативно повлиять на физико-механические свойства изделия: смола просто не достигнет необходимой твёрдости и будет напоминать по своей текстуре резину.
Светящиеся красители
Аксессуары из эпоксидной смолы, которые светятся в темноте, выглядят стильно и оригинально. Нужный оттенок таким изделиям придаёт пигментированный колер, в который добавляется флуоресцентный порошок. Именно этот порошок отвечает за свечение в темноте, поскольку он накапливает естественный свет в течение дня.
Фосфоресцентные
В состав этих красителей входит фосфор. Фосфоресцентный колер используется в тех случаях, когда надо осветить определённые элементы изделия.
Какие пигменты подходят для эпоксидной смолы?
Одной из ключевых особенностей пигментов является их стойкость к растворению в воде. Они представлены в множестве эффектов, что позволяет достичь любого интересного решения – от глянцевой поверхности с блестками до металлика и рисунков, которые будут светиться в темноте.
Пигменты могут быть как тонущими, так и всплывающими, что открывает возможности для создания потрясающих эффектов, таких как трещины или полноценные многослойные фигуры. Эти добавки абсолютно безопасны в использовании, они способствуют созданию глубокого блеска, не теряя своих качеств с течением времени и обладая устойчивостью к температурным перепадам и воздействию света. В следующих разделах мы расскажем о подходящих пигментах для эпоксидной смолы.
Одноцветные пасты
За счёт высокой концентрации одноцветная паста легко перекрывает любые другие цвета, к тому же она экономично расходуется. Основная задача этого состава – окрашивание изделия в один насыщенный и равномерный цвет с созданием реалистичных волн и наплывов. Причём чем больше пигмента вы добавите, тем более интенсивным получится оттенок. Однако не следует добавлять более 15% состава от общего объёма смеси. Пигмент легко перемешивается, обеспечивая однородную консистенцию без комочков.
Всплывающие пигменты
Что может быть прекраснее подставки или столешницы с эффектом благородного металла, как золото или серебро? Это достигается с помощью пигмента, содержащего порошок из истинных металлов. Декоративная добавка создаёт на поверхности тонкий слой. Если вмешивать её принудительно, то часть всплывающего пигмента останется в толще раствора, а часть станет плавать на поверхности. Цвет будет выглядеть свежо, сверкая разводами и переливами.
С эффектом металлик
Если вы хотите достичь эффекта мягкого равномерного блеска, используют металлизированный пигмент. Этот пигмент придаёт смоле блеск, характерный для меди, серебра или золота. В процессе заливки пигмент тонет, но остаётся хорошо заметным на фоне глубины и даже переливается на свету. При сочетании двух эффектов – металлик и перламутр – на поверхности изделия образуется красивый эффект дыма. Колер обладает мелкодисперсной текстурой и расходуется экономично.
Популярные разновидности пигмента с эффектом металлик – это золото и серебро. Первый вариант сам по себе выглядит благородно, в то время как второй придаёт поверхности характерное серебристое сверкание.
С эффектом перламутра
Нежный и загадочный пигмент равномерно распределяется в эпоксидной смеси, а при освещении проявляются тончайшие переливы оттенков. Мастера используют это вещество для создания трехмерных изображений и многослойных рисунков внутри смолы. Пигментная пудра представлена в большом разнообразии оттенков, а эффект перламутра достигается благодаря включению натуральной слюды в её состав.
Хамелеоны
Точный цвет этого пигмента трудно определить, поскольку он переливается несколькими цветами. Благодаря насыщенности, создаются уникальные поверхности для изделий из смолы, особенно при использовании темных покрытий – на них переливы видны особенно ясно. Каждый сможет увидеть собственный цвет в зависимости от направления света, падающего на изделие. Разрешается смешивать пигмент с другими, и даже рекомендуется, особенно для тех, кто стремится к нестандартным решениям.
Глиттеры
Глиттеры – это великолепное дополнение к эпоксидному раствору, придающее готовому изделию бриллиантовый блеск. Это блестящие частицы пленки разных цветов, размеров и форм. Пигмент можно наносить кисточкой или выдавливать тонкой струйкой для создания орнамента на поверхности. В результате можно достичь различных эффектов.
Всё о красителях для эпоксидной смолы
Перед тем как вести процесс окрашивания эпоксидной смолой, необходимо выбрать соответствующий краситель. Существует множество видов красителей для эпоксидной смолы, каждый из которых имеет свои уникальные свойства и области применения. Рассмотрим несколько из них более подробно.
Одноцветные пигментные пасты
Одноцветные пигментные пасты – это наиболее распространённый тип красителей для эпоксидной смолы. Эти красители обладают плотной консистенцией, которая не разбавляется водой, а добавляется непосредственно в смесь эпоксидной смолы и отвердителя. Их также можно использовать для окрашивания полиэфирных смол. Цветовая палитра на платформе Eliqua включает множество вариантов: белый, чёрный, коричневый, красный, синий и многие другие.
Прозрачные тонеры
Прозрачные тонеры применяются в тех случаях, когда нужно придать эпоксидной смоле прозрачный оттенок. Их добавляют так же, как и одноцветные пасты. Однако прозрачные тонеры не могут обеспечить яркого или насыщенного цвета — они всегда будут иметь более пастельный оттенок.
Всплывающие пигменты
Всплывающие пигменты создают эффект горящего огня или вспышки. Они достаточно сложны в использовании и требуют определённого опыта работы с эпоксидной смолой. Эти пигменты необходимо добавлять в разумных пределах и не распылять по всей поверхности.
Флуоресцентные (неоновые) красители
Флуоресцентные красители предлагают насыщенные яркие оттенки и светятся под воздействием ультрафиолета. Чтобы сделать эпоксидную смолу более яркой, их нужно добавлять небольшими дозами.
Составы с люминофором (Glow in the dark)
Составы с люминофором способны создавать светящийся эффект в темноте. Они содержат элементы фосфора и люминофора, которые заставляют смолу светиться.
Матирующие красители
Матирующие красители используются для создания эффекта матовости. Они обеспечивают текстуру, придающую эпоксидной смоле глубину и уменьшающую блеск.
С эффектом металлика
Красители с эффектом металлика придают смоле металлический блеск. Их можно сочетать с другими красителями для создания разнообразных оттенков.
Пигмент с эффектом перламутра
Этот тип пигмента создаёт эффект перламутра, что придаёт смоле блеск и игривость.
Пигменты-хамелеоны
Пигменты-хамелеоны придают эпоксидной смоле различные оттенки в зависимости от угла освещения.
Глиттеры
Глиттеры представляют собой мелкие блестки, которые добавляются в эпоксидную смолу для создания яркого блеска и сверкания.
Пигмент голографик
Пигмент голографик создаёт глубокий и привлекательный блеск и способен наделить эпоксидную смолу окраской с различными оттенками.
Диффузант ДФ-151
Диффузанты используются для создания плавных переходов между оттенками. ДФ-151 особенно эффективен при создании эффекта омбре и переходов в цветах.
Художественные краски
Наиболее универсальными красками для работы с эпоксидной смолой являются художественные краски. Их можно смешивать друг с другом для достижения необходимого оттенка, а также добавлять для создания различных эффектов при рисовании на эпоксидной смоле.
Правильная техника окрашивания смолы
После того как подходящий краситель выбран, необходимо правильно провести его нанесение на эпоксидную смолу. Для этого нужно учитывать несколько правил:
- Всегда следуйте инструкциям и рекомендациям производителя красителя;
- Соблюдайте необходимое соотношение между смесью эпоксидной смолы и отвердителем;
- Добавляйте краситель медленно, чтобы избежать образования пузырьков в смеси;
- Продолжайте перемешивание до тех пор, пока краситель не распределится равномерно;
- Наносите краситель на эпоксидную смолу при комнатной температуре;
- Равномерно распределяйте краситель по поверхности;
- Если процесс высыхания красителя происходит слишком быстро, немедленно добавьте немного смолы, чтобы избежать появления пятен.
Окрашивание подручными средствами
Помимо применения специальных красителей, существует множество способов окрашивания эпоксидной смолы с использованием подручных средств. Например, можно воспользоваться:
- гелевыми чернилами (из авторучки);
- нитрокраской;
- тонером для принтера;
- чернилами для полимерной глины;
- порошком из растолчённого цветного мела;
- втиркой для ногтей;
- зеленкой;
- пищевыми красителями;
- алкогольными чернилами и т.д.
Несмотря на свою доступность, такие красители не обладают той надёжностью, что имеют специализированные пигменты для эпоксидной смолы, и могут дать непредсказуемые результаты. Например, синие чернила при взаимодействии с отвердителем могут приобретать грязно-розовый оттенок. Поэтому, если вы желаете получить действительно красивый продукт, лучше выбрать пигментную пасту или пудру той же марки, что и сама смола.
Если вы решили использовать подручные средства для окрашивания, лучше всего протестировать их на небольшом количестве смолы, точно соблюдая все пропорции.
Правильная техника окрашивания смолы
Главное правило: строго соблюдайте технику безопасности! Работайте в защитной одежде, используйте очки, маску и перчатки. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.
Для окрашивания предстоит подготовить:
- одноразовые пластиковые стаканчики, миски и палочки для перемешивания;
- смолу и отвердитель (компоненты A и B);
- одноразовые шприцы для точного введения нужного количества красителя;
- цветные пигменты и краски по вашему выбору.
Пигментные краски и порошки добавляются в смолу в первую очередь, тщательно перемешиваются, и только потом вводится отвердитель. Масляные и акриловые краски смешиваются со смолой уже после добавления отвердителя. Каждый оттенок следует смешивать в отдельной емкости! Она должна быть прозрачной и бесцветной, чтобы вы могли контролировать процесс.
- Разлейте смолу по разным ёмкостям. Смешивание с отвердителем до введения красителя зависит от того, какой именно краситель использован. Внимательно ознакомьтесь с инструкциями производителя.
- Добавьте нужный цвет и тщательно перемешайте до однородной массы.
- Дайте смеси отдохнуть около 15 минут, чтобы из неё вышли пузырьки воздуха.
- Теперь окрашенную смолу можно залить в форму и оставить до полного отверждения.
Внимание! Любые красители, особенно пасты, являются пластификаторами, поэтому их доля в изделии не должна превышать 5-10% от общего объёма. Допустимое количество порошкообразных пигментов – не более 5%. Если добавлять краситель в шприце по капле, можно точно контролировать его количество.
Колеровка подручными средствами
Эпоксидную смолу можно окрасить и иными способами. Не всегда под рукой есть пигментные вещества, и иногда нужного цвета нет в магазине. На помощь могут прийти домашние средства. Важно, чтобы в них не содержалось воды.
Окрасить эпоксидку можно с помощью следующих средств:
- чернилами гелевой ручки любого цвета – нужно просто выжать немного чернил в смолу, оттенок будет ярким и насыщенным;
- чернилами обычной ручки;
- обычными масляными или витражными красками для рисования, а также нитрокраской, алкидной краской, морилкой (важно, чтобы отвердитель добавлялся уже после смеси с этими средствами);
- чернилами для покраски полимерной глины;
- краской для принтера, активированным углем (для достижения глубокого черного цвета);
- тальком, присыпкой, толченым мелом, каолином, зубным порошком (для обеспечения белого цвета);
- аптечной зеленкой.
Советы по окрашиванию и правильная техника
Чтобы покраска прошла успешно, необходимо строго соблюдать рекомендации производителя при использовании красителей. Однако какая методология может быть применена, если вместо покупных компонентов используются домашние подручные средства? Вот несколько правил для применения красителей:
- количество масляных, алкидных красок и нитрокрасок должно составлять менее 10%, иначе, после застывания ваша эпоксидная смола будет похожа на резину;
- остальные вещества добавляются в объёме не более 5–7%;
- некоторые дорогостоящие смолы не реагируют на воду, однако в большинстве случаев, эпоксидка плохо переносит даже случайное попадание влаги и сразу портится;
- работайте при температуре около 22–23 градуса, в этом случае окрашивание и отверждение материала будут проходить без проблем.
Во время колеровки важно соблюдать технику безопасности. На руки надевайте перчатки, а дыхательные пути защищайте респиратором. Если смола попадает на кожу, её следует промыть с мылом.
Некоторые смолы содержат растворители, работать с ними нужно в помещениях с хорошей вентиляцией. Для смешивания веществ используйте одноразовую посуду, чтобы её сразу утилизировать.
Для работы вам необходимо подготовить:
- маленькую одноразовую ложку;
- стаканчик;
- несколько шприцев;
- красители;
- основы для заливки (формы).
Вначале в эпоксидную смолу добавляется отвердитель. Он может продаваться отдельно либо в комплекте с эпоксидкой, однако в инструкции всегда указываются точные пропорции соединения компонентов. Рекомендуется замешивание в малых порциях, так как большие объемы сильно нагреваются и смола может испортиться. Затем, в зависимости от количества необходимых оттенков, средство разливается по стаканчикам.
В готовую эпоксидку как можно быстрее вводят пигмент, перламутровую или светящуюся краску. Тщательно перемешивают материал ложечкой 5–7 минут, до достижения однородной массы. Затем оставляют смесь на 15 минут при комнатной температуре для выхода пузырьков, и только после этого заливают в форму. Необходимо выдержать нужное время для полного отверждения, обычно это сутки.
Чтобы достичь прозрачности, лучше всего разводить эпоксидную смолу с красителем в стеклянной ёмкости. Это позволит сразу увидеть, сколько пигмента надо добавить, а результат получится идеальным.
Виды красителей
Красители можно классифицировать по различным параметрам, но наиболее популярной является их прозрачность. Прозрачные красители изменяют цвет смолы, не придавая ей мутности: после кристаллизации материал будет пропускать свет. Непрозрачные пигменты матируют состав, изменяют оптические характеристики и полностью блокируют световой поток, превращая эпоксидную смолу в цветной пластик. В зависимости от консистенции и свойств, красители делятся на:
- Однотонные пасты. Обладают максимальной концентрацией красящего пигмента. Обеспечивают полное закрашивание и отличаются малым расходом. Гарантируют равномерный насыщенный оттенок. Кроме того, пасты удобны в использовании, легко смешиваются и не образуют комочков, их также можно комбинировать с другими красителями. Средняя концентрация такого пигмента для достижения глубокого цвета составляет 15%.
- Тонеры – красители, сохраняющие прозрачность композитного материала. Идеально подходят для создания украшений.
- Всплывающие красители предназначены для создания необычного визуального эффекта на поверхности. Позволяют имитировать металл, золото, бронзу и платину. У них интенсивный блеск, и они подходят для окрашивания изделий различного размера и формы.
- Неоновые пигменты позволяют окрасить смолу в яркие кислотные оттенки, чаще всего используются для творчества, особенно в молодежной среде. Часто комбинируются с флуоресцентными компонентами.
- Красители с люминофором. Их основная характеристика – свечение в темноте. Они могут накапливать дневной свет и излучать его в отсутствие освещения. Характер свечения варьируется от неонового мерцания до зелёного света. Если сравнивать с фосфором, то стоит уточнить, что это совершенно разные вещества: люминофор – это природный компонент, который не выделяет неприятных запахов и идеально подходит для изготовления украшений для повседневного ношения.
- Матирующие пигменты содержат компоненты, которые убирают блеск у смолы. Они придают ей глубокий и насыщенный матовый цвет.
- Пигменты категории металлик имеют порошкообразную текстуру. Частицы мелкой фракции придают изделию реалистичный блеск, схожий с медью, золотом или серебром. Они эффектно комбинируются с перламутровыми красителями, создавая эффект дымки для готового изделия.
- Перламутровые красители часто применяются при создании украшений. Они наделяют изделия нежностью, легкостью и загадочностью. Такие пигменты равномерно заполняют композитный материал, придавая ему интересные переливы и игру света. При высокой концентрации позволяют имитировать эффект раковины.
- Хамелеоны – это специальные красители, которые меняют цвет изделия в зависимости от угла преломления света или угла зрения. Их рекомендуется применять как самостоятельно, так и в сочетании с другими компонентами. Мастера часто выбирают их при создании темных оттенков.
- Глиттер – эффектный пигмент, который придаёт изделию бриллиантовый блеск. Главное отличие этих красителей в том, что их рекомендуют добавлять уже после введения отвердителя. Мелкий глиттер придаёт эффект искр, а крупный – россыпь бриллиантового блеска.
Можно ли окрашивать смолу подручными средствами?
Учитывая высокую цену пигментов, многие мастера ищут альтернативные способы окрашивания и используют подручные средства в надежде на лучший результат. Чаще всего для этих целей прибегают к гуаши, акварельным краскам, чернилам шариковых ручек и другим подобным веществам. Специалисты не только не рекомендуют использовать такие методы, но и категорически запрещают их. Причина в том, что составы альтернативных красителей не подходят для эпоксидной смолы. Они могут содержать воду, что может серьезно снизить качество молда или готового изделия. Кроме того:
- Существует высокая вероятность химической несовместимости используемых компонентов.
- Могут возникнуть проблемы с кристаллизацией, в результате чего готовое изделие будет не твёрдым, а эластичным или резиновым.
- Неравномерный окрас из-за нестабильного процесса окрашивания.
Чтобы достичь гарантированно желаемого результата, следует использовать только те красители, которые специально предназначены для работы с эпоксидной смолой. Они имеют проверенный состав и не содержат конфликтующих компонентов. Тем более, что сегодняшний выбор красителей настолько велик, что подобрать нужный для творчества, ювелирного дела или строительной сферы не составит труда.