Поталь — это очень тонкие листы фольги, имитирующие цвета благородных металлов, таких как золото, серебро и медь. Эта техника золочения позволяет украшать множество изделий, включая деревянные элементы (например, мебель, рамы картин и икон), гипсовые изделия (лепнина и статуэтки), а также металлические объекты (например, монеты) и стеклянные предметы.
Материалы
Основные компоненты для работы с поталью включают сами листы потали — тонкие металлические листы, которые создают эффект сусального золота, а также специальный клей, кисти различных размеров и защитный лак для завершения покрытия. Крайне важно использовать качественную поталь, так как это влияет на итоговый результат: она должна хорошо ложиться на поверхность и выглядеть как настоящее золотое покрытие.
Прежде чем начать процесс, необходимо тщательно подготовить поверхность гипса: удалить всю пыль и грязь, выровнять её и при необходимости нанести грунтовку. Затем следует аккуратно распределить тонкий слой специального клея, позволив ему немного подсохнуть. После этого листы потали, аккуратно используя кисть или пинцет, накладываются на подготовленную поверхность. Важно равномерно распределить листы, избегая образования складок и неровностей.
Как наносить поталь на гипс
Процесс нанесения потали на гипс требует особой внимательности и терпения. Важно убедиться, что поверхность полностью подготовлена перед началом работы. Рекомендуется начинать с краев изделия, постепенно двигаясь к его центру. Позвольте потали быть равномерно распределенной по всей поверхности, тщательно прижимая её к гипсу. Кроме того, очень важно использовать только качественные материалы и инструменты. Завершающим этапом будет покрытие поверхности защитным слоем лака, который страхует золочение от внешних воздействий и продлевает его срок службы.
Следует обратить внимание на то, что в процессе нанесения потали важно быть предельно аккуратным и внимательным, чтобы создать изделие высокого качества и с привлекательным внешним видом. Использование потали — это не только способ декорирования, но и возможность придать предметам искусства, особенно изделиям из гипса, шикарный, изысканный вид. Такие изделия, завершаенные поталью, особенно популярны в интерьере, оформленном в классическом или барочном стилях, и становятся настоящим украшением любого пространства.
Также необходимо помнить, что качество работы много в чем зависит от правильного выбора и использования специальных материалов и инструментов. Это подразумевает использование хорошей потали, подходящего клея и лака, а также специальных кистей, которые помогут равномерно распределить и поталь, и клей по поверхности изделия.
Работа с листовой поталью не лишена своих сложностей; это искусство требует навыков и понимания. Занявшись данными вопросами и освоив технику, вы сможете создавать изящные и элегантные гипсовые изделия с поталью, которые будут радовать глаз на протяжении многих лет.
Также стоит упомянуть, что интересно применять поталь и на стекле.
Как наносить поталь?
Наносите поталь аккуратно, прикладывая ее к обработанным участкам. Учитывайте, что листы очень тонкие, поэтому желательно избегать непосредственного контакта с руками, чтобы не повредить их или не допустить прилипание. Лучше воспользоваться пинцетом или надеть тканевые перчатки. Удобно переносить части листа на декорированную поверхность с помощью наэлектризованной плоской кисти. Для этого потрите кисть об руку или синтетическую ткань. Поталь в хлопьях удобно насыпать на клей плотным слоем. Достигнуть идеального золочения в домашних условиях может быть сложно, особенно если форма изделия сложная.
Для работы профессионалы часто используют специальную широкую кисть с длинным ворсом, называемую лампензель. Осторожно прижимая и разглаживая поталь мягкой кистью, лучше всего использовать круглую кисть (например, пони) или толстую косметическую кисть для румян. Не обязательно разглаживать все складки, так как они придадут изделию дополнительную фактуру. После полного высыхания клея излишки потали можно аккуратно удалить ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся кусочки потали следует убрать обратно в коробку. Мордан остается липким на продолжительное время, поэтому спешка не нужна. Высыхание этого материала может занять от 2 до 12 часов, в зависимости от его состава.
Чтобы приглушить блеск позолоты, можно использовать патинирование. Для этого возьмите немного жидкого битума на губку и аккуратно нанесите его на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума следует убрать бумажным полотенцем или тряпкой, смоченной в льняном масле или воске. Завершает процесс покрытие позолоченной поверхности защитным лаком, таким как шеллак или специальный лак для потали.
Кисти для работы с поталью
При золочении вам потребуются следующие типы кистей:
- Лампензель — предназначена для переноса потали на поверхность изделия. Это позволяет избежать её деформации и разрыва.
- Веерная кисть — по форме напоминает лампензель, она помогает в переносе и разглаживании потали.
- Плоская кисть — удобна для разглаживания, нанесения краски, лака или битума. Она также используется для удаления лишней потали.
На что клеить поталь: виды клея
Выбор клея для нанесения потали зависит от типа поверхности, на которую она будет приклеиваться.
Клей на водной основе
Этот вид клея идеально подходит для начинающих. Его рекомендуют использовать на небольших изделиях. Изначально он имеет белый цвет, но после высыхания становится прозрачным.
Существует несколько вариаций такого клея:
- водно-акриловый;
- пастообразный;
- твердый.
Этот клей подходит для нанесения потали на деревянные поверхности. Обычно его используют для отделки мебели, покрытой эмалью, или на поверхностях с плохой впитывающей способностью.
Клей на масляной основе
Такой клей лучше подходит для тех, кто уже имеет опыт работы с данным материалом. Он оптимален для деревянных, гипсовых и металлических поверхностей, имеет довольно густую консистенцию и иногда требует разбавки.
Клей на спиртовой основе
Клей для потали на спиртовой основе используется для работ с предметами интерьера или художественными картинами. Этот клей обладает длительным временем высыхания, что позволяет изменять положение золотого листа в течение нескольких дней. Он идеален для приклеивания потали к холстам с акриловыми или масляными красками.
Клей мордан
Состав клея для потали мордана включает смесь смолы и масел. Это универсальный клей для большинства ровных поверхностей. Его наносят тонким слоем на поверхность перед тем, как прикладывать материал, так как у него довольно плотная структура.
Время высыхания этого клея может достигать 15 часов. Благодаря своим универсальным свойствам он подходит как для сусального золота, так и для его заменителя.
Чем заменить клей для потали
Если возможности приобрести профессиональный клей нет, можно воспользоваться другими веществами, которые послужат альтернативой.
Вот несколько вариантов замены клея для потали в домашних условиях:
- Яичный белок. Несмотря на свою плотную консистенцию, он высыхает достаточно быстро, образуя прочную твердую пленку, от которой невозможно отклеить материал.
- Крахмал. Для его приготовления потребуется 4 столовые ложки сухого продукта, которые следует смешать с 200 мл воды, поставив на огонь до загущения. После того как масса остынет, её можно использовать для крепления листов потали.
- Сахар. Для подготовки клея смешайте 250 г сахара с 100 мл воды и подогрейте до достижения густой пастообразной консистенции, после чего остудите.
- Чесночный сок. Он действительно имеет клейкие свойства, но его специфический запах может быть не всем приятен. Более того, сок может оказывать негативное воздействие на некоторые виды материалов.
Подходящие марки клея
На рынке представлен широкий выбор клея для сусального золота и потали, различных брендов. Определить, какой из них лучше, можно, зная о популярных и надежных марках, которые зарекомендовали себя высоким качеством.
Клей для сусального золота и потали представлен в многообразии на прилавках магазинов.
Kolner Permacoll Size
Это клей на водной основе, который требует предварительной грунтовки поверхности, на которую он наносится, будь то гипс или дерево. Для поверхностей, которые хорошо отталкивают средство, необходимо делать грунтовку в два слоя; лакированные или синтетические поверхности предварительно очищаются и обрабатываются обезжиривателем.
Розовый цвет клея служит индикатором, который показывает, где он уже был нанесён. После высыхания клей становится прозрачным.
Клей для трансферной потали Таир
Клей Таир подходит для всех видов потали. Его можно использовать для приклеивания материала к дереву, пластмассе, стеклу и металлу. Нанося слой, излишки можно удалять сухой кисточкой. Приклеивание деталей следует производить после того, как слой станет бесцветным. После завершения работы рекомендуется зафиксировать результат лаком.
Клей Таир подходит для всех видов потали, его можно применять для клея к различным материалам.
Мордан Ferrario
Этот клей используется для работ на больших площадях, его объем составляет 1000 мл. Время высыхания зависит от толщины слоя клея, а также от температуры и влажности в помещении; обычно оно составляет от 1 до 12 часов.
Эта марка клея применяется для обработки больших поверхностей и имеет объем 1000 мл.
Чем можно заменить специализированный клей
Существует несколько доступных способов замены готового клея. Ранее мастера использовали сок чеснока, так как этот метод очень прост и доступен. Это позволяет изготовить клей для потали своими руками.
Один из рецептов приготовления включает коньяк и сливки: смешайте 100 мл коньяка с 100 мл сливок, тщательно перемешайте. Нанесите подготовленный состав на поверхность и ждите от получаса до часа, после чего вы сможете прикладывать поталь к холсту или другой поверхности.
Сок чеснока ранее использовался мастерами как доступная альтернатива клею.
Процесс работы мастера с поталью
В данном разделе мы рассмотрим пошаговое выполнение работы с поталью, например, создание деревянной вешалки для прихожей. Здесь будут использоваться две техники декоративного творчества: декупаж и роспись поталью.
Для работы понадобятся следующие материалы: деревянная заготовка в виде сосновой доски размером 40х25 см, круглый медальон диаметром 10 см, крючки для вешалки, поталь в крошках различных цветов (золотом и серебре), клей на водной основе, салфетка и распечатка для декупажа, соответствующий клей для этой техники, белая грунтовка и акриловый контур для стеклянных поверхностей.
Творческий процесс начинается с подготовки поверхности деревянной доски, которая должна быть отшлифована до гладкости с помощью шлифовальной бумаги. Затем, без предварительной грунтовки, с помощью техники декупажа наклеивается фрагмент специальной салфетки с понравившимся рисунком. После высыхания поверхность следует снова отшлифовать до идеального состояния.
Круглый медальон подлежит грунтовке, затем его высушивают и также обрабатывают шлифовальной бумагой. Наносится клей для потали, после его высыхания — серебряная поталь. После этого поверхность снова полируют.
С помощью трафарета на медальоне изображаются контурные линии птицы и веточки. На эти линии наносится клей для потали, а затем — золотая поталь.
Завершив работу с медальоном, поверхность покрывается несколькими слоями лака.
Тем временем продолжается работа над основной деревянной частью вешалки. Зубочисткой, смоченной в клее для потали, уточняется внешний вид птичек, веточек, стебельков и других деталей. Все эти мотивы покрываются поталью.
После высыхания всей вешалка покрывается лаком. Затем фиксируется медальон и прикручиваются крючочки.
Кто мог бы подумать, что такая поталь способна создать настоящее произведение искусства — сделать работу по-настоящему красивой!
Выводы
Безусловно, преимущества работы с поталью очевидны! Этот интересный и доступный материал предоставляет реставраторам уникальную возможность преобразовывать старинные сокровища, такие как иконы, картины, фрески и скульптуры, а также сохранять наследие, оставленное нам предками. Кроме того, поталь позволяет мастерам создавать новые шедевры!
Иногда хочется добавить в пространство своего дома оттенок аристократизма и респектабельности. При упоминании о таких качествах воображение рисует королевские замки, классические интерьеры с роскошной мебелью с резьбой и золочением, картины в эффектных рамах и другие изысканные детали. Мы имеем возможность рассказать вам о замечательном способе дополнить свой интерьер такими элементами, не тратя при этом значительные средства и усилия — речь идет о технике золочения объектов с помощью потали.
Поталь — это прекрасная альтернатива сусальному золоту, которое по своим физическим характеристикам и визуальному эффекту практически не отличается. Изделия, покрытые поталью, порой сложно отличить от тех, что имеют сусальное золочение.
Тонкости работы с поталью
Эта техника может требовать определенных навыков, но её освоить в состоянии практически каждый. После первых нескольких опытов вы начнете ощущать себя истинным мастером, в силах преобразить и сделать роскошным свой интерьер.
Для начала работы с поталью вам понадобятся следующие материалы:
Материалы для золочения:
- Клей для потали;
- Специальные кисти (лампензель и веерная кисть);
- Защитный лак для финальной отделки (например, шеллак).
Основные этапы золочения поталью:
Прежде всего учитывать важный момент: выберите место для работы в чистом и спокойном помещении без сквозняков. Также стоит избегать резких движений и сильных дыхательных потоков, чтобы не повредить материал, который очень чувствителен к внешним воздействиям. Не забудьте подготовить специальный уголок для вашего нового хобби. Порадуйте своих близких и друзей результатами вашего творчества!
Этап первый:
Подготовьте поверхность изделия, очистив её от загрязнений в необходимых местах. Если вы работаете с деревом, для достижения однородной основы для золочения стоит сделать грунтовку. Изделия из пластика, стекла или металла достаточно просто очистить и обезжирить.
Этап второй:
Нанесите клей. Сочуствую, что есть два вида золочения — масляное и полиментное. Рекомендуем начать с клеевого (полиментного) метода. В инструкции к клею указано, сколько времени его следует выдерживать, также можно воспользоваться специальными клеевыми карандашами, которые могут быть более удобными.
Этап третий:
Теперь самый важный и интересный этап — нанесение потали. Необходимую форму из листа потали можно вырезать с помощью куска замши, желательно использовать гибкий и широкий кухонный нож. Для переноса потали на поверхность используйте лампензель — это специальная кисть, которую следует предварительно наэлектризовать и затем провести по коже, обработанной вазелиновым кремом. Очень осторожно разглаживайте лист потали колонковой кисточкой, при этом постукивая тампоном из ваты или волосками кисточки. Отдохните, пока всё высыхает. Если планируете покрыть поталью метал, её следует использовать с приклеиванием и полировкой тампоном из ваты. Обязательно накладывайте поталь внахлест, чтобы избежать видимых швов.