Устойчивость прицепа имеет критическое значение. Для достижения этой цели можно установить подножку перед передней балкой. Это упростит удержание кузова в стабильном положении, даже если мотоблок отключен.
Тележка для мотоблока своими руками
Мотоблок представляет собой крайне полезное и универсальное устройство, которое находит применение на дачных участках и в садах. С его помощью можно без особых усилий обрабатывать земли и перевозить различные грузы, такие как садовые инструменты, сено, урожай, удобрения, посадочный материал и даже дачный мусор. Если стандартный мотоблок не имеет в своем комплекте прицепа, есть возможность самостоятельно изготовить тележку для мотоблока.
Классификация мотоблоков: они бывают легкими, средними и тяжелыми (или профессиональными). Каждая из этих групп отличается своей массой, мощностью и функциональными возможностями. Мотоблок может быть оснащен различными дополнительными инструментами, такими как окучник, грунтозацеп, плуг, картофелесажалка, косилка, сеялка и другие. Мотокультиваторы также рассматриваются как аналоги мотоблоков, однако они, как правило, предназначены исключительно для обработки земли и в редких случаях могут иметь небольшие дополнительные функции.
Преимущества самодельной тележки
Ключевые преимущества самодельной тележки
- незаменимость в использовании на дачном участке;
- применение простых в доступности материалов и технологий;
- существенная экономия средств, ведь стоимость нового прицепа составляет порядка 12 тысяч рублей, а б/у — от 8 тысяч и выше.
Недостатки заводских тележек:
- невсегда в наличии аналог агрегата, который идеально соответствует необходимым требованиям;
- технические характеристики и качество часто не соответствуют завышенной цене.
Чертежи
Перед тем как начать постройку прицепа, важно тщательно продумать его назначение, поскольку оно определяет размеры устройства. При этом размеры прицепа должны соответствовать конкретной модели мотоблока, чтобы их можно было удобно использовать совместно. В зависимости от мощности мотоблоков различают такие виды прицепов:
Для мотоблоков с мощностью до 5 л. с. рекомендуется использовать прицепы на одной оси. Такие кузова обычно имеют максимальные размеры 1 на 1,15 метра и считаются легкими. Средние прицепы идеально подходят для мотоблоков с мощностью от 5 до 10 л. с. Их размеры могут варьироваться от 1 на 1,5 метра до 1,1 на 1,4 метра. Эти тележки предназначены для перевозки грузов массой от 300 до 500 кг.
Для культиваторов с мощностью 10 л. с. лучше использовать кузов на двух осях. Его размеры составляют примерно 1,2 на 2 метра, что позволяет перевозить грузы весом до 1 тонны. Такие прицепы классифицируются как тяжелые.
После того как определены размеры прицепа, стоит создать чертежи или набросать эскизы устройства. Оптимально, если конструкция будет изображена с разных ракурсов, а на набросках будут четко указаны размеры и детально представлены все узлы.
Обычный прицеп состоит из следующих основных узлов:
- водило, состоящее из нескольких деталей;
- надежная рама;
- функциональный кузов с каркасом;
- колеса соответствующего размера.
В водило входят такие компоненты, как корпус для механизма поворота, дышло, выполненное из трубы, рама для подножки, упор и ребра жесткости. Соединение деталей, как правило, осуществляется с использованием сварочного аппарата. Наибольшая нагрузка ложится на точки соединения дышла с поворотным механизмом, поэтому это место необходимо усиливать при помощи рёбер жесткости.
Раму чаще всего изготавливают из стали, точнее, из труб диаметром минимум 3 см. Соединения на раме выполняются с использованием сварки и дополнительных элементов, таких как косынки, лонжероны и опоры на углах, которые делают конструкцию более прочной. При проектировании необходимо учитывать особенности местности, где будет работать тележка, такие как неровности, бугры и ямы.
Кузов можно сделать как из дерева, так и из металла. Он может быть как цельным, так и состоят из прутьев.
При его сборке важно учитывать, с какой целью используется прицеп и какие грузы часто будут в нем перевозиться.
Для создания колёсной оси следует использовать стальной стержень диаметром примерно 3 см и длиной около 1,07 м. Такие параметры являются оптимальными и не позволяют колесам выступать за пределы кузова прицепа. Что касается самих колес, подойдут любые, однако важно, чтобы их размеры соответствовали конструкции.
При подготовке следует учесть, чтобы схема содержала все нюансы. Важно, чтобы в ней присутствовали не только основные, но и вспомогательные узлы. Заранее стоит выбрать способ соединения узлов.
Важно иметь в виду, что некоторые соединения должны быть специализированными, так как они играют ключевую роль в механизме поворота. Также стоит подумать о наличии стояночных опор и механизма-опрокидывателя для быстрой выгрузки.
Материалы и инструменты
Для создания самодельного прицепа на мотоблок могут понадобиться следующие инструменты:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- токарный станок;
- дрель;
- гаечные ключи;
- молоток или кувалда;
- линейка или измерительная рулетка;
- шуруповёрт;
- крепежные элементы (болты, гайки и т. д.);
- наждачная бумага;
- напильник;
- электропила.
В зависимости от выбранных материалов для прицепа, набор инструментов может незначительно варьироваться. Однако большинство из них являются незаменимыми при создании оборудования для мотоблока.
Первоначально при выборе материалов следует определиться, из чего будет изготовлен кузов прицепа. Наиболее доступный вариант — это дерево, например, доски толщиной около 0,2 см. Однако стоит помнить, что такие конструкции требуют дополнительного усиления на углах с помощью металлических накладок. Такой кузов удобно крепить рамками из бруса и болтов.
Деревянные прицепы идеально подходят для транспортировки мешков с грузом. При этом борта таких устройств не откидные. Рекомендовано перед окончательным выбором материалов оценить предполагаемую нагрузку и какие именно грузы будут перевозиться.
Кузов также можно изготовить из металлических листов толщиной от 1 мм. Этот материал является наиболее универсальным и обеспечивает долговечность конструкции при тщательной покраске и грунтовке.
Профнастил также может быть использован для создания прицепа. Тем не менее, важно обеспечить наличие дополнительных рёбер жесткости для повышения прочности.
Для изготовления колёсной оси используйте стальной стержень длиной около одного метра. Эта длина позволяет правильно расположить колеса на самодельном прицепе. В качестве оси можно также использовать балку от автомобиля ВАЗ-2109. Хорошим вариантом будет воспользоваться задним мостом вместе с колесами.
Для колес можно использовать колеса от любой техники. Главное условие – их размер должен соответствовать конструкции. Например, колеса от люльки или автомобилей марки Жигули могут оказаться хорошим выбором. Также можно взять колеса от садовой техники с радиусом 40,6—45,7 см или колеса от мотороллера «Муравей».
Фото и описания интересных вариантов
Самодельщики уже разработали множество оригинальных вариантов прицепов. Возможно, один из представленных ниже вариантов подойдет вам в качестве примера.
Небольшая самосвальная тележка имеет маленькие колеса, простую конструкцию рамы и не требует тормозов. Опрокидывающийся прицеп весьма просто собрать, для этого достаточно оснастить его поворотными петлями и предусмотреть фиксацию кузова во время движения.
Также возможен вариант с двумя осями. Такая тележка идеально подойдет для транспортировки тяжелых и объемных грузов в паре с мощным мотоблоком; вес ей обеспечит необходимый поворотный механизм передней оси, а наличие тормозной системы крайне желательно.
Разумно использовать отдельные элементы конструкции от тяжелого мотоцикла. С такой модификацией обеспечивается мягкая подвеска на пружинах и амортизаторах. Колеса мотоцикла легкие и хорошо выдерживают нагрузку. Несомненным плюсом станет использование комфортабельного кресла для водителя.
Предоставляя возможность двоим пассажирам, необходимо оснастить мотоблок сиденьем, которое будет обеспечивать комфорт во время работы.
Если планируется транспортировка сена, важно предусмотреть высокие борта. Для этого необходимы гнезда по периметру.
Этот прицеп можно назвать карьерным самосвалом, а не просто тележкой для мотоблока, так как мощный двигатель с водяным охлаждением позволяет перевозить значительное количество земли.
Хотя этот вариант может выглядеть непрезентабельно, он оказался наиболее практичным благодаря низкому размещению погрузочной платформы, что облегчает загрузку и повышает устойчивость прицепа во время движения. Подвеска на пружинах и амортизаторах в сочетании с автокреслом обещают высокий уровень комфорта для водителя мотосредства. Если это не «Мерседес», то на крутом байке он точно прокатит.
На такой конструкции сложно выявить, куда ставить груз — существует вероятность, что именно в таком положении придется сидеть на кучке песка.
Определяемся с размерами и готовим самодельные чертежи
Изготовление тележки для мотоблока — это ответственный процесс, начиная его нужно с разработки чертежей. Разумеется, каждый самодельщик находит свои решения, однако размеры существующих моделей могут послужить хорошим примером.
Эти схемы могут быть использованы для сборки прицепа средних размеров с жесткой подвеской, предполагая, что кузов будет сделан из досок.
Этот чертеж подойдет для создания рамы прицепа, представленного выше. В основном для этих целей используют профильную трубу сечением 25х25 мм или 20х40 мм.
Данная схема иллюстрирует параметры прицепа с подъемником. Телескопический упор может быть изготовлен из двух труб разного диаметра, которые вставляются одна в другую. На раме предусмотрен выступ, который фиксирует переднюю часть кузова от поперечных перемещений во время движения. Упор под дышлом обеспечивает фиксацию прицепа в горизонтальном положении.
Этот чертеж поможет изготовить простую конструкцию с плоской погрузочной платформой. Легкий прицеп можно изготовить из профильной трубы сечением 20х20 мм или уголка 45х45 мм.
Удобно использовать подвеску для прицепа от мотороллера «Муравей» или собрать такую же самостоятельно. Два независимых рычага с сайлентблоками и амортизаторы с пружинами обеспечат высокую плавность хода.
Еще один чертеж прицепа с мягкой подвеской, где планируется использование торсионной подвески от мотоколяски или «Запорожца». Подчеркну, вне зависимости от того, какую конструкцию вы выбрали, необходимо хотя бы сделать простой эскиз рамы с размерами. Это поможет избежать ошибок и потерь материалов, а также сэкономить время.
Предварительные чертежи
Оптимально создать чертежи самостоятельно, основываясь на модели своего мотоблока и доступных материалах. Для этого не требуется специального образования, достаточно сделать грубый набросок. Ниже представлена типовая конструкция одноосного прицепа, по которой без труда можно изготовить прицеп для мотоблока собственными силами.
Чертеж прицепа. Вид снизу.
- 1 – сварная рама (уголок 40х40 мм);
- 2 – подпятник (полоса 150х40 мм, 10 мм);
- 3 – кронштейн (полоса 100х40 мм, 10 мм);
- 4 – полуось (сталь 45);
- 5 – колесо;
- 6 – дышло (труба бесшовная, холоднокатаная, Ø 45х4 мм, L = 1,2 м);
- 7 – карданная головка;
- 8 – штырь-сцепка;
- 9 – полик наварной (отрезки стального уголка);
- 10 – поворотная ось дышла (сталь горячекатаная круглая Ø 36 мм или отрезок стальной трубы Ø 36×6 мм);
- 11 – гайка (М36);
- 12 – шайба;
- 13 – поперечина приварная (отрезок стального уголка 40×40 мм);
- 14 – ось-распорка (сталь горячекатаная круглая Ø 40 мм);
- 15 – косынка (10 мм, Ст. З);
- 16 – гайка (М20);
- 17 – шайба Гровера;
- 18 – болт (М20).
Чертеж узла сцепки тележки.
- 1 – шкворневая втулка;
- 2 – накладка;
- 3 – вертлюг;
- 4 – вертлюжная втулка;
- 5 – луч дышла;
- 6 – дышло.
Пошаговая инструкция сборки
При создании тележки для мотоблока самостоятельно рекомендуется собирать элементы прицепа в строго определенном порядке.
Сборка рамы
Для каркаса тележки обычно используют профильную трубу с подходящими параметрами (возможно, даже круглую стальную трубу):
- Разрежьте профильную трубу квадратного сечения в соответствии с размерами, указанными в чертеже. Количество и размеры элементов зависят от предполагаемых размеров и грузоподъемности прицепа.
- С помощью сварочного аппарата изготовьте прямоугольную раму из продольных и поперечных заготовок. Внутри неё поместите несколько поперечных стержней для увеличения жесткости дна кузова.
Установка оси
Ходовая часть является одной из самых важных конструктивных частей прицепа.
- Установите ступицы колес на концах оси и проварите их. Длина оси выбирается так, чтобы колеса не выходили за границы кузова.
- Прочно приварите ось со ступицами к раме.
- Установите колеса.
Использование трубчатой оси значительно повысит прочность тележки, особенно при превышении допустимых нагрузок.
Кузов прицепа
Для обшивки бортиков кузова можно использовать листовой металл, профнастил, фанеру или деревянные доски.
- Вырежьте элементы борта прицепа согласно чертежу и соедините их с помощью сварочного аппарата (например, 4 борта высотой 30-50 см). Прикрепите их к основанию кузова с помощью сварки.
- Обшите борта стальными листами (можно приварить или прикрепить с помощью болтов). Для облегчения конструкции рекомендуется использовать металлический профилированный лист толщиной примерно 1,5 мм.
- Уложите дно прицепа из оцинкованных листов и аккуратно приварите их по всему периметру.
- На задний борт приварите дверные петли и установите его на раму. Это позволит откидывать его при выгрузке, при желании можно сделать откидными и боковины.
- Соберите конструкцию для фиксации откидного борта. Надежные защелки можно изготовить из стальной полосы, железного прута и патрубка, или использовать обычный шпингалет.
Советы по сборке
Начинать стоит с анализа примеров чертежей, доступных в различных источниках. Затем, основываясь на просмотренном и имеющихся материалах, создайте свой собственный эскиз.
Чем более детально будут описаны все крепежи в эскизе, тем меньше возникнет сложностей в процессе сборки. Обязательно проработайте оптимальные размеры прицепа для мотоблока. Умение работать со сварочным аппаратом крайне важно для успешной реализации проекта.
Стоит отметить, что это один из ключевых факторов для достижения качественного результата. Прицеп может иметь как два, так и четыре колеса; количество определяется ожидаемыми нагрузками. Тем не менее основополагающей частью, несущей основную нагрузку, является рама.
Наиболее надежной считается литая конструкция рамы, где заранее предусмотрено место для колес.
Самый простой прицеп
- Для модели понадобятся трубы с параметрами 60 на 30 мм. Их приваривают друг к другу, создавая при этом основной элемент — раму.
- Затем приваривается прочная перекладина.
- Продолжается работа установкой поперечных стойк, выполненных из прикрепленных труб.
- Заключительный штрих — установка угловых опор.
- Кузов можно сделать не только из металла, но и из дерева, однако срок службы такой конструкции будет несколько короче. Правильная обработка дерева позволит обеспечить его прочность и надежность.
- Как бы ни был выбран материал, важно уделить внимание дну; желательно, чтобы оно было двойным.
- Именно на дно будет основная нагрузка, поэтому стоит обеспечить его надежность, чтобы оно не подвело вас в процессе работы. Не следует перегружать прицеп, так как это создаст дополнительную нагрузку на мотоблок.
Что касается колес, то в этом случае использование бывших в эксплуатации является более практичным вариантом, поскольку они наиболее оптимальны по конструктивным особенностям ступиц.