Все об устройстве свесов крыши: форма, размеры, обшивка

Важно правильно выполнять краевой узел кровли. В случае использования гибкой черепицы необходимо обязательно применять подкладочный ковёр и стартовую полосу. Для металлочерепицы разработаны специальные герметизирующие и водоотводящие профили, такие как карнизные планки и капельники. Это гарантирует, что вода не будет проникать под кровельное покрытие и не вызовет коррозию или повреждение материалов.

Чем и как подшить фронтонный свес крыши: элитные и бюджетные варианты подшивки

Фронтонный свес представляет собой элемент двускатной или более сложной мягкой кровли здания с торцевым фронтоном. Глубина свеса не стандартизирована и зависит от архитектурного рішення. Фронтонный свес может варьироваться от нуля до максимально возможной величины, ограниченной только конструктивными особенностями. С точки зрения защиты фасада от атмосферных воздействий, чем больше свес, тем лучше он справляется с этой задачей.

Видео-инструкция по установке софитов

Фронтонный свес кровли может быть реализован по разным конструктивным схемам:

  • Фронтон размещается выше крыши. Это традиционное решение в исторической архитектуре, где фронтон возвышается над уровнем крыши. Данный подход создаёт впечатление парадности и массивности. В таких случаях стена фронтона защищается сверху кровельным покрытием, зачастую из металлосайдинга, который соединяется внахлест или с помощью фальца. Стыки между вертикальной плоскостью внутренней стороны фронтонной стены и кровельным покрытием тщательно гидроизолируются. В данной двухскатной кровле естественно присутствуют три фронтона и три свеса.
  • Фронтон устраивается наравне с кровлей, свес отсутствует. Этот метод более характерен для современного минималистического архитектурного стиля. В подобном решении отсутствуют как фронтонный, так и карнизный свес. Важно, чтобы при этом решение особое внимание уделялось конструкции системы водоотведения с крыши.
  • Свес формируется обрешеткой кровли. Это простое и экономичное решение. Конструкция стропил не выходит за пределы фронтонных стен, и лишь каркасная рама выступает. Этот вариант более подходит для лёгких кровельных материалов, таких как асбестоцементные листы, еврошифер, металлическая черепица или гибкая черепица, произведенная на основе окисленного битума. Каркас из рам (бруса или дощечек) крепится снизу к системе стропил, а торцы кровли закрываются металлическим профилем или комплектным кровельным щипцом. Возможность выполнения консольного свеса ограничена, чтобы избежать прогиба; глубина, как правило, не превышает полуметра. Биение конструкции шале в альпийском стиле подразумевает наличие значительных свесов для защиты деревянных стен от воздействия непогоды. При наличии системы ливнестока каркас в нижней части свеса, ближе к карнизу, имеет дополнительные элементы для крепления крюков желоба.
  • Свес создается вместе со стропильной системой. В этом случае стропильный брус входит не только внутрь стен дома, но и выходит за пределы фронтона. Крайняя стропильная нога служит опорой для основания крыши (обрешётки или сплошного настила), и её вынос определяет глубину свеса. Для поддержания внешних стропилин выдвигаются несущие элементы крыши, к примеру, прочный мауэрлат, опорные коньковые и промежуточные брусья. Реализация такой конструкции обеспечивает надежность и возможность создания значительного свеса даже для тяжелых кровельных покрытий, таких как керамическая и бетонная черепица или настоящий шифер. Две пары стропильных ног, размещенные за пределами стен, опираются на выдвинутый вперед коньковый опорный брус и верхний венец деревянного дома. В этом случае вылет кровли составляет примерно один метр, а крыша соответствует тяжёлым условиям — бетонная черепица.

Иногда для легких кровель и сравнительно небольших свесов используют другую систему. Вместо стропильной ноги устанавливается карнизная дощечка, высота которой соответствует стропильному бруску, но она более тонкая и легкая. Она соединяется перекладинами с крайней стропильной ногой и крепится к дощечке нижнего карниза. Этот вариант менее надежный и, как правило, экономически не выгоднее в расходе древесины и трудозатратах.

Ширина карнизных и фронтонных свесов

Согласно строительным нормам (СП 17.13330.2017), определено лишь минимальное значение ширины карнизных свесов, равное 600 мм, которое касается только крыш без организованного водостока. В условиях современного строительства это довольно редкое явление. Таким образом, ширина свесов определяется на практике, согласно архитектурному плану дома. Например, в стиле шале, популярном сегодня, характерны широкие свесы — более 80 см, тогда как для классического английского стиля характерны ограниченные свесы. Не следует забывать и об практическом аспекте: на брусовых или бревенчатых стенах благоразумнее использовать широкие свесы, так как они обеспечат лучшую защиту дерева и уплотнителя между венцами от влаги.

Статья по теме:  О мягкой кровле Технониколь

Под широким свесом крыши можно обустроить уютную веранду, которая будет неплохо защищена от дождя и солнца. Даже при очень больших свесах дом обязательно оборудуют водостоками.

Под широким свесом крыши можно обустроить уютную веранду, которая обеспечит хорошую защиту от дождя и солнца. Даже если свесы большие, устанавливаются обязательные системы водостока, чтобы избежать накопления воды.

Размеры шифера: стандарты в таблицах, формулы расчета количества

Как увеличить свесы крыши

При конструкциях из стропильных ферм целесообразно заранее проектировать более длинные стропильные ноги и затяжки. Увеличить карнизные свесы можно также, добавив бруски-кобылки к стропильным ногам. При ширине свеса более 80 см необходимо дополнительно укреплять свесы на стропильных ногах или кобылках декоративными укосинами от стен, чтобы избежать прогиба под тяжестью снега и льда. Фронтонный свес, созданный из досок обрешётки, не может превышать 40 см. В случае необходимости увеличить его до 60-80 см, можно построить каркасную конструкцию из досок, установленных на ребро, и закрепленных стальными уголками к ближайшим стропилам. Превышение этих размеров возможно только при наличии слег или ступенчатых консольных выпусков верхних стеновых бревен или брусьев. Слеги на подпорках позволяют увеличить глубину фронтонного свеса до максимума.

Основой фронтонного свеса может служить стропильная конструкция, поддерживаемая консольными выпусками наружных и внутренних стеновых бревен.

Отделка кромки свеса

У обоих типов свесов в торцах имеются открытые элементы. У карнизного свеса это торцевые части стропил, а у фронтонного свеса — торцы обрешётки. Важно аккуратное оформление этих элементов с целью их защиты от неблагоприятных погодных условий. Кроме того, установка желобов для водостока вдоль свесов также является обязательной. В сущности, этап отделки торцевой части свеса включает в себя отделку кромки.

Выбор материала для отделки зависит от типа кровельного покрытия, которое используется. Часто, вместе с кровельным покрытием поставляется соответствующий набор для оформления и зашивки кромки.

Перед подшивкой карнизов крыши нужно вертикально обрезать все торчащие стропила или кобылки по одной линии, соблюдая одно расстояние от стены. Затем торцы стропил соединяются обвязывающей доской, на которую прибивается лобовая доска, как правило, из металла.

Лобовая доска часто входит в комплект к металлической, керамической или битумной черепице. Также возможно изготовление данной детали из дерева, обработанного защитным составом или краской. На этой доске в последующем устанавливаются водосточные желоба.

Фронтонный свес обрабатывается следующим образом: сначала обрезаются доски обрешётки, выступающие за пределы стены. Линия отреза должна быть параллельна стене. Торцевая доска (деревянная или металлическая) прикрепляется к обрезанным краям обрешётки и к торцу бруса конька. Материал для кровли, длина которого равна длине карниза, прикрывает торцевую часть доски.

Лобовая доска

Два основных способа подшивки свесов

Существует множество вариантов подшивки свесов крыши. Это можно делать как перпендикулярно, так и параллельно свесу, используя как целые листы, так и отдельные планки, применяя разные материалы и конструкции для крепления. Однако основаны эти технологии на двух основных методах подшивки.

Подшивка свеса прямо по стропилам

Это один из самых простых методов, при котором важно, чтобы плоскость на нижних концах стропил была общей. Этот подход подходит для крыш с небольшим уклоном, который не превышает 30 градусов, и выносом, составляющим не более 40-50 сантиметров. Подшивка осуществляется по обрешетке, выполненной из досок или брусьев, которые крепятся к стропилам. Подшивочные планки могут располагаться параллельно стене, по торцу стропил или перпендикулярно плоскости стропил.

Отделка свеса по стропилам

Пример карнизного свеса, обшитого по стропилам. Фото: dom.germanovich.com

Подшивка горизонтальная

Этот метод незаменим для крыш с крутым скатом. Монтаж осуществляется быстро, а используемый материал существенно экономится. Для работы необходимо создать каркас из брусьев, который будет прикреплён к стене и стропилам (сверху и снизу). Чтобы вода могла легко стечь, брус на стропилах должен быть на сантиметр ниже настенного бруса. От углов крыши до углов дома прибиваются доски. Если свес превышает 45 сантиметров, в середине необходимо установить ещё один продольный брус. Остальные продольные брусья усиливаются перпендикулярно установленными брусками.

Статья по теме:  Какая кровля лучше - советы и сравнение видов материалов. Какая крыша лучше для дома.

Обрешетка под горизонтальную отделку свеса

Пример монтажа обрешетки под горизонтальную обшивку свеса.

Подшивка фронтонного свеса – всегда по обрешетке

Независимо от метода подшивки карниза, фронтонный свес подшивается напрямую по обрешетке. На обрешетку крепится брус или доски, а к этим элементам, идущим вдоль фронтона, монтируются обшивочные планки.

Фронтонный свес крыши своими руками: Пошаговая инструкция — Размеры и конструкция + Видео

Фронтонный свес крышы в доме

При строительстве дома особое внимание уделяется крыше. Невозможно не обратить внимание на такую важную часть крыши, как фронтонный свес. Неправильное отношение к этому процессу может привести к значительным расходам на само сооружение кровли. Нам необходимо обшить участок стены, который ограничивается скатами крыши, а снизу провести утепление. Именно об этом мы и поговорим. Мы проанализируем виды фронтальных свесов, способы утепления и отделки, а также технологии монтажа.

Понятие фронтонного свеса

Начнем с определения фронтонного свеса: это продолжение элементов ската крыши, обрамляющее торцевой фронтон по бокам и в конце переходящее в карниз.

Строительные нормы не регламентируют ширину свеса, однако различает ее в пределах от 40 см до 70 см. Обычно, чем шире карнизный свес, тем лучше защита стен от внешних факторов.

Конструктивные решения могут быть выполнены несколькими способами:

Свес формируется за счет обрешетки кровли

  • Свес формируется за счет обрешетки кровли. Это самый экономичный способ. При монтаже обрешетки стропила удлиняются на 30-50 см над торцевой стеной.

Такое конструктивное решение применяется для легких кровельных покрытий (мягкая кровля, еврошипер, металлическая черепица). Существуют определенные ограничения по ширине свеса, она не должна превышать 50 см, чтобы избежать деформации и искривления крыши под нагрузкой стропил.

Способ, при котором фронтонный свес отсутствует

  • Способ, при котором фронтонный свес отсутствует. Это происходит, когда фронтон расположен на одной высоте с крышей. Это решение характерно для построек в минималистическом стиле.

Свес выполняют параллельно стропильной конструкции

  • Свес выполняют параллельно стропильной конструкции. Стропила могут устанавливаться как внутри крыши, так и снаружи фронтона. Стропильная нога служит основой для обрешетки и кровли.

Для усиления свеса можно выносить промежуточные брусья и опорные коньки, относив их к несущим элементам крыши. Такая система позволяет делать большие выносы свеса.

Как подшить фронтонный свес

Способы подшивки свесов

Существует два способа подшивки свесов:

Подшивка свеса крыши коробом из дерева

Первый способ используется, когда угол кровли большой. Необходимо взять доску толщиной примерно 40 см и крепить её в пространстве между стеной и стропилами. Важно отметить, что если один край этой доски крепится к ноге стропил, в этом случае нужно установить второй край вертикально, чтобы выровнять плоскость.

Подшивка свеса крыши по стропилам.

Второй метод применяется при небольших уклонах кровли. Стропила должны образовать ровную поверхность, но достичь этого бывает сложно. В этом случае используют тонкие доски, которые крепятся к стропилам и имеют длину от стены до края навеса. Такие доски выравниваются по натянутому шнурку и крепятся саморезами или металлическими уголками.

Материалы, которые используют при отделке свесов

Отделка свесов вагонкой

  • Вагонка. Это один из самых популярных вариантов. При этом важно, чтобы все элементы были обработаны специальными защитными средствами до монтажа. В качестве отделочных шпунтовых досок можно использовать материалы из сосны или ели. Монтаж начинается с крепления бруса к стене параллельно нижнему краю стропил, между стропилами и брусом устанавливают дополнительную доску на одном уровне.

После этого монтируется обрешетка, а затем происходит установка вагонки. Каждая доска обрезается индивидуально по длине, при креплении оставляют расстояние между досками 2-3 мм.

Специалисты рекомендуют устанавливать вентиляционные решетки примерно через каждые 3-4 доски, хотя многие люди этого не делают.

  • Отделка свесов крыши профнастиломПрофнастил. На уровне свеса, вдоль стены и стропил, устанавливается брус на одном уровне. Измеряются размеры и нарезается профилированный металлический лист. Не забывайте, что металл при высоких температурах может расширяться, а при низких сжиматься, поэтому его нужно крепить с небольшими зазорами. Не забывайте устанавливать решетки. Крепление осуществляется саморезами, гвозди не рекомендуются, так как Отделка свесов крыши ПВХ-панелямиэто может привести к деформации поверхности
Статья по теме:  Аэратор кровельный для чего. Аэратор кровельный для чего.

Монтаж металлических софитов для крыши

После установки дополнительных элементов можно переходить к монтажу софитов.

  1. Подрезаем софит — длина панели должна быть примерно на 50 мм меньше ширины свесов (если свесы 500 мм, тогда длина планки должна быть 450 мм). Это упростит монтаж, так панели будет легче вставлять в планки.
  2. Установка металлического софита для кровли начинается от угла свеса. Панели монтируются поперёк свеса, при этом один край софита вставляется в разъем планки карнизного свеса (до упора), а противоположный край — в паз планки J-профиля.
  3. Выравниваем панель по центру — софит не должен вплотную прилегать к планкам. Между панелью и каждой планкой должен оставаться компенсационный зазор в 10 мм, что связано с особенностями древесины: благодаря зазору софит может не деформироваться при расширении деревянных направляющих, просто немного сдвинется.

Важно: саморезы необходимо вкручивать только в существующие отверстия в замковой части софита, сверлить дополнительные отверстия не требуется.

Саморезы нужно вкручивать строго по центру отверстия. Панели фиксируются не слишком плотно, оставляя зазор 0,7-1 мм между поверхностью софита и нижней стороной шляпки самореза, что позволяет свободно двигаться софиту в горизонтальном направлении.

Это связано с функциональными особенностями деревянных направляющих, на которых установлены панели и планки. Древесина может реагировать на изменения температуры и уровня влажности, либо расширяясь, либо усыхая. Если софит немного сдвинется, это не повлияет на его эстетическую функцию; плотная фиксация софитов в таком случае может привести к их деформации, что особенно заметно на широких свесах.

Мы рассмотрели вариант, когда торцевые доски закрыты планками карнизного свеса, простыми или сложными. Однако лобовые доски могут оставаться открытыми, если они выполняют декоративную функцию. В этом случае подшивка свесов производится следующим образом: вдоль лобовой доски и стены монтируются планки J-профиля, затем вставляем панели софитов в пазы планок и неплотно фиксируем их саморезами по центру отверстий в замковой части.

При этом, планки карнизного свеса в таком случае не устанавливаются.

Оформление углов карнизных свесов

Когда основная часть подшивки завершена, приступаем к установке угловых соединений софитов.

Панели софита могут соединяться либо по диагонали, либо под прямым углом.

Чтобы скрыть соединения панелей, необходимо установить стыковочную планку (универсальную или сложную). Также можно использовать два J-профиля. В обоих случаях сначала фиксируем стыковочную планку или планки J-профиля, а затем устанавливаем стыкующиеся панели софита.

  • Делаем разметку и примеряем планку к месту соединения панелей — кромки софитов должны максимально плотно прилегать к планке. Соединение панелей должно быть симметричным.
  • Подрезаем планку и софиты по необходимым размерам.
  • Фиксируем планку с помощью саморезов 4,2х16 мм с пресс-шайбой.
  • Вставляем в пазы планок софиты и фиксируем их саморезами 4,2х16 мм с пресс-шайбой. Проверяем, чтобы софиты были перпендикулярны торцевым доскам.

Подшивка свесов по стропилам

При подшивке свесов по стропилам софиты монтируются не в горизонтальной плоскости, а под углом к стене. Этот метод используется реже, так как монтаж планок и софитов под углом неудобен — трудно вкручивать саморезы перпендикулярно направляющим (между стеной и свесами может быть недостаточно места для шуруповёрта).

Для подшивки свесов по стропилам используют те же материалы, что и для горизонтальной подшивки. Порядок монтажа дополнительных элементов и софитов остается прежним. Главное отличие состоит в том, что вам нужно будет самим подогнуть планки карнизного свеса (простые илисложные) под необходимый угол.

Мы увидели, что карнизный и фронтонный свесы являются необходимыми элементами кровли. Обсудили, какие элементы используются при оформлении свесов. Теперь мы также ответили на главный вопрос: как подшить кровлю горизонтальным способом и по стропилам.

В подшивке свесов нет ничего сложного. Если следовать нашей инструкции по монтажу металлических софитов и дополнительных элементов — результат, несомненно, вас порадует!

Оцените статью
РемСтройХолд
Добавить комментарий