Готика — это один из наиболее впечатляющих архитектурных стилей в истории человечества. Величественные соборы, возведение которых занимало целые столетия, поражают своим масштабом и хранят внутри себя множество загадок. Мы расскажем о самых прекрасных готических соборах Европы.
Особенности готической архитектуры
Готическая манера была создана в результате многострадальных исторических обстоятельств: после разрушительных войн и ущерба, причиненного древним сооружениям, оставшиеся в живых архитекторы начали строить в новом стиле, используя стрельчатые арки и своды. Итальянский художник Джорджо Вазари, в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», выражает свое недовольство по поводу готических построек, упоминая их бесформенность по сравнению с величественными зданиями эпохи Возрождения.
Само название стиля, столь неугодного Вазари, происходит от итальянского слова gotico, применявшегося в эпоху Возрождения ко всем неясным, а в понимании потомков Римской империи — варварским элементам в искусстве.
Итальянцы по какой-то причине ассоциировали готический стиль с Германией, называя готами племена варваров, которые вторглись в Рим с севера в III–V веках. Нельзя сказать, что стиль готики имел какое-либо отношение к истинным готам, но, к сожалению, слово «готика» быстро приобрело негативные коннотации.
Хоть Вазари и был прав в том, что готическая архитектура отличается от спокойных и гармоничных форм Ренессанса, он при этом не оценил конструктивные детали и значение средневекового строительства.
Готическим называют стиль и период в искусстве средневековой Европы, охватывающий время с XII по XV–XVI века. При этом временные рамки этого периода варьировались в зависимости от страны. Например, во Франции и Германии в XV веке еще строили готические соборы, тогда как в Италии шло усиленное развитие эпохи Возрождения.
Готический стиль в архитектуре пришёл на смену романскому, зародившись в XII веке на севере Франции, в регионе Иль-де-Франс. Именно оттуда он распространился в Германии, Англию, Италию, Испанию и страны Северной Европы.
Ваш курс для понимания особенностей архитектуры и лёгкости в различении готического и романского стилей:
Время соборов
Готика развивалась в городах, и в этом стиле стали возводить как церковные, так и светские здания: храмы, жилые дома, небольшие капеллы, башни и баптистерии. Однако главной ассоциацией с готическим стилем остаются гигантские кафедральные соборы, воздвигнутые в европейских городах. Готика на самом деле является временем и стилем соборов.
Собор не только стал символом готической архитектуры, но и служил духовным убежищем для верующих, олицетворяя собой «корабль спасения». Именно поэтому пространство христианского храма, разделенное колоннами, называют нефом. Это слово происходит от латинского navis, что в переводе означает корабль.
Средневековый собор был комплексным произведением искусства, которое включало в себя скульптуры, каменную резьбу на фасадах, живопись и цветные витражи, ювелирное искусство, а также музыку и литературу в форме религиозных текстов и гимнов.
Интересный факт: немецкие готические соборы были самыми высокими (например, высота Кёльнского собора составляет 157 метров, а собора в Ульме — 161 метр), тогда как английские были самыми длинными (собор в Винчестере достигает 170 метров в длину). Все они были крайне дорогими, и их строительство нередко растянулось на столетия. Например, Кёльнский собор стал главным долгостроем Европы и не был завершен целых 600 лет: его строительство началось в XII веке, а завершено было только в XIX веке.
Готический храм стал центром жизни европейского города, где происходили ключевые события: здесь проводились университетские лекции, театральные представления, диспуты и даже казни. У некоторых церквей была своя специализация; примером этого служит Реймсский собор, где короновались практически все французские правители.
Как появился готический стиль
Готический стиль начал формироваться в XII веке в Западной Европе и оставался популярным вплоть до XVI века. Изначально он касался архитектуры, но вскоре распространился и на другие виды искусства, включая интерьерный дизайн и типографику.
Готическая архитектура сразу стала антиподом романского стиля, который был известен своими массивными стенами, полукруглыми сводами, маленькими окнами и ограниченным использованием стекла. В отличие от этого, готический стиль стал более изящным и легким: он характеризовался высокими башнями, огромными стеклянными окнами и искусной резьбой.
Тем не менее, термин «готика» стал использоваться только значительно позже — в эпоху Ренессанса, и с негативной окраской. Итальянцы применяли его для обозначения стилей, не соответствующих идеалам Античности.
Как развивался готический стиль
Развитие готического стиля можно условно разделить на несколько этапов:
Ранняя готика (XII — середина XIII века)
Данный этап характеризуется появлением вертикальных линий и модными башнями, а также использованием арок и сводов, которые стали легче и более изящными по сравнению с романской архитектурой. Примеры ранней готики включают собор Сен-Дени и Нотр-Дам в Париже.
Высокая или зрелая готика (середина XIII — конец XIV века)
В данный период строились более высокие и крупные церковные сооружения, такие как собор в Кёльне и собор в Шартре. Окна становились всё более выразительными, с богатой стеклянной мозаикой и розетками. В это время также развивались живопись и скульптура, а готический стиль начал оказывать влияние на другие формы искусства.
Поздняя или пламенеющая готика (конец XV — начало XVI века)
Эта эпоха отмечена сближением готики с ренессансом, что привело к созданию более гармоничных и сбалансированных архитектурных форм. Тем не менее, готические элементы всё еще оставались — высокие своды, витражи и декоративные детали в виде гаргулий, также в это время добавляются пинакли — маленькие башенки на вершинах зданий.
Постготика или неоготика
К концу XVI века готический стиль начал уступать место более современным архитектурным направлениям, хотя его влияние всё еще сохранялось в XVIII-XIX веках, когда мастера вновь проявили интерес к возрождению традиций готического строительства.
Каждая из эпох обладала своими отличительными чертами, о которых подробно рассказывается в видеоматериалах:
Каркасная система. Данный способ строительства зданий не требует использования опорных колонн. Основная нагрузка распределяется на арочные каркасы, что не только визуально освобождает пространство, но и позволяет экономить строительные материалы.
Стрельчатые арки. Они образованы двумя частями, объединяющимися в верхней части под острым углом. Часто их именуют острыми или ланцетными арками. Эти арки служат не только как элемент декора, но и принимают на себя часть нагрузки от свода.
Витражи и мозаика. Храмы, созданные в этот период, известны своим внутренним освещением, которое проникает через большие цветные стекла. Для витражей использовались яркие тона, а сюжеты чаще всего были религиозными.
Онлайн-курс | 17-22 месяца
Старт
в дизайне
Пробуйте, чтобы понять. Участвуйте в тест-драйве пяти дизайн-профессий на практике — и выберите наиболее osознаноe направление в карьере.
Архитектура
В эпоху готики площадь, на которой возвышалась доминирующая над ней структура (будь то собор или замок – в основном в Италии и Восточной Европе), окружалась многоквартирными домами в 2–3 этажа и часто соединялась галереями. Эта площадь становилась центром жизни города, который зачастую был укреплён и строился без четкой планировки. Главное здание готической архитектуры — это тип сводчатой базилики. Основные элементы готической конструкции были частично заимствованы из архитектуры романского стиля: план (три- или пятиглавная базилика с трансептом и деамбулаторием с венцом капелл) — заимствован из паломнических церквей, нервюрный свод — из Нормандии и Северной Италии, форма стрельчатой арки — из романской Бургундии или арабской Сицилии, а тип западного фасада с двумя башнями и тремя порталами — из Нормандии. Эти элементы, однако, были интегрированы в новую архитектурную систему центральной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII века.
Система готического собора базируется на каркасной конструкции, которая заменила ранее доминировавшую монолитную оболочку. Центральным элементом конструкции стал крестовый нервюрный (ребристый) свод, поддерживаемый стрельчатыми арками вместе с системой, которая разгружает стены нефа за счет контрфорсов и аркбутанов, которые берут на себя нагрузку от сводов. Эта система позволила освободить стены нефа от несущей функции, что сделало возможным прорезание их большими окнами, уменьшить количество и толщину внутренних поддерживающих конструкций, добиться более цельного восприятия пространства интерьера и значительно улучшить освещение, по сравнению с романской церковью. Это также дало возможность подчеркнуть символическое, сакральное значение света как проводника от материального к нематериальному (как описывает аббат Сугер в своем трактате De Administratione).
Облегчённая структура здания с несущими нервюрами также содействовала увеличению высоты помещений и расширению нефов. Новый принцип перекрытия ad triangulum позволил создавать сложные конфигурации помещений, благодаря тому что форма распалубки свода принимала треугольную, а не прямоугольную или полукруглую форму, как в романской архитектуре. В наружном декоре преобладали вертикальные элементы и острые мотивы (щипцы, вимперги, пинакли, украшенные различными элементами). Готический собор стал примером синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства. Все виды декора, включённого в здание, были связаны общей иконографической программой, охватывающей всю сферу человеческой жизни и превращающей собор в символ Божественного универсума и в своего рода зеркало замысла Творца (по Э. Маль).
Готическое искусство во Франции начинается с периода ранней готики (1140 — конец XII века). Первым известным образцом этого стиля считается церковь аббатства Сен-Дени, перестроенная в 1137–1144 годах под руководством аббата Сугерия, оставившего об этом подробный отчет. Использование нервюрных сводов для перекрытия обхода хора и капелл, фасад с тремя порталами и окном-розой, первоначально состоящим из множества мелких круглых окон, которые дали другое название эпохе — цветущая готика, стали признанными элементами нового типа церковной постройки. Соборы в Сансе (около 1140–1168) и Санлисе (1151–1191) были полностью перекрыты нервюрными сводами, при этом сохранилась ярусная структура романского типа с галереями-эмпорами над боковыми нефами. Вторая половина XII века была временем появления нуайонской группы в архитектуре: восточная часть базилики Сен-Реми в Реймсе (1170–1180), соборы в Лане (после 1155–1225) и Нуайоне (строительство начато около 1145 года); Нотр-Дам в Париже (1163–1245) до перестройки нефа. Её отличительные особенности — четырёхъярусное членение стены главного нефа (с ярусами опор, галерей-эмпор и верхними окнами, а также ярусом декоративного трифория) и система двойной оболочки (стена, прорезанная неглубокими декоративными аркадами трифория и украшенная наложенными слепыми аркадами на уровне окон, визуально утрачивает монолитность романской архитектуры).
Скульптура
Монументальная скульптура служила основным декоративным элементом собора в рамках характерного для готики синтеза искусств. Для Франции главной зоной размещения скульптур оставался, как и в романский период, портал, однако акцент с тимпана (часто декорированного сценами Страшного суда или Коронования Марии) смещается на откосы (изображения земного родословия Христа, святое собеседование, библейские пророки), где развивался тип статуи-колонны. Статуи Королевского портала собора в Шартре (1145–1155) представляют собой переход от романского стиля к готическому. В скульптурных порталах трансептов соборов Нотр-Дам в Шартре (1205–1210) и в Париже (западный фасад — 1210–1235, трансепты — 1240-е — 1250-е гг.) постепенно возрастала самостоятельность фигур относительно архитектурных элементов, стремление к отходу от условностей и геометрии романского направления, а также к передачам движения (так называемая S-образная фигура) и естественности жеста и мимики. В первой половине XIII века происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые части фасада (так называемая галерея королей, бельведеры башен, зона окна-розы). В интерьере возникает новая форма скульптуры — отдельно стоящая статуя (например, Прекрасная Мадонна). Вершина развития готической скульптуры — трансформация статуй-колонн в статуи откосов, которые полностью утратили зависимость от архитектурных элементов. Около 1200 года на основе переработанных византийских и античных образцов создавался новый, гуманизированный образ человека, воплощённый в группе «Встреча Марии и Елизаветы» (западный портал собора в Реймсе, середина XIII века), статуях Воскресшего Христа (так называемый Благой Господь, около 1225, западный разделительный столп) и статуе Золотой Богоматери (около 1300, разделительный столп портала южного трансепта) собора в Амьене. Дальнейшая эмансипация скульптуры от архитектуры в период поздней готики проявляется в формировании архитектурно-скульптурных ансамблей, где статуя становилась центральным элементом (например, Колодец Моисея работы К. Слютера в монастыре Шанмоль в Дижоне, около 1396–1405). Здесь достигается предельная конкретность в деталях внешности (готический натурализм), при этом общая условность в телосложении и позах сохраняется. Появляются первые образцы скульптурного портрета, особенно погребального (например, надгробия: Филиппа Смелого в Дижоне, 1391–1404; Филибера II Красивого и Маргариты Австрийской в Бру, 1526–1532).
В Англии же монументальная скульптура не концентрировалась на порталах, а была рассредоточена по всей поверхности фасадов. Готическая стилистика начала проникать в английскую пластику из Франции в середине XIII века (фасад собора в Уэлсе), однако классические тенденции быстро теряли влияние под воздействием местных традиций. Интерьеры церквей, выполненные в украшенном стиле, отличались богатством и разнообразием форм (например, капелла Богоматери собора в Или, 1321–1349). В Германии соотношение скульптуры и архитектуры отличается от французского. Поскольку наличие двух алтарных апсид зачастую делало невозможным оформление западного портала скульптура находила своё место в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) и оград хора в Хальберштадте (1200), Бамберге (до 1225) и Наумбурге (около 1250); пристенные статуи и скульптурные группы в алтарных частях и нефах (такие как «Встреча Марии и Елизаветы», 1225–1237; «Всадник», около 1230–1240, в Бамбергском соборе); группа донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (1250–1260) и Распятия над алтарями. Немецкому готическому искусству свойственны подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций и почти гротескное усиление мимики, а также интерес к деталям внешности. В поздний период появляются так называемые благочестивые образы Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы в виде небольших раскрашенных статуй, предназначенных для домашних алтарей. В Германии и Нидерландах также возникли рельефные алтарные образцы — ретабли, которые сочетают в себе архитектурное готическое оформление с высоким рельефом и живописью (например, Дижонский алтарь, 1399, Ж. де Берз и М. Брудерлам; Санкт-Вольфгангский алтарь, 1471–1481, М. Пахер; Алтарь Святой Крови, 1501–1505, Т. Рименшнейдер), а также скульптурные надгробия.
Время и стекло
Витражи — один из ключевых направлений готического искусства. Художники предпочитали использовать не полотно, а стекло. Этот подход стал заметным в окнах готических церквей. На протяжении готической эпохи витражи постепенно заменили фрески, которые вновь вернулись в эпоху Ренессанса.
Изначально на витражах преобладали религиозные сюжеты, но со временем стали появляться и изображения бытовых сцен, связанных с жизнью ремесленников и крестьян. Такие художественные работы являются своеобразной историей Средневековья в картинках. Благодаря этим произведениям мы в современном мире имеем представление о том, что происходило в прошлом, что подчеркивает важность взаимодействия искусства с повседневной жизнью.
Готическое цветное стекло стало катализатором для средневековых мастеров, способствуя их профессиональному росту. Стремительное развитие витражного искусства также оказало косвенное влияние на появление муранского стекла в период Феррарской школы живописи.
Вы эксперт, если:
Вы понимаете, что мягкий стиль или интернациональная готика представляют собой переходный период к Ренессансу, являясь своего рода мостиком между средневековым искусством и эпохой Возрождения.
Вы называете готикой современные здания и картины только потому, что они имеют готичные элементы. Эксперты же называют готическими только те произведения, которые созданы в течение веков. Все более поздние работы в подобном стиле считаются неоготикой.
Самые красивые соборы в готическом стиле
Архитектурные шедевры эпохи Средневековья прочно укоренились во многих европейских городах. Мы расскажем лишь о некоторых исторических сооружениях — известных и менее известных.
Шартрский собор
Где находится: Шартр, Франция
Это величественное строение является королем готической архитектуры и представляет собой одну из немногих построек со средневековья, сохранившуюся практически в своём первоначальном виде.
На месте нынешнего Шартрского собора когда-то существовал романский храм, где хранилась плащаница Богоматери (предположительно, он был подарен королем Карлом II). В 1194 году в здании произошло существенное возгорание: практически всё сгорело, но ларец со святыней чудом уцелел. В этом же году началось возведение нового готического собора, строительство которого продолжалось до 1250-х годов.
Западный фасад храма украшен двумя башнями, увенчанными шпилями, которые имеют асимметричную форму и отличаются по оформлению. Высота северной башни, выполненной в готическом стиле, составляет 113 метров (в ней расположена смотровая площадка), в то время как южная башня ниже (105 метров) и выполнена в более надежном романском стиле. Южный фасад собора также украшен астрономическими часами, которые появились в XVI веке. В настоящее время они показывают только время, хотя до поломки механизма в конце XVIII века можно было узнать также день недели и фазу Луны.
Визитная карточка этого собора — его витражи, некоторые из которых были созданы еще в XII веке. Они украшают почти 150 окон (общая площадь остекления составляет 2000 м²). Еще одной достопримечательностью одного из самых главных памятников архитектуры Средневековья является выложенный на полу храма сферический лабиринт «Путь в Иерусалим». Плащаница Богоматери хранится здесь за стеклом, и каждый год в Шартр приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться этой святыне.
Шартрский собор вдохновлял известных художников, писателей и кинематографистов. Например, он появляется в фильме Орсона Уэллса «Фальшивка», а Эрнест Хемингуэй вспоминает о нем в своем романе «По ком звонит колокол».
Кёльнский собор
Где находится: Кёльн, Германия
Этот собор считается не только одним из главных памятников готики, но и одну из самых масштабных долгостроев в истории человечества: его возведение длилось в общей сложности 632 года.
По одной из версий, власти города Кёльна решили построить самый большой и величественный собор в мире, чтобы в нем покоились мощи святых волхвов, захваченные императором Фридрихом Барбароссой в одном из миланских монастырей. Фундамент собора заложили в 1248 году, однако в начале XVI века, из-за протестантского движения, охватившего Германию, строительство приостановили на целых 300 лет. Торжественное открытие собора состоялось в 1880 году, и на тот момент он был самым высоким зданием в мире, его высота составила 157 метров. Кёльнский собор уцелел даже во время Второй мировой войны, когда город подвергся массовым бомбардировкам. Его главная достопримечательность смогла пережить 14 авиаударов и осталась совершенно нетронутой.
Каждый год Кёльнский собор посещает более шести миллионов путешественников. Их привлекает не только величественный фасад здания (чтобы лучше оценить архитектурные особенности, обязательно стоит подняться на смотровую площадку на одной из башен), но и потрясающие реликвии, хранящиеся внутри храма. Мощи волхвов находятся в позолоченном ларце, известном как Рак трёх Святых королей. Кроме того, здесь хранится крест Геро — двухметровое распятие, созданное в X веке, и величественная статуя Миланской Мадонны, выполненная мастером XIII века.
Заключение
Готические соборы, символизирующие эпоху Средневековья, можно найти во многих европейских городах. Каждый из этих каменных, молчаливых свидетелей исторических событий является величественным и по-своему прекрасным. Изучать шедевры готики можно в одиночку, но если обратиться к местным гидам, ваше путешествие станет более насыщенным: ведь они поведают о завуалированных тайной архитектурных памятниках больше, чем вы можете найти в справочниках.
Автор: Максим Тувим