Самодельный трактор из мотоблока

Прицепное оборудование для мотоблоков, включая различные самодельные варианты, обычно представляет собой достаточно простую конструкцию, которая включает прямоугольный ящик с бортами, установленный на колёсной базе.

Приспособления для мотоблока: создание ходоуменьшителей, мульчеров, противовесов своими руками, а также выбор колес для культиватора — размеры и чертежи

Несколько десятилетий назад осуществление таких задач, как боронение и пахота, требовало от фермеров значительных физических усилий и использования лишь самых простых инструментов. Однако с развитием технологий и появлением специализированных агрегатов, таких как мотоблоки, процесс агрономической работы значительно упростился. Мотоблоки сегодня стали незаменимыми помощниками в садоводстве и огородничестве. Тем не менее, стоимость данного оборудования может быть довольно высокой, особенно учитывая цену самого мотоблока. Это приводит многих умельцев к решению самостоятельно изготавливать необходимые устройства — самоделки для мотоблоков.

Неудивительно, что растущий интерес к мотоблокам сопутствует активному использованию различного дополнительного прицепного и навесного оборудования, таких как КУН, что значительно увеличивает функциональные возможности этих машин.

Устройство мотоблока

Далее вы узнаете, как выбрать наиболее подходящий мотоблок. Чтобы лучше понять принципы самодельного конструирования мотобока и его дополнительных комплектующих, стоит детально изучить его устройство. Мотоблок состоит из нескольких основных рабочих узлов:

  • Двигатель — основная движущая сила агрегата.
  • Трансмиссия.
  • Ходовая часть.
  • Системы управления.

Двигатель

Основным движителем мотоблока служит стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от марки и модели мотоблока, такого как Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза и других, могут применяться различные типы двигателей:

  • Бензиновый 4-тактный двигатель, используемый в лёгких и средних мотоблоках.
  • Дизельный 4-тактный двигатель, предназначен для тяжелых и мощных мотоблоков, используемых на сложных сельскохозяйственных участках.

Видео: Обзор лучшего дизельного мотоблока

Более подробную информацию о работе дизельного мотоблока можно найти в следующем видео:

Хотя в некоторых старых моделях можно встретить и 2-тактные двигатели, они значительно уступают 4-тактным по силе. Большинство современных мотоблоков оснащены именно 4-тактными бензиновыми двигателями, которые состоят из нескольких систем:

  • Система подачи топлива, включающая бак, карбюратор, воздушный фильтр и топливные шланги.
  • Смазочная система, предназначенная для смазки движущихся частей.
  • Стартер, который запускает двигатель, раскручивая коленвал.
  • Охлаждающая система, отводящая тепло от блока цилиндров при помощи воздушного потока.
  • Система зажигания, создающая искру на свече зажигания.
  • Газораспределительная система, отвечающая за подачу топливовоздушной смеси в цилиндры и выпуск отработанных газов.

Замечательно, что двигатель поступает в продажу уже с необходимыми рабочими системами, что значительно облегчает процесс сборки самодельного мотоблока.

Трансмиссия

Основная задача трансмиссии заключается в передаче крутящего момента от мотора к колёсной базе, а также в регулировке скорости и направления движения машины. Трансмиссия состоит из нескольких ключевых узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и, в некоторых моделях, дифференциала.

Существует несколько типов трансмиссий:

  • Шестеренчатая трансмиссия.
  • Ременная трансмиссия.
  • Цепная трансмиссия.
  • Комбинированная трансмиссия.

Шестеренчатая трансмиссия, как правило, используется в тяжёлых мотоблоках и включает как конические, так и цилиндрические шестерни.

Статья по теме:  Как сделать измельчитель травы своими руками

Другие типы трансмиссий чаще всего устанавливаются на лёгкие и средние мотоблоки. Независимо от типа трансмиссии, все они, как правило, оборудованы валом отбора мощности (ВОМ), который передает крутящий момент к рабочим узлам.

Сцепление может также различаться по своей конструкции и принципу работы:

Подготовка к созданию самодельного минитрактора

Кинематическая схема

Создание самодельного минитрактора начинается с разработки чертежа и кинематической схемы будущего устройства, а также сбора необходимых материалов, инструментов и оборудования. Если у вас есть навыки в черчении, можно самостоятельно создать схему работы всех механизмов и узлов трактора. Если нет — можно найти подходящий проект в интернете или воспользоваться предложенным здесь примером.

Для модернизации мотоблока можно использовать готовый заводской комплект, чтобы переделать его в минитрактор. Однако такой вариант может не подойти тем, кто хочет создать полный привод (4×4) и при этом значительно сократить затраты, для такого случая понадобятся специализированные детали.

Для создания самодельного трактора потребуется:

  • Набор инструментов;
  • Сварочное оборудование;
  • Дрель с набором сверл;
  • Металлические трубы и швеллеры;
  • Крепежные элементы (болты и гайки);
  • Болгарка и диски для работы с металлом.

Самодельный трактор

Для того чтобы создать трактор своими руками, также понадобятся два подходящих колеса, навесное устройство, кресло для водителя, рулевой механизм, педали и, конечно же, сам мотоблок с достаточной мощностью и весом. Наилучший выбор — это агрегат тяжёлого класса с дизельным двигателем, такие как Зубр, Нева, Агро или СКАУТ. Это обеспечит создание производительного мини-трактора, который будет способен выполнять различные сельскохозяйственные операции. Также важным аспектом будет возможность буксировки прицепа.

Вес выбранного агрегата должен соответствовать состоянию грунта, на котором предполагается использование самоделки. Если земля уплотненная и пересохшая, то будущий минитрактор вряд ли справится с возложенными на него задачами. Чем тверже почва, тем тяжелее должен быть мотоблок. Мощность двигателя также следует соотнести с площадью обрабатываемой земли: чем больше участок, тем мощнее необходимо выбирать двигатель.

Как сделать раму

После того как инструменты и необходимые материалы подготовлены, можно перейти к изменению рамы мотоблока. Рама должна быть приспособлена под дополнительную пару колес и может быть выполнена как цельнометаллической, так и переломной, с использованием швеллеров или профильных металлических труб. Продольные и поперечные лонжероны легко сделать, нарезав их с помощью болгарки и скрепив сваркой или крепежными элементами. Для надежности можно дополнительно проварить швы.

При переоборудовании культиватора в мини-трактор часто используется переломная система, состоящая из двух независимых полурам, соединенных шарнирами. Эта конструкция позволяет всем четырем колесам трактора всегда оставаться в контакте с землёй, что предотвращает вывешивание при эксплуатации по неровной поверхности или скользкой дороге. Это значительно улучшает устойчивость, маневренность и проходимость мини-трактора при выполнении пахоты и транспортировочных работ.

img

К подготовленной раме монтируются навесные устройства, что позволяет трактору работать с дополнительными орудиями. Также можно сразу приварить фаркоп для буксировки прицепа — это значительно расширит функциональные возможности самодельного мототрактора.

Статья по теме:  Мини-тракторы Скаут: плюсы и минусы, модельный ряд

Снегоход и болотоход из мотоблока

Существует принципиальная схожесть между конструкциями снегохода и болотохода, так как оба типа самоделок из мотоблока требуют минимального давления на грунт. При переделке мотоблока под новое 4-колесное шасси необходимо уделить особое внимание качеству производства широких колес для снежной или болотистой местности.

Наилучший вариант заключается в производстве грунтозацепов, которые позволяют устанавливать стандартные колеса от мотоблока.

Владельцы тяжёлых мотоблоков с прицепными тележками могут переделать свои машины в самодельные снегоходы, не меняя традиционную конструкцию. Для этого достаточно установить новые внедорожные шины на старые колеса, предварительно спустив их и поддомкратив раму, чтобы затем вновь накачать их с новыми покрышками. Так, после таких небольших усилий, можно отправиться в приключение по заболоченным участкам или по глубокому снегу.

Практика показывает, что такой самодельный болотоход, даже с 6-сильным бензиновым двигателем, хорошо справляется с передвижением по ровной поверхности и без проблем преодолевает небольшие уклоны.

Мотособака и каракат

Тем, кто имел счастье прокатиться на мотобуксировщике импортного производства, наверняка будет интересно заметить, насколько схожи эти машины с обычными мотоблоками. Практически идентичный передний тяговый узел с двигателем, аналогичная система передачи крутящего момента и подобная компоновка органов управления на руле. Однако отсутствуют гусеницы, которые позволили бы мотособаке буксировать сани или охотника по заснеженной местности.

Создавая свой личный мотобуксировщик, заядлые рыбаки и охотники имеют выбор: либо приобретать готовую снегоходную приставку, либо разработать её самостоятельно.

В настоящее время гусеничные приспособления производятся в промышленных масштабах для большинства моделей мотоблоков, таких как Нева, Салют, Агат, Фаворит, Каскад, Форза и другие. Цена на такие устройства может достигать 30 тысяч рутлей, что достаточно затратно.

Поэтому, если вы хотите сэкономить и имеете хотя бы базовые навыки работы с гусеничными механизмами, существует возможность изготовить такую конструкцию и лыжные сани самостоятельно. Для этого нужно сварить прочную каркасную раму, на которую будет установлен двигатель, руль, ведущие и ведомые зубчатые колеса, а также два промежуточных вала с резиновыми роликами.

Также стоит отметить интересную самоделку, известную как каракат. Основное достоинство этой машины заключается в её огромных колесах, которые представляют собой обычные автопокрышки, собранные из прочных ремней.

Для изготовления шин с низким давлением могут использоваться покрышки от грузовых автомобилей. Их облегчают, аккуратно вырезая часть поверхности с помощью электрического лобзика, оставляя при этом только часть борта и заклепочный протектор.

На каракат из мотоблока устанавливаются самодельные диски, которые дорабатываются и расширяются за счёт стандартных автомобильных дисков. Неплохой вариант — использование легкого мотоблока с оригинальными колесными дисками. Для этого два алюминиевых тазика свариваются по окружности, дно вырезается под размер ступицы, а диски снабжаются ребрами жесткости и боковыми ограничителями для фиксации камеры.

При всей их внешней неуклюжести, каракаты на основе мотоблоков на самом деле демонстрируют отличную проходимость и устойчивость. Они способны не только легко пересекать заболоченные участки, но и могут перевозить значительный груз, достигающий 100 кг.

Статья по теме:  Снегоход из мотоблока своими руками — лучшие самодельные устройства и механизмы. 110 фото и видео постройки снегохода

Тем, кто планирует создать квадроцикл на базе мотоблока, следует понимать, что высоких скоростей на таком оборудовании не следует ожидать. Тем не менее, по маневренности и проходимости такой самодельный аппарат ни в чем не уступает своим дорогостоящим стандартным аналогам.

Посадка в самодельном внедорожнике будет аналогична традиционному размещению в мотоблоке, а не с мотоциклетной посадкой, как в квадриках. Не потребуется собственноручно изготавливать колесные диски для квадроцикла, можно использовать стандартные диски от легкового автомобиля, которые рассчитаны на установку широкой грязевой резины.

Плуг и окучник

Самодельный мотоблок

Самоделки на базе мотоблоков включают в себя разнообразные агрегаты, которые значительно упрощают выполнение сельскохозяйственных задач. Одним из таких полезных инструментов является плуг, который можно прикрепить непосредственно к сцепке мотоблока. Для его изготовления не требуется наличие специальных инструментов. Для изготовления плуга необходим стальной лист толщиной 5 мм, из которого вырезается лемех. Эта деталь будет съемной и может быть сделана из ненужного диска от циркулярной пилы, после чего режущая часть формируется с использованием наковальни и заточивается. Завершив с этой частью, нужно использовать металлическую трубку диаметром около 0,5 мм для формирования отвала, который также требует обработки с помощью газовой сварки для подрезки по чертежу или шаблону. Отвал необходимо подготовить, шлифуя болгаркой, после чего соединить обе части в металлическом корпусе.

Другой важный инструмент в сельском хозяйстве — окучник.

Эта устройство также может быть эффективно использовано для борьбы с сорняками и засыпки борозд после посадки семян.

Окучники могут быть фиксированными или дисковыми, и для обоих типов желательно иметь готовый заводской шаблон. Главная трудность заключается в формировании передней части механизма с закругленным углом. Угол следует сделать из половинок, которые затем сварятся вместе, а швы очищаются с помощью болгарки.

Также есть и другие полезные приспособления, которые можно создать на основе мотоблока, такие как подборщики сена, которые крепятся к передней части мотоблока на специальный штырь, предназначенный для сенокосилок. Простор для творчества и самодельного производства здесь весьма широк.

Подборщик сена

К мотоблоку можно добавить еще один полезный инструмент — подборщик сена. Конструкция подборщика прикрепляется к передней части мотоблока на специально предназначенном штыре, который используется для сенокосилки.

Для его создания потребуются две металлические трубы диаметром 25 и 50 мм. К верхней трубе крепится металлическая пластина, на которой будут фиксироваться остальные детали конструкции. Эти трубы нужны для создания две рам. Размеры рам — произвольные и зависят от размеров самого мотоблока. Верхняя рама может быть собрана из спинок старой кровати. На нижней части конструкции устанавливаются специальные деревянные слайдеры, которые помогут всей конструкции легко преодолевать небольшие возвышенности и препятствия. Штыри должны быть наклонены к земле, а не располагаться параллельно ей, что обеспечит хорошую рабочую способность на различных типах местности, кроме лугов с большими кочками.

Оцените статью
РемСтройХолд
Добавить комментарий