Справедливо считается, что первыми настоящими мастерами шпалерного искусства были жители современных территорий Бельгии. Именно в этом регионе появились так называемые вердюры — бесворсовые ковры, на которых изображены животные и растения. С течением времени орнаменты и композиции на шпалерах стали всё более сложными и детализированными, что отражало развитие художественных технологий и вкусов.
Как смотреть шпалеры
Что же скрывает таинственная Дама с единорогом? Какова связь между Чарльзом Диккенсом и знаменитым гобеленом из Байё? И какие обстоятельства привели прерафаэлита Уильяма Морриса к изучению традиций средневекового ткачества в конце XIX века? Рассмотрим, что представляют собой шпалеры и как правильно их интерпретировать.
Важно понимать разницу между терминами: ковер, шпалера и гобелен. Ковер — это любое текстильное изделие, предназначенное для настилания на пол или стеления на стол, а также для украшения стен. Шпалера, в свою очередь, представляет собой безворсовый ковер, который вешают на стену. Гобелен — это, по сути, шпалера, которая произведена на знаменитой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами. Таким образом, можно сказать, что каждый гобелен является ковром, но не каждый ковер обладает статусом гобелена. Использование шелковых или шерстяных настенных ковров служило символом богатства и высокого положения их владельца, будь это церковные или государственные деятели, вельможи или купцы. Эти настенные панно не только выполняли декоративную функцию, украшая храмы, дворцы, замки и даже простые дома, они также создавали уютную атмосферу и помогали сохранить тепло. Давайте рассмотрим пять шедевров шпалер различных эпох и рекомендуем посетить выставку «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus.
1 Ковер Гестии
История ручного ткачества уходит корнями в VII тысячу лет до нашей эры. На данный момент самым древним из известных нам ворсовых ковров считается Пазырыкский ковер, найденный на Алтае, который датируется V веком до нашей эры. В сравнении с ним ковер Гестии, созданный в VI веке до нашей эры в Египте, выглядит довольно современно. В этот период на территории Египта жили не только греки, но и евреи, сирийцы, копты и представители других народов, непосредственно взаимодействовавших с греческой культурой и разумеющих греческий язык; это не случайно, что все надписи на шерстяном панно выполнены именно на этом языке. В центре изображения находится богиня домашнего очага — Гестия, находящаяся в окружении двух служанок и шести ангелов, держащих в руках диски с надписями, связанными с радостью, изобилием пищи и красоты окружающей жизни. Гестия в руках держит гранат, который символизирует её благословение, ее головной убор и серьги также выполнены в форме граната.
К моменту создания ковра христианство уже стало официальной религией Византийской империи, однако старых языческих богов продолжали помнить. Предполагается, что ковер Гестии был подарком, который его первые хозяева повесили на стену своего дома почти как икону. В такие тканые иконы вписывались и другие примеры, широко использовавшиеся христианами, такие как ковры с изображениями Богоматери и двенадцати апостолов, которые также создали в VI веке в Египте.
Что такое шпалера?
Шпалера — это вертикальная конструкция, обычно производимая из дерева, металла или пластика, которая служит для создания структуры и поддержки для растений в ландшафтном дизайне. Эти конструкции могут иметь разнообразные формы и размеры, начиная от простых прямоугольных форм и заканчивая изящными изгибами и завитками, добавляющими элементы художественного оформления.
Почему стоит выбрать шпалеру?
- Простота установки: Шпалеру легко установить, и она может быть настроена под любой размер и форму вашего сада или двора. Это позволяет создавать разнообразные ландшафтные решения.
- Эстетика: Шпалера добавляет уникальный элемент в ваш ландшафтный дизайн, придавая ему структуру и визуальную глубину, что позволяет создавать интересные композиции.
- Экономия места: Шпалера идеально подходит для компактных участков, так как позволяет растить растения вертикально, что значительно экономит пространство.
- Приватность и защита: Шпалера может быть использована в качестве естественного экрана, создавая уютные зоны для отдыха и защищая от ветра и посторонних взглядов, что особенно актуально для городских условий.
Вертикальные сады: Один из самых популярных способов использования шпалер заключается в создании вертикальных садов. Можно разместить горшки или контейнеры с растениями на разных уровнях шпалеры, создавая при этом эффект красивой зеленой стены, что не только украшает пространство, но и улучшает его атмосферу.
Разнообразие растений: Используя шпалеры, вы можете вырастить множество типов растений, включая плющ, розы, различные декоративные травы или даже овощи. Это позволяет создавать уникальные комбинации и играть с видами, текстурами и цветами, что обогащает общий ландшафт.
Архитектурные элементы: Шпалера может интегрироваться в архитектурный дизайн вашего сада или двора. Можно добавлять подсветку, декоративные элементы или даже интегрировать полки для хранения садового инвентаря или для размещения растений.
Материалы для шпалер
Опорные конструкции для растений могут быть созданы из множества различных подручных материалов, таких как деревянные доски, ивовая лоза, ветки, пластиковая сетка, трубы из ПВХ, металлическая проволока или сетка, арматура. В начале процесса изготовления шпалеры создается каркас или остов, на который затем монтируется решетка из имеющихся материалов. Например, шпалеры для малины и ежевики часто делают из Т-образных или крестообразных стоек, перекрытых проволокой или шпагатом.
Легкие растения могут хорошо развиваться на пластиковых или веревочных сетках, прикрепленных к раме или рейкам, в то время как более крупные растения с тяжёлой листвой можно разместить на прочных деревянных конструкциях. Многие садоводы изготавливают самодельные веревочные или сетчатые шпалеры для теплиц. Важно учитывать, что летом, во время активного цветения декоративных растений или осенью, во время созревания урожая на плодовых кустах, нагрузка на шпалеры значительно возрастает. Поэтому необходимо принимать во внимание силу порывов ветра и интенсивные дожди, что требует надежного крепления всей конструкции к основанию или стене.
Для создания деревянных шпалер в садах они наиболее популярны, так как их можно легко изготовить самостоятельно или приобрести по сравнительно невысокой цене. Также они имеют преимущество: несмотря на легкость, могут выдерживать довольно высокие нагрузки. Готовые шпалеры обычно обрабатываются антисептическими и защитными веществами. При самостоятельном создании деревянной решетки нужно позаботиться о ее долговечности, нанеся несколько защитных слоев лака или краски.
Другой экономичный вариант — это пластиковые шпалеры, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Мастера-умельцы могут создать такие структуры из труб ПВХ или реек. Пластик не подвержен гниению, однако такая конструкция может оказаться слишком гибкой или хрупкой, поэтому важно тщательно рассчитывать нагрузку на опору и избегать создания громоздких конструкций. Например, пластиковые шпалеры для огурцов практичны и могут использоваться на протяжении нескольких лет с регулярной обработкой антисептическими средствами для защиты от болезней.
Надежные и долговечные металлические шпалеры
Металлические шпалеры отличаются высокой прочностью и устойчивостью к нагрузкам, создаваемым как кронами растений, так и природными явлениями. Для более легких растений подходят конструкции из проволочной сетки на основе тонкой трубы или арматуры. Например, плетущиеся розы или глицинии прекрасно поднимутся по шпалере, сделанной из арматуры. В зависимости от сорта растений и особенностей формирования кроны, шпалеры для винограда могут быть изготовлены из арматуры и труб, с диаметром не менее 5 см. В регионах, где массово возделывают виноград, опоры изготавливаются из армированных цементных стоек, к которым присоединяется нержавеющая проволока для формирования конструкции.
При самостоятельном создании металлической шпалеры потребуется сварочный аппарат и соответствующие навыки. Готовое изделие обязательно должно быть хорошо обработано антикоррозийной краской для увеличения срока службы.
Использование гобелена в интерьере
В Средние века шпалеры служили многофункциональными элементами. Они использовались как занавески для разделения помещений, для украшения стен, для создания балдахинов и пологов, а иногда даже путешествовали вместе с владельцами, становясь материалом для шатров. Их применение было универсальным и разнообразным.
Если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш ресурс, чтобы не пропустить новые материалы!
Мастерские Фландрии в XVII веке
После гражданской войны 1560–1570-х годов и массовой эмиграции ведущих мастеров шпалерного искусства Нидерланды не только сохранили, но и смогли восстановить в начале XVII века свои прежние объемы шпалерного производства, что способствовало сохранению славы фламандских шпалер. Сюжеты стенных ковров конца XVI — XVII века отражают влияние барочного стиля, которое проявилось не только в композиции, но и в оформлении бордюров.
На шпалерное производство в Фландрии оказал значительное влияние Петер Пауль Рубенс, который вместе со своей мастерской создавал картоны для шпалер. Также картины для шпалер разрабатывал Якоб Йорданс и художники, работавшие с ними. Часто с одного и того же картона в разные исторические периоды производились ковры разными мастерскими, так как эти картоны перепродавались на протяжении многих десятилетий. Рубенс сложил собственный уникальный стиль в шпалерном ткачестве, для которого характерны крупные фигуры, занимающие почти всю поверхность ковра, как будто они не помещаются в границы бордюров, а также выражение эмоций, движения и живописное использование цвета. В эру барокко бордюры стали широкими, включающими в себя крупные изображения плодов и аллегорических мотивов, которые гармонично сочетались с основным содержанием произведения.
Самыми крупными брюссельскими мастерскими XVII века владели известные старинные семьи, такие как Лейнерс, ван ден Хекке и Рэс. В это же время в Антверпене, Ауденарде, Брюгге работали другие прекрасные мастерские, которые стремились заказывать картоны у лучших художников своего времени.
Тематика шпалер XVII века преимущественно соответствовала художественным предпочтениям и принципам барокко: мифологические и религиозные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, истории знаменитых полководцев и грандиозные батальные сцены, а также триумфальные шествия победителей. Кроме того, параллельно с коврами на высокие сюжеты мастерские Фландрии создавали пейзажные шпалеры-вердюры, которые предназначались для украшения частных интерьеров. Название «вердюры» происходит от французского слова verdure, что означает «зеленый», «листва». Они содержат преимущественно зеленые пейзажи с изображениями животных и птиц на переднем плане, архитектурных сооружений на заднем плане, иногда вводя в композицию небольшие фигурки пастухов и охотников или сцены из истории и мифологии, создающие так называемый сад удовольствий (Jardin du plaisir).
В конце XVII века в шпалерном ткачестве начали появляться сюжеты, посвященные повседневной жизни простых людей, что ранее было сложно представить в столь возвышенном контексте. Композиции небольших картин Давида Тенирса Младшего адаптировались в картоны для полноразмерных шпалер, которые пользовались большим признанием на европейском рынке в конце XVII — начале XVIII века.
В XVII веке наблюдалась тенденция к международному обмену в производстве шпалер. Картоны, созданные фламандцем Рубенсом, использовались парижскими мастерскими, в то время как фламандские ткачи адаптировали шпалеры на основе картоны французского художника Шарля Лебрена, первого живописца короля Людовика XIV и директора мануфактуры Гобеленов. В течение XVII века фламандских ткачей часто приглашали в разные страны для создания шпалерных производств, поскольку они были хранителями лучших традиций этого ремесла. На протяжении первой половины XVII века Фландрия оставалась лидером в производстве стенных ковров, хотя в это время стали воздвигаться и другие шпалерные центры, способные составить ей достойную конкуренцию.
Королевская мануфактура
Гобеленов
В начале XVII века французский король Генрих IV пригласил ткачей из Нидерландов для организации шпалерных мастерских в Париже. Картоны для этих мастерских заказывали у самых лучших французских художников. Крупнейшую мануфактуру основали фламандцы Шарль Команс и Рафаэль де ла Планше в пригороде Парижа — Сен-Жермен. По заказу Людовика XIII Рубенс создал эскизы картонов для серии шпалер под названием «История императора Константина», которая включает 12 шпалер.
В 1662 году в поместье известной семьи красильщиков шерсти и банкиров Гобеленов была основана Королевская мануфактура шпалер, которая сразу же начала производить стенные ковры высшего качества. Этот успех не был случайным, так как во Франции к тому времени был накоплен значительный опыт работы и в стране трудились замечательные специалисты — как ткачи, так и художники. Директором мануфактуры назначили Шарля Лебрена, первоочередно живописца короля. Государственная поддержка способствовала процветанию мануфактуры Гобеленов и мгновенному успеху выпускаемых ею изделий. В итоге французские ткачи смогли обойти фламандских мастеров, и с этого времени лучшие шпалеры производились во Франции. Первые картоны для мануфактуры создавались французскими художниками, но также параллельно с ними Гобелены производили серии ковров, представляющих собой своего рода вольные копии фламандских шпалер, датируемых XVI веком. Как правило, на гобеленах можно было увидеть марку мануфактуры — указание на имя управляющего мастерской и год производства.
Следует отметить, что в литературе имеется терминологическая путаница в отношении слов шпалера и гобелен. Важно помнить, что термин «гобелен» подразумевает только шпалеры, произведенные на мануфактуре Гобеленов в Париже.
На протяжении XVIII века Гобелены выпускали крупные серии шпалер, такие как «Стихии», «Музы», «Ватиканские залы», «Новые и Старые Индии». В середине XVIII века начали выпускаться гобелены по картонам Франсуа Буше, который оказал значительное влияние на текстильную промышленность Европы. Во второй половине XVIII века в производстве гобеленов укрепилась тенденция к максимальному подражанию масляной живописи. Достижения ткачей и красильщиков достигли такого уровня, что в одной шпалере могли использоваться сотни оттенков, что предоставляло практически неограниченные возможности для имитации живописной поверхности. К тому же бордюры шпалер стали оформляться в виде массивных лепных золоченых рам, натягивались на подрамники и вставлялись в стенные панели, создавая эффект целостного художественного произведения.