Прицепное оборудование для мотоблоков, включая различные самодельные варианты, обычно представляет собой достаточно простую конструкцию, которая включает прямоугольный ящик с бортами, установленный на колёсной базе.
Приспособления для мотоблока: создание ходоуменьшителей, мульчеров, противовесов своими руками, а также выбор колес для культиватора — размеры и чертежи
Несколько десятилетий назад осуществление таких задач, как боронение и пахота, требовало от фермеров значительных физических усилий и использования лишь самых простых инструментов. Однако с развитием технологий и появлением специализированных агрегатов, таких как мотоблоки, процесс агрономической работы значительно упростился. Мотоблоки сегодня стали незаменимыми помощниками в садоводстве и огородничестве. Тем не менее, стоимость данного оборудования может быть довольно высокой, особенно учитывая цену самого мотоблока. Это приводит многих умельцев к решению самостоятельно изготавливать необходимые устройства — самоделки для мотоблоков.
Неудивительно, что растущий интерес к мотоблокам сопутствует активному использованию различного дополнительного прицепного и навесного оборудования, таких как КУН, что значительно увеличивает функциональные возможности этих машин.
Устройство мотоблока
Далее вы узнаете, как выбрать наиболее подходящий мотоблок. Чтобы лучше понять принципы самодельного конструирования мотобока и его дополнительных комплектующих, стоит детально изучить его устройство. Мотоблок состоит из нескольких основных рабочих узлов:
- Двигатель — основная движущая сила агрегата.
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Системы управления.
Двигатель
Основным движителем мотоблока служит стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от марки и модели мотоблока, такого как Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза и других, могут применяться различные типы двигателей:
- Бензиновый 4-тактный двигатель, используемый в лёгких и средних мотоблоках.
- Дизельный 4-тактный двигатель, предназначен для тяжелых и мощных мотоблоков, используемых на сложных сельскохозяйственных участках.
Видео: Обзор лучшего дизельного мотоблока
Более подробную информацию о работе дизельного мотоблока можно найти в следующем видео:
Хотя в некоторых старых моделях можно встретить и 2-тактные двигатели, они значительно уступают 4-тактным по силе. Большинство современных мотоблоков оснащены именно 4-тактными бензиновыми двигателями, которые состоят из нескольких систем:
- Система подачи топлива, включающая бак, карбюратор, воздушный фильтр и топливные шланги.
- Смазочная система, предназначенная для смазки движущихся частей.
- Стартер, который запускает двигатель, раскручивая коленвал.
- Охлаждающая система, отводящая тепло от блока цилиндров при помощи воздушного потока.
- Система зажигания, создающая искру на свече зажигания.
- Газораспределительная система, отвечающая за подачу топливовоздушной смеси в цилиндры и выпуск отработанных газов.
Замечательно, что двигатель поступает в продажу уже с необходимыми рабочими системами, что значительно облегчает процесс сборки самодельного мотоблока.
Трансмиссия
Основная задача трансмиссии заключается в передаче крутящего момента от мотора к колёсной базе, а также в регулировке скорости и направления движения машины. Трансмиссия состоит из нескольких ключевых узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и, в некоторых моделях, дифференциала.
Существует несколько типов трансмиссий:
- Шестеренчатая трансмиссия.
- Ременная трансмиссия.
- Цепная трансмиссия.
- Комбинированная трансмиссия.
Шестеренчатая трансмиссия, как правило, используется в тяжёлых мотоблоках и включает как конические, так и цилиндрические шестерни.
Другие типы трансмиссий чаще всего устанавливаются на лёгкие и средние мотоблоки. Независимо от типа трансмиссии, все они, как правило, оборудованы валом отбора мощности (ВОМ), который передает крутящий момент к рабочим узлам.
Сцепление может также различаться по своей конструкции и принципу работы:
Подготовка к созданию самодельного минитрактора
Создание самодельного минитрактора начинается с разработки чертежа и кинематической схемы будущего устройства, а также сбора необходимых материалов, инструментов и оборудования. Если у вас есть навыки в черчении, можно самостоятельно создать схему работы всех механизмов и узлов трактора. Если нет — можно найти подходящий проект в интернете или воспользоваться предложенным здесь примером.
Для модернизации мотоблока можно использовать готовый заводской комплект, чтобы переделать его в минитрактор. Однако такой вариант может не подойти тем, кто хочет создать полный привод (4×4) и при этом значительно сократить затраты, для такого случая понадобятся специализированные детали.
Для создания самодельного трактора потребуется:
- Набор инструментов;
- Сварочное оборудование;
- Дрель с набором сверл;
- Металлические трубы и швеллеры;
- Крепежные элементы (болты и гайки);
- Болгарка и диски для работы с металлом.
Для того чтобы создать трактор своими руками, также понадобятся два подходящих колеса, навесное устройство, кресло для водителя, рулевой механизм, педали и, конечно же, сам мотоблок с достаточной мощностью и весом. Наилучший выбор — это агрегат тяжёлого класса с дизельным двигателем, такие как Зубр, Нева, Агро или СКАУТ. Это обеспечит создание производительного мини-трактора, который будет способен выполнять различные сельскохозяйственные операции. Также важным аспектом будет возможность буксировки прицепа.
Вес выбранного агрегата должен соответствовать состоянию грунта, на котором предполагается использование самоделки. Если земля уплотненная и пересохшая, то будущий минитрактор вряд ли справится с возложенными на него задачами. Чем тверже почва, тем тяжелее должен быть мотоблок. Мощность двигателя также следует соотнести с площадью обрабатываемой земли: чем больше участок, тем мощнее необходимо выбирать двигатель.
Как сделать раму
После того как инструменты и необходимые материалы подготовлены, можно перейти к изменению рамы мотоблока. Рама должна быть приспособлена под дополнительную пару колес и может быть выполнена как цельнометаллической, так и переломной, с использованием швеллеров или профильных металлических труб. Продольные и поперечные лонжероны легко сделать, нарезав их с помощью болгарки и скрепив сваркой или крепежными элементами. Для надежности можно дополнительно проварить швы.
При переоборудовании культиватора в мини-трактор часто используется переломная система, состоящая из двух независимых полурам, соединенных шарнирами. Эта конструкция позволяет всем четырем колесам трактора всегда оставаться в контакте с землёй, что предотвращает вывешивание при эксплуатации по неровной поверхности или скользкой дороге. Это значительно улучшает устойчивость, маневренность и проходимость мини-трактора при выполнении пахоты и транспортировочных работ.
К подготовленной раме монтируются навесные устройства, что позволяет трактору работать с дополнительными орудиями. Также можно сразу приварить фаркоп для буксировки прицепа — это значительно расширит функциональные возможности самодельного мототрактора.
Снегоход и болотоход из мотоблока
Существует принципиальная схожесть между конструкциями снегохода и болотохода, так как оба типа самоделок из мотоблока требуют минимального давления на грунт. При переделке мотоблока под новое 4-колесное шасси необходимо уделить особое внимание качеству производства широких колес для снежной или болотистой местности.
Наилучший вариант заключается в производстве грунтозацепов, которые позволяют устанавливать стандартные колеса от мотоблока.
Владельцы тяжёлых мотоблоков с прицепными тележками могут переделать свои машины в самодельные снегоходы, не меняя традиционную конструкцию. Для этого достаточно установить новые внедорожные шины на старые колеса, предварительно спустив их и поддомкратив раму, чтобы затем вновь накачать их с новыми покрышками. Так, после таких небольших усилий, можно отправиться в приключение по заболоченным участкам или по глубокому снегу.
Практика показывает, что такой самодельный болотоход, даже с 6-сильным бензиновым двигателем, хорошо справляется с передвижением по ровной поверхности и без проблем преодолевает небольшие уклоны.
Мотособака и каракат
Тем, кто имел счастье прокатиться на мотобуксировщике импортного производства, наверняка будет интересно заметить, насколько схожи эти машины с обычными мотоблоками. Практически идентичный передний тяговый узел с двигателем, аналогичная система передачи крутящего момента и подобная компоновка органов управления на руле. Однако отсутствуют гусеницы, которые позволили бы мотособаке буксировать сани или охотника по заснеженной местности.
Создавая свой личный мотобуксировщик, заядлые рыбаки и охотники имеют выбор: либо приобретать готовую снегоходную приставку, либо разработать её самостоятельно.
В настоящее время гусеничные приспособления производятся в промышленных масштабах для большинства моделей мотоблоков, таких как Нева, Салют, Агат, Фаворит, Каскад, Форза и другие. Цена на такие устройства может достигать 30 тысяч рутлей, что достаточно затратно.
Поэтому, если вы хотите сэкономить и имеете хотя бы базовые навыки работы с гусеничными механизмами, существует возможность изготовить такую конструкцию и лыжные сани самостоятельно. Для этого нужно сварить прочную каркасную раму, на которую будет установлен двигатель, руль, ведущие и ведомые зубчатые колеса, а также два промежуточных вала с резиновыми роликами.
Также стоит отметить интересную самоделку, известную как каракат. Основное достоинство этой машины заключается в её огромных колесах, которые представляют собой обычные автопокрышки, собранные из прочных ремней.
Для изготовления шин с низким давлением могут использоваться покрышки от грузовых автомобилей. Их облегчают, аккуратно вырезая часть поверхности с помощью электрического лобзика, оставляя при этом только часть борта и заклепочный протектор.
На каракат из мотоблока устанавливаются самодельные диски, которые дорабатываются и расширяются за счёт стандартных автомобильных дисков. Неплохой вариант — использование легкого мотоблока с оригинальными колесными дисками. Для этого два алюминиевых тазика свариваются по окружности, дно вырезается под размер ступицы, а диски снабжаются ребрами жесткости и боковыми ограничителями для фиксации камеры.
При всей их внешней неуклюжести, каракаты на основе мотоблоков на самом деле демонстрируют отличную проходимость и устойчивость. Они способны не только легко пересекать заболоченные участки, но и могут перевозить значительный груз, достигающий 100 кг.
Тем, кто планирует создать квадроцикл на базе мотоблока, следует понимать, что высоких скоростей на таком оборудовании не следует ожидать. Тем не менее, по маневренности и проходимости такой самодельный аппарат ни в чем не уступает своим дорогостоящим стандартным аналогам.
Посадка в самодельном внедорожнике будет аналогична традиционному размещению в мотоблоке, а не с мотоциклетной посадкой, как в квадриках. Не потребуется собственноручно изготавливать колесные диски для квадроцикла, можно использовать стандартные диски от легкового автомобиля, которые рассчитаны на установку широкой грязевой резины.
Плуг и окучник
Самоделки на базе мотоблоков включают в себя разнообразные агрегаты, которые значительно упрощают выполнение сельскохозяйственных задач. Одним из таких полезных инструментов является плуг, который можно прикрепить непосредственно к сцепке мотоблока. Для его изготовления не требуется наличие специальных инструментов. Для изготовления плуга необходим стальной лист толщиной 5 мм, из которого вырезается лемех. Эта деталь будет съемной и может быть сделана из ненужного диска от циркулярной пилы, после чего режущая часть формируется с использованием наковальни и заточивается. Завершив с этой частью, нужно использовать металлическую трубку диаметром около 0,5 мм для формирования отвала, который также требует обработки с помощью газовой сварки для подрезки по чертежу или шаблону. Отвал необходимо подготовить, шлифуя болгаркой, после чего соединить обе части в металлическом корпусе.
Другой важный инструмент в сельском хозяйстве — окучник.
Эта устройство также может быть эффективно использовано для борьбы с сорняками и засыпки борозд после посадки семян.
Окучники могут быть фиксированными или дисковыми, и для обоих типов желательно иметь готовый заводской шаблон. Главная трудность заключается в формировании передней части механизма с закругленным углом. Угол следует сделать из половинок, которые затем сварятся вместе, а швы очищаются с помощью болгарки.
Также есть и другие полезные приспособления, которые можно создать на основе мотоблока, такие как подборщики сена, которые крепятся к передней части мотоблока на специальный штырь, предназначенный для сенокосилок. Простор для творчества и самодельного производства здесь весьма широк.
Подборщик сена
К мотоблоку можно добавить еще один полезный инструмент — подборщик сена. Конструкция подборщика прикрепляется к передней части мотоблока на специально предназначенном штыре, который используется для сенокосилки.
Для его создания потребуются две металлические трубы диаметром 25 и 50 мм. К верхней трубе крепится металлическая пластина, на которой будут фиксироваться остальные детали конструкции. Эти трубы нужны для создания две рам. Размеры рам — произвольные и зависят от размеров самого мотоблока. Верхняя рама может быть собрана из спинок старой кровати. На нижней части конструкции устанавливаются специальные деревянные слайдеры, которые помогут всей конструкции легко преодолевать небольшие возвышенности и препятствия. Штыри должны быть наклонены к земле, а не располагаться параллельно ей, что обеспечит хорошую рабочую способность на различных типах местности, кроме лугов с большими кочками.