Скреперы обладают высокой грузоподъемностью и способны транспортировать значительное количество грунта на большие расстояния. Эти машины часто задействуются на масштабных строительных площадках, а также в процессе дорожного строительства.
Скрепер – что это такое и для чего он нужен?
Зима у большинства людей вызывает ассоциации с морозами и снегопадами. В таких условиях для очистки дорог и больших площадок требуется специализированная техника. В то время как владельцам частных домов, гаражей и небольших мастерских зачастую приходится справляться своими силами. Одним из важнейших инструментов для уборки снега выступает скрепер.
Что же представляет собой скрепер для удаления снега? Это скребок с большой чашей, предназначенный для эффективного удаления снежного покрова с различных участков. Преимуществом данного инструмента является то, что в отличие от обычной лопаты, скрепер не нужно поднимать, поскольку уборка снега осуществляется за счет его перемещения в сторону — на обочину или край очищаемой площади. Это позволяет значительно ускорить процесс, а также заметно уменьшить затраты физических усилий.
Стоит отметить, что данный инструмент предназначен исключительно для уборки свежевыпавшего снега, который еще не успел покрыться ледяной коркой, что исчерпывает его функциональность в данной области.
Виды скреперов:
На полках хозяйственных магазинов можно встретить следующие разновидности данного инструмента:
- Стандартный движок. При уборке территории скрепер продвигается вперед подобно ковшу бульдозера.
- С колесами. Возможные варианты расположения колес могут быть различными: на движке, в задней части рамы или на нижней поверхности самого инструмента.
- Со шнеком. В отличие от других видов, этот скрепер оборудован винтом на фронтальной части, который в процессе работы активируется и сдвигает снег в сторону.
- На полозьях. Полозья обеспечивают улучшенное скольжение, что облегчает работу с инструментом.
- С пластиковым или поликарбонатовым ковшом. Эти материалы легкие и морозостойкие, благодаря чему снег не прилипает к ним. Поликарбонат отличается высокой стойкостью к механическим нагрузкам, в то время как пластик менее устойчив, но также часто используется для снегоуборочного инвентаря.
- С металлическим ковшом. Эти модели являются наиболее долговечными, их срок службы может превышать 10 лет, однако они стоят дороже других вариантов.
- С прямой или изогнутой ручкой. Форма ручки влияет на удобство использования, и выбирается индивидуально под каждого пользователя.
Производители снегоуборочного инвентаря продолжают экспериментировать с дизайном, размерами и креплениями деталей. В результате на рынке существует множество изделий, отличающихся высоким уровнем практичности, эргономичности и функциональности.
Назначение
Скреперы используются для разработки грунтов I–III категорий, начиная от черноземов и заканчивая глиной, а также для работы с горными массивами. В таком случае применяются скреперы с угольным ковшом. Также стоит отметить, что скреперы могут использоваться для разработки недр с целью извлечения полезных ископаемых.
В процессе работы основной элемент — ковш, который с укрепленной передней режущей кромкой, прикреплен к раме. Ковш соединяется с гусеничным трактором или пневмоколесным тягачом с помощью дышла, также существуют и самоходные модели. При опускании ковш врезается в грунт за счет своей тонкой передней кромки, что позволяет ему срезать его тонкими слоями при движении вперед. Ковш постепенно заполняется и закрывается специальной заслонкой, после чего идет транспортировка материала и его выгрузка, после чего скрепер возвращается к месту работы.
Оптимальным образом перемещения машины считается движение по эллиптической траектории или в форме восьмерки. Оператор может периодически менять направление движения назад, чтобы исключить односторонний износ рабочих частей.
Классификация
Существует множество моделей скреперов, которые различаются по количеству осей, объемам ковша, методам загрузки и разгрузки, а также особенностями движения и управления. Выбор конкретной модели зависит от условий эксплуатации.
Объем ковша может быть:
- малый (менее 5 м³);
- средний (5-15 м³);
- большой (от 15 м³).
Полезный объем ковша увеличивается с ростом мощности тракторов и колесных тягачей. Наиболее востребованным является объем ковша от 10 до 15 м³, который часто используется на большинстве землеройных работ.
По способу передвижения выделяют следующие категории скреперов:
- Прицепные. Эти модели агрегатируются с гусеничными тракторами, где груз и вес конструкции распределяются на две опорные оси;
- Полуприцепные. Они работают в связке с одноосными колесными тракторами, при этом половина веса передается через дышло на ось тягача.
Способ загрузки также определяет разновидность скреперов. Процесс может осуществляться следующими методами:
- посредством тягового усилия базовой машины;
- за счет работы скребкового элеватора.
В первой категории представлены стандартные скреперы, а во второй — модели элеваторного, гребкового и роторного типов.
Методы выгрузки грунта скрепером также разнообразны:
- опрокидывающиеся ковши вперед или назад;
- выдвижные задние стенки;
- опрокидывания днища и тыльной стенки вперед.
По типу управления рабочими органами выделяются следующие классы скреперов:
- канатные;
- гидравлические;
- с электроуправлением.
Наибольшей популярностью пользуются гидравлические модели, так как они позволяют реверсировать действующие усилия.
Разница в устройстве скрепера и бульдозера
Скреперы обычно имеют специальный ковш, который способен двигаться вперед и назад, позволяя аккуратно захватывать и транспортировать материал. Эти машины оборудованы гидравлическими системами, контролирующими подъем и опускание ковша.
В то же время, бульдозеры преимущественно оснащены широким передним отвалом, который предназначен для сноса и перемещения грунта, а ряд моделей могут дополнительно быть оборудованы грейдерным отвалом на задней части для более точной выравнивания поверхности.
Где используются скрепер и бульдозер?
Скреперы наиболее эффективно применяются для масштабных земляных работ, таких как строительство дорог, аэропортов и других крупных инфраструктурных проектов.
Бульдозеры же находят применение в самых различных отраслях: строительстве, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и даже в оборонной сфере.
Какой вывод можно сделать о различиях между скреперами и бульдозерами?
Основное различие заключается в их функциях: бульдозер в основном используется для рыхления и планировки грунта на месте, тогда как скрепер служит для его перемещения на значительные расстояния. Каждая из этих машин имеет свои преимущества и может быть выбрана в зависимости от конкретных задач и условий работы.
Хотя на первый взгляд скреперы и бульдозеры могут показаться похожими, их отличия в функциональности, технических характеристиках, конструкции и областях применения делают каждую из этих технологий незаменимой и уникальной. Понимание этих различий имеет важное значение для инженеров и строителей при выборе подходящего оборудования для выполнения определенных задач и оптимизации строительного процесса.
Преимущества и характеристики скреперов
Скреперы способны выполнять земляные работы различными методами: клиновым, клевковым и гребенчатым. Метод выбирается в соответствии с типом грунта. Например, для связных грунтов наиболее эффективно применяется клиновой метод, для глинистых и суглинистых — гребневой, а для песков и супесей подходит клевковый способ обработки.
Скреперы с более сложной конструкцией, обладающие шнековыми или элеваторными механизмами для загрузки грунта, характеризуются высокой заполняемостью ковша даже без поддержки со стороны толкающих машин.
Грунт, который собирают скреперы, обладает высокими эксплуатационными свойствами. Для повышения заполняемости ковша могут быть использованы вспомогательные толкатели, также возможно объединение двух скреперов в «поезд» для создания дополнительного силы.
Рабочая глубина и эффективность копания зависят от типа грунта. Кроме того, при движении техники по наклонной поверхности производительность работы значительно возрастает.
Скреперы, находясь в нагруженном состоянии, способны преодолевать уклоны до 15° на некоторых моделях, в то время как пустые машины могут справиться и с углами до 17°. При превышении этого уклона потребуется помощь толкающего устройства. Максимально допустимый угол спуска может достигать 30°.
Общий расход энергии скрепера варьируется от 3,2 до 6 киловатт-час на кубический метр, причем он возрастает во время активного копания.
Почему трактористы боялись МоАЗ Скрепера
Несмотря на достижения в области инженерии, МоАЗ Скрепер стал настоящей проблемой для многих трактористов. Основная причина заключается в его сложной конструкции и трудностях в управлении. Двухсекционная конструкция требовала от операторов высокой квалификации, чтобы избежать несчастных случаев. Один из основных факторов опасения перед этим инструментом заключался в отсутствии жесткой сцепки между тягачом и полуприцепом, что создавало нестабильность на неровных участках. Особенно опасной была работа на склонах и уклонах. Когда полуприцеп с грузом до 16 тонн начинал опрокидываться, вся масса приходилась на тягач или, что еще хуже, на технику, использующуюся для подталкивания скрепера. В некоторых случаях для помощи в движении использовались бульдозеры или мощные тракторы, которые подталкивали скрепер сзади. Но отсутствие жесткой сцепки между механизмами делало это действие крайне опасным, поскольку при наклоне скрепера на склоне тракторист подвергался серьезной угрозе.
Чтобы смягчить удар, на заднюю часть скрепера нередко навешивали старые автомобильные покрышки, которые служили в качестве импровизированного бампера. Однако даже эта мера не могла полностью гарантировать безопасность водителю в случае несчастного случая. При опрокидывании вся масса скрепера и груз оказывались на толкающей машине, что часто приводило к тяжелым последствиям.
Почему МоАЗ Скрепер все же использовали
Несмотря на все вышеперечисленные сложности и опасности, МоАЗ Скрепер продолжал использоваться в СССР на протяжении многих лет. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, в Советском Союзе часто действовал принцип «если партия сказала, значит, надо». Учитывая, что машина была запущена в серийное производство, она должна была выполнять свои задачи, несмотря на неудобства и риски. Во-вторых, несмотря на свои недостатки, МоАЗ Скрепер оказался чрезвычайно эффективным для выполнения краткосрочных земляных работ на относительно небольших расстояниях. Машина прекрасно справлялась с задачами по перемещению грунта на дистанции до 5 км, что в условиях ограниченных ресурсов подчеркивало ее универсальность. Способность одновременно выполнять функции бульдозера, погрузчика и самосвала делала скрепер незаменимым на строительных площадках, особенно в удаленных районах, где не было возможности привлечь большое количество техники.