Главное отличие палехской росписи от других исконно русских промыслов — прорисовка миниатюрных композиций — изображений, рассказывающих определенную историю.
Город художников: секреты палехской миниатюры
Местные жители называют его «городом художников». И действительно, в этом небольшом поселке с населением всего 5 000 человек почти каждый восьмой пишет или рисует. Они даже используют старинные техники для написания картин и создания уникальных сундуков, которые признаны и ценятся во всем мире. Чтобы увидеть работы мастеров своими глазами, мы отправились за 350 километров от Москвы — в прекрасный заснеженный город Палех.
Этот уютный и крошечный городок очаровывает с первого взгляда. Ряды маленьких домиков с нарядными резными панелями, узкие, но очень чистые улочки, Крестовоздвиженская церковь, построенная в стиле нарышкинского барокко — в Палехе определенно есть на что посмотреть. Но мы приехали сюда не для того, чтобы бесцельно бродить.
5 декабря — важная дата для всех жителей Палеха. В этот день 95 лет назад группа палехских художников основала «Артель древней живописи» и заложила основы искусства миниатюрной живописи Палеха.
Творения палехских художников легко узнать по характерным особенностям: традиционный черный фон, разнообразие цветов, тончайшая прорисовка деталей и, конечно же, сусальное золото — главный элемент палехской миниатюрной лаковой живописи. Палехи сумели сохранить свою уникальную технику и до сих пор используют те же методы, что и их предки. Однако сама палехская миниатюра не так стара, как многие считают.
Дело в том, что Палех считался одним из важнейших центров иконописи с XVII века. Неповторимый стиль Палеха развивался под влиянием многих школ русской иконописи одновременно: московской, новгородской, ростово-суздальской, строгановской и ярославской. Иконы палехской школы отличаются особой изысканностью письма и использованием золота в одежде и украшениях святых.
Палехская иконопись достигла своего расцвета в XVIII и начале XIX века. Кроме того, палехских художников часто приглашали для росписи и реставрации церквей и храмов. Так, палехчане участвовали в росписи Толстой палаты Московского Кремля, церквей Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и многих других святынь.
Но 1917 год все изменил. С приходом новой власти иконописцам из Палеха пришлось искать другие пути для реализации своего творческого потенциала.
«Со времен революции и до 1990-х годов заниматься живописью было невыгодно и опасно. Миниатюрные лаковые скульптуры возникли как способ сохранить традиционные техники. Благодаря этой технике художники смогли применить свои навыки в новой реальности и зарабатывать на жизнь привычным трудом», — говорит Евгений Лакетиев, PR-директор ООО «Возрождение»: «В каком-то смысле художники Палеша обманули советскую власть в 1920-е годы, сохранив технику, используемую в живописи, и перенеся ее на гробы, ящики, пороховницы и силосные ящики. В то же время зародыш нового искусства Палеша развился в один из самых прекрасных цветов русской художественной культуры XX века. Несмотря на падение атеистических запретов, лаковые миниатюры Палешка и сегодня имеют своих почитателей и последователей.
Организация «Возрождение» была основана в 2007 году. Его главная цель — сохранение и развитие уникальных традиций лаковой миниатюры и иконописи палехских мастеров. Глава компании Александр Гусаковский в сотрудничестве с художниками бережно сохраняет стиль и узнаваемость всемирно известного бренда «Палех».
Гете и восторженные парижанки
Но Палех избалован иностранным вниманием в хорошем смысле слова — местное искусство заинтересовало зарубежные страны много лет назад. Например, в 1814 году Иоганн Гете услышал о легендарных суздальских художниках. В ответ на вопрос Гете владимирский губернатор рассказал ему, что Палех — самое известное усадебное село среди деревень агиографов. Чиновник сказал, что в Палехе проживало 600 агиографов, а крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы славились своей миниатюрной живописью. Так, Гете даже получил две картины их работы — «Двенадцать великих праздников» и «Богоматерь». Однако, по некоторым данным, они так и не дошли до него.
Примерно через столетие после этих событий в Европе вновь заговорили об уникальной русской технике. И вот мы снова имеем дело с «Артелью древней живописи». Первоначально она состояла из семи членов. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие бывшие агиографы. Через год после основания артели, в 1925 году, работы палезианцев были признаны на Международной выставке в Париже.
«В 1920-х и 1930-х годах Советскую Республику постепенно начали узнавать в мире. Молодое государство рабочих и крестьян старалось участвовать во многих международных выставках. Успехи советских художников, в том числе палеонтологов, на международном уровне были замечены властями. Продажа изделий — шкатулок, коробок, булавок, портсигаров, пороховниц, сундуков и т.д. — была организована с помощью правительства. До 90 % продукции шло на экспорт, что было очень выгодно для правительства», — рассказывает Евгений Лакеев.
Подобные выставки были организованы также в Милане, Венеции и других европейских городах. Заправские женщины демонстрировали друг перед другом булавки в стиле Палека, а джентльмены любили носить булавки для галстуков с изображениями героев русских сказок.
«Зарубежные страны отреагировали на это, потому что образ и стиль палехского искусства технически и идейно очень близки к средневековому и ренессансному искусству Европы, — объясняет Лакеев, — кроме того, при росписи миниатюрными лаками приходится работать темперными красками, которые в Европе в то время были почти забыты. Палех — декоративный, увлекательный и отчасти «восточный»….. Конечно, европейцам это было интересно».
Евгений ведет нас в небольшую, светлую галерею. Это мини-музей при мастерской, сюда приводят туристов и студентов, проводят мастер-классы. Дальше находится сувенирная лавка, где можно купить буквально все, что душе угодно. Здесь есть расписанные вручную дощечки, ручки, рождественские безделушки, пасхальные яйца, булавки, браслеты, бинокли, столовые приборы, зеркала и витрины. От такого разнообразия и цвета глаз разбегается!
Цены варьируются. Для небольшого сувенира можно купить магнит или зеркало, так как они не слишком дороги. Конечно, это не «палех» в истинном смысле этого слова. Но такие подарки по карману любому человеку с кошельком.
Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера
Сначала мы отправились в столярную мастерскую. Именно здесь изготавливается будущая лаковая шкатулка — высшее творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Предмет изготавливается из папье-маше. Этот материал более устойчив, чем дерево, легче и, по мнению ранних художников, более благороден.
Палешане познакомились с этим новым материалом в 1920-х годах при поддержке известного палехского искусствоведа Анатолия Бакушинского. За столетие до этого папье-маше служило основой для знаменитых федоскинских лаковых миниатюр.
Для изготовления папье-маше лучше всего использовать картон из мягких пород дерева. Листы картона склеиваются мучной пастой и накатываются на деревянную форму, которая затем зажимается в механическом прессе.
«Получается вот такая заготовка, — Евгений показывает основу для будущего гроба, — ее нужно загрунтовать специальной грунтовкой, покрасить снаружи в черный цвет, а внутри в красный, чтобы потом нанести несколько слоев лака для работы художника».
Расписанные гробы кладут на большие подносы и помещают в печь, где они сохнут при низкой температуре. Здесь их называют «горячими гробами». «Чтобы слой краски высох, нужен день — иначе нарушается техника», — объясняет наш гид.
Чтобы краска не скатывалась с лака на поверхности изделия и чтобы краска легче наносилась, перед началом росписи поверхность «шероховатят» — соскабливают пемзой, пока поверхность не станет матовой. Как только работа оказывается на столе художника, начинается самое интересное.
Мы заходим в комнату, где работают художники. На каждом столе лежат необходимые принадлежности, включая увеличительное стекло — лупа просто необходима при работе с такими маленькими предметами. Перед каждым художником стоит несколько деревянных мисок с краской. Палешане до сих пор делают их по старинке — с яичным желтком. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в миску и смешивает его с водой. Добавляется несколько капель уксуса, а затем яйцо тщательно растирается с сухой темперой. В прошлом вместо уксуса использовали перебродившее пиво или квас. Это создает эмульсию для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухую краску, удаляет излишки жира в желтке и защищает краску от гниения.
Известь сначала наносится на черную краску. Это делается для того, чтобы черный фон не заглушал другие цвета. Фигуры, одежда, декорации и другие детали рисуются белой краской.
Прежде чем приступить к росписи, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры.
«Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть инструмент, который называется ручка, тупая игла. Мы кладем ее на кальку и начинаем обводить рисунок. Видите, остается след», — говорит Ирина, художница. Мы застали ее за рисованием верхушки новогодней елки. Изделия мастерской на новогоднюю тематику особенно популярны в это время года.
Историческая справка
История палехской миниатюры как вида народного искусства тесно связана с агиографией. В XVIII веке в селе Палех, которое в то время относилось к Вязниковскому уезду Владимирской губернии, жили обученные иконописцы. Помимо жития, местные мастера занимались росписью и реставрацией парадного зала Кремля и церквей в Троице-Сергиевой лавре и Новодевичьем монастыре.
После революции 1917 года продолжать писать иконы стало невозможно, и через год была основана Палехская художественно-декоративная артель. Художники, вступившие в нее, занимались росписью по дереву. Основателями палехской миниатюрной живописи считаются Иван Голиков и Александр Глазунов. Мастера освоили новый материал — папье-маше, который создавался путем смешивания бумаги и картона с гипсом, крахмалом и другими веществами. В 1923 году палехские миниатюры были отправлены на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, где были удостоены диплома II степени.
В декабре 1924 года семь палехских мастеров основали «Артель древней живописи». Работы этого объединения были отправлены на Всемирную выставку в Париже в 1925 году. В 1932 году была основана Ассоциация художников Палеха, которая в 1935 году была преобразована в Ассоциацию художников Палеха. В 1954 году в Палехе были созданы Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время искусству миниатюрной живописи можно научиться за 4 года в Палехской школе изобразительных искусств им. А. М. Горького.
Технология изготовления
Как уже упоминалось, в основе ларца лежит папье-маше в традициях лаковой миниатюры. Блок папье-маше прессуется, затем высушивается в течение нескольких дней. Затем его пропитывают льняным маслом в течение суток и сушат в горячей печи в течение 2 дней. Затем сырой продукт обрабатывается щеткой, шлифуется и оснащается необходимой фурнитурой. В конце этого этапа картридж грунтуют специальной смесью, покрывают несколькими слоями черного лака и наносят 7 слоев светлого лака, каждый слой тщательно высушивают в печи.
Живопись имеет строгую последовательность при нанесении темперной краски. Темперные краски использовались с древности. Художники изготавливали их из сухих, порошкообразных пигментов, связанных с эмульсиями: натуральными (яичные желтки кур) и искусственными (масла в водном растворе клея). Чтобы освоить технику темперной живописи, требуется несколько лет, чтобы довести до совершенства плавность линий, точность и четкость маленьких силуэтов.
На начальном этапе преподаватели раскрашивают композицию известью, подчеркивая темные и светлые участки. Затем они раскрашивают гробы в нужные цвета. Опытные мастера тщательно прорисовывают контуры всех элементов и подчеркивают каждую деталь известью ручной работы, часто используя увеличительное стекло. Последний штрих золотом (лист золота измельчается и смешивается с клеем) придает рисунку теплоту и блеск, так что кажется, что изображение светится изнутри.
Золотая отделка была взята палехскими художниками из иконографии, где золото является символом божественного света.
На заключительном этапе производства банка покрывается масляным лаком и полируется. Для полировки наносится несколько слоев лака, который затем тщательно высушивается при определенной температуре в течение определенного времени. Затем поверхность шлифуется стеклом и пемзой и полируется на специальном шлифовальном круге, покрытом бархатом.
Своеобразие стиля
Фон палехских картин — черный, символ тьмы, которая придает жизнь и цвет композиции. Интерьер произведения всегда имеет оттенок красного. Для палехской живописи также характерны яркие темперные цвета и золотая роспись. Сильно прорисованные вытянутые фигуры повторяют иконографические традиции. Герои — это персонажи сказок и эпосов, а также классических произведений и песен. Гробы носят собственные имена, такие как «Тройка», «Поход Ермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная».
Расписные гробы Палеха — прекрасное украшение интерьера и уникальный подарок. Но чтобы не получить имитацию, при покупке обратите внимание на следующие детали.
- Оригинальные палехские шкатулки обычно черного цвета снаружи (иногда могут быть окрашены в зеленый или синий оттенки) и всегда выкрашены в красный цвет изнутри.
- Роспись характеризуется многотональной прокраской теней, слегка вытянутым изображением персонажей, точной прорисовкой всех элементов и деталей.
- Изделия из Палеха отличаются идеальной полировкой снаружи и внутри. Царапины, пятна и вздутия – это признак неоригинальной шкатулки.
- Крышка коробочки всегда плотно подогнана к основанию – так называемому кузовку.
- На оригинальной вещи обязательно должна присутствовать позолоченная надпись «Палех», которая располагается всегда в левом нижнем углу, а в правом нижнем углу можно прочитать фамилию мастера.
- Упакована настоящая палехская шкатулка в жестяную коробочку, у которой внутри имеется слой наклеенной ваты, способной защитить лак и роспись от повреждений.
- Низкая цена на такое изделие – это всегда показатель того, что перед вами подделка. Палехская миниатюра – очень трудозатратный народный промысел, поэтому такие вещи высоко ценятся и не могут стоить дешево.
Палехские гробы — это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Палехские гробы, выполненные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью особой русской культуры.
Все о палехских гробах смотрите в этом видео.
Элементы палехской росписи
Отличительная особенность палехской росписи:
Самое главное отличие палехской росписи от других исконно русских живописных искусств заключается в рисовании миниатюрных композиций — картин, рассказывающих определенную историю.
В отличие от декоративной и фигурной живописи, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей картины, чтобы передать тонкость и характер всех фигур или явлений. В качестве основы выбираются следующие темы: Истории из романов, мифов и легенд; сцены из повседневной жизни.
Основной цвет фона — черный, а основные цвета картины — золотые тона и их вариации.
Другими важными отличиями считаются:
- многотональная прокраска теней;
- несколько вытянутое изображение персонажей;
- точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
- большое количество прорисованных нюансов и деталей.
И сегодня можно встретить книги, иллюстрирующие классические произведения великих русских писателей с мотивами палехской росписи.
Техника выполнения
Выполнение палехской росписи на гробу, ларце, подносе или пудренице требует соблюдения определенной последовательности действий. Сначала подготавливают заготовку для того предмета, который хотят расписать, например, гроба.
Для этого листы картона накладываются друг на друга до достижения необходимой толщины. Затем вся поверхность послойно покрывается гессо (по одному слою за раз), после чего наносится шпатлевка и дается высохнуть. На следующем этапе изделие обрабатывается пемзой для получения фактуры поверхности, на которую легче наносить краски и лаки. Черный лак наносится на всю внешнюю поверхность изделия, а красный лак — в основном на внутреннюю поверхность.
После подготовительных работ будущий рисунок забеливают и прорисовывают детали тонким карандашом.
Затем готовят темперные краски, точнее яичную эмульсию, которой разводят сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от яичного белка и взбивают венчиком с уксусом. Когда эмульсия смешивается с пигментом, ее консистенция становится более пластичной, и краска застывает более мягко. Особенность приготовления яичной эмульсии в палехе в том, что ее разводят не водой, а уксусом или хлебным квасом.
Краска наносится на черную лакированную основу кистями-улитками, обычно сделанными самими преподавателями, чтобы получить необходимые мазки при рисовании.
Во время рисования учителя часто пользуются лупой или увеличительным стеклом.
Наконец, картина закрепляется несколькими слоями прозрачного лака (от 5 до 10 слоев) и полируется до блеска.
Палехская роспись — очень сложное искусство, требующее от художника много времени. Поэтому изделия палехской росписи очень ценны и стоят немалых денег.
Палехская роспись в советское время
Искусство палехской миниатюры появилось сравнительно недавно. Оно возникло в советский период. После гражданской войны палехские мастера придумали новый способ использования своего искусства. В течение пяти-шести лет возникло новое искусство большого палеха — лаковые миниатюры на всевозможных предметах быта — шкатулках, портсигарах, булавках, блокнотах, пудреницах и других необходимых мелочах, выполненных из папье-маше. Новое искусство переплеталось с новыми темами — появлялись сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты из произведений русских писателей и поэтов.
Первая попытка перейти к новому жанру искусства была предпринята в 1918 году, когда бывшие учителя рисования основали свою «Первую артель «Палех», которая занималась реставрацией. Однако вскоре она была распущена из-за гражданской войны.
В середине 1920-х годов палехские художники объединились и создали новую артель, которая занималась росписью деревянной посуды и других предметов быта. В 1923 году лучшие мастера иконописи нашли лучшее применение своим традициям иконописи — они применили палехский стиль живописи для изготовления расписных бумажных предметов, позаимствовав идею у мастеров из подмосковного Федоскино, где подобное искусство существовало уже более ста лет. Стремление палехских художников прославить красоту местной природы, передать свой богатый опыт и секреты живописи, хранившиеся веками, новым поколениям, привело к созданию собственного художественного языка. Группе бывших агиографов удалось создать симбиоз классических традиций русской живописи и народного искусства, используя приемы этих жанров для создания уникальных предметов из дерева и папье-маше.
В своих миниатюрах мастера раннего советского периода брали не только темы из жизни народа и мотивы природы родного края, но и сказочные сюжеты, эпизоды из мифов и песен. Среди мотивов палехских картин — хороводы, войска с конями, музыканты, сцены охоты, а также герои из басен Крылова, сказок Пушкина и чудесные пейзажи живописных мест родины.
Учителя 1920-х и 1930-х годов не отказались от использования венчика, привычных приемов художественного письма и фигур, расписанных золотом. Для своих лаковых миниатюр палешане использовали огромный опыт иконописи: организацию и завершенность пространства, целостность композиции, средневековый стиль, согласованность форм и фигур, использование декоративного живописного грунта. Все эти приемы способствовали решению проблемы переноса плоского изображения на поверхность с объемными предметами.
Работы мастеров палехской живописи оставили неизгладимое впечатление на ценителей национального искусства за рубежом. Меценаты из-за рубежа, впечатленные искусством русских живописцев, предоставляли палехским мастерам самые благоприятные условия для творчества. Максим Горький, который был одним из поклонников палехских лаковых миниатюр, приглашал палехских художников в Подмосковье. Однако русские мастера не хотели отрываться от своих корней, предпочитая черпать художественное вдохновение в красоте родной земли. Тонкие силуэты храмовых сцен, светящиеся блики на спокойной водной глади реки Палех, черно-белые стволы берез и играющие в лучах солнца листья, темно-зеленые верхушки сосен, холмы, покрытые луговыми цветами — все это великолепие русских пейзажей нашло свое место в многообразии мотивов палехской живописи.
Современность
Сегодня палехская живопись так же актуальна, как и тогда. Ежегодно в Палехской школе изобразительных искусств готовят новых мастеров, которые впитали в себя традиции и стиль самобытной палехской росписи. Они создают уникальные произведения искусства, расписанные вручную. Каждая работа несет в себе неповторимый стиль учителя, индивидуальные черты, характеризующие его творчество и художественное мировоззрение.
На плечи современных мастеров ложится большая ответственность, ведь они являются продолжателями традиций своих знаменитых предков, руками которых создавались эти шедевры, вошедшие в историю не только русского искусства. Лучшие образцы палехской живописи давно стали частью мирового художественного наследия.
Современность принесла много изменений в культуру и повседневную жизнь жителей Палеша. Изменился уклад жизни в старой деревне, ставшей теперь провинциальным городом. Влияние больших городов и современные темы в искусстве становятся все более очевидными. Народные традиции, естественность, простота и народные образы, с другой стороны, остались в прошлом. Однако эти изменения не способны серьезно повлиять на исконно русские истоки. Многовековые традиции палехской росписи живут в работах палехских мастеров и по сей день. Даже в наше время палехская роспись не изменила своего живописного характера. Душа народа, русский колорит и многовековые традиции мастерства, передающиеся из поколения в поколение, живут в работах художников. По-прежнему палехские художники стараются увидеть красоту повседневной жизни, превратить будни в сказку и запечатлеть в своих работах красоту местной природы.
Современные палехские художники используют в своих композициях весь опыт старых мастеров: естественные цвета, традиции стенописи и особый стиль, присущий художникам этого уголка России. Их работы отличает искренняя преданность традициям своей школы и глубоким корням палехского искусства. Сюжетами для создания уникальных миниатюр современных мастеров служат вечные темы, прославленные классиками прошлого и писателями нашего времени. Палехские художники черпают вдохновение в богатом наследии русской культуры и великолепии местной природы.
Вместо заключения (реклама)
Fratelli Bassini сохраняет уникальные художественные традиции и наследие великих мастеров палехской школы, производя лакированные предметы в стиле палехской миниатюры, от настоящих произведений искусства музейного качества до небольших сувениров, которые станут прекрасным подарком. Шкатулки, декоративные панно, футляры, ювелирные изделия, шкатулки, безделушки и футляры, изготовленные нашими мастерами, можно найти в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
В 2005 году в нашей компании была создана агиографическая студия, призванная возродить традиционную русскую агиографию. Наши преподаватели обладают богатым практическим опытом, унаследованным от предыдущих поколений русских живописцев. Собственная художественная подготовка, высокий профессионализм наших художников и строгое следование стилистическим правилам и приемам палехского стиля иконописи позволяют нам выполнять заказы любой сложности, от небольших декоративных петель и икон для дома до строительства иконостасов и монументальных иконописных произведений для соборов.
Собственное производство и штат квалифицированных мастеров и профессиональных художников позволяют создавать уникальные подарки, существующие в единственном экземпляре или представляющие собой коллекцию из множества произведений.
Иконопись на лаковой шкатулке
Как палехская миниатюра покорила мир? В работах палехских художников можно найти новые темы, изображающие сцены из сказок и литературных произведений и рассказывающие об окружающей действительности. В то же время палехские мастера сохранили в своих работах более ранний стиль живописи. Это культовые изображения, перенесенные на поверхность лака. Постановка, композиция и пропорции палехских миниатюр руководствовались живописными правилами. Лица людей, фигуры и складки их одежды были взяты из школы агиографии.
Традиционно палехские художники пишут миниатюры темперными красками. Они сами готовят их из эмульсии куриного желтка. Блеск создается художниками с помощью золота (сусального золота, растертого в камеди). Использование золота и ярких, чистых цветов придает палехским миниатюрам торжественность и выразительность.
Палех в советское время
Палехское искусство высоко ценил писатель А.М. Горький. Он увлекся живописью, когда дед отправил его подростком в мастерскую Д.А. Салбанова для обучения. Об этом периоде своей жизни Горький рассказывает в рассказе «К людям».
А.М.Горький помог организовать библиотеку артели «Палех», которая состояла из произведений писателей-классиков — Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.А.Крылова….. Персонажи этих произведений были изображены в миниатюрах палехскими художниками.
В 1928 году он открыл в Палехе техникум древней живописи, который в 1935 году был преобразован в художественный техникум. В 1936 году техникум был передан в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и получил название «Палехский художественный техникум имени А.М. Горького».
В 1935 году по инициативе Горького в Палехе был основан Палехский государственный художественный музей. В музей было передано имущество Крестовоздвиженской церкви, в том числе ценные старинные иконы. Крестовоздвиженская церковь в Палехе была построена в 1762-1774 годах и является памятником архитектуры. Долгое время в церкви находилась музейная часть, что спасло ее от разрушения.
В 1970-х годах около 80 % миниатюрных изделий из Палеха экспортировалось. Ремесленники получали заказы от государственных учреждений страны.
Однако в период перестройки государство стало нарушать сложившуюся систему работы палехских мастеров, которые работали самостоятельно. Палехские художники работали без копирования, придумывая сюжет, создавая эскиз и вставляя его в авторское произведение. Государство пыталось заставить художников присоединиться к промышленному предприятию. В результате художественно-производственные мастерские Палеха были распущены.
Палех сегодня
Сегодня Палех — это поселок городского типа, который является одним из районных центров Ивановской области. В шестидесяти пяти километрах от Иванова он входит в Золотое кольцо России. В Палехе проживает около пяти тысяч человек, и каждый седьмой житель — художник. Поэтому Палех по-прежнему остается «народной сельской академией», как сказал о Палехе искусствовед Георгий Филимонов.
Конечно, Палех можно назвать и деревней-музеем. Кроме Палехского художественного музея, здесь есть Дом-музей И.И. Голикова, Дом-музей Н.М. Зиновьева, Дом-музей П.Д. Корина, Лакасский музей миниатюр, Музей картин и Музей-студия Н.В. Дыдыкина.
Сегодня в Палехе существует несколько художественных кооперативов и мастерских. Одни художники продолжают традицию лаковой миниатюрной живописи, другие возвращаются к истокам — пишут иконы, проектируют иконостасы, расписывают храмы. Миниатюристы сейчас озабочены тем, чтобы искусство миниатюрной живописи не угасло в Палехе.
Народному искусству нелегко выжить в условиях рыночной экономики. Но хочется верить, что миниатюрная живопись Палеха будет цениться в современном обществе и продолжит развиваться как самобытное народное искусство.
В статье использованы фотографии с сайтов: